Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения анализа объемов транспортной работы, использования трудовых ресурсов, анализа себестоимости, прибыли и рентабельности перевозок, а также изучение возможных причин неудовлетворительной работы предприятия и разработка мероприятий по ликвидации данных причин.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач новый.docx

— 201.68 Кб (Скачать файл)

Процесс формирования изменения себестоимости  в связи с основными причинами, вызвавшими ее изменение, показан на рисунке 3.2, построенном по данным таблиц 3.4 и 3.5.

Таким образом, себестоимость под  влиянием изменения затрат увеличилась на 12,967%, а за счет изменения грузооборота уменьшилась на 3,874 %. В итоге получилось, что фактически себестоимость увеличилась на 9,09%. При чем предполагалось увеличение себестоимости только на    0,732% (допустимое отклонение по себестоимости). Т.е. на предприятии существует  перерасход в размере 8,661 % (относительное отклонение по себестоимости).

Причины, вызвавшие вышеуказанные  изменения приведены на рисунке 3.2.

 

  

 

3.3. Анализ  доли переменных, постоянных расходов  и доли заработной платы в себестоимости

 

Таблица 3.6. Влияние на себестоимость 1 ткм изменения долей затрат.

Показа-

тели

План

руб/ткм

Отчет

руб/ткм

% выпол-нения плана

Изменение доли затрат

Структура себестоимости

Влияние на себестоимость

изменения доли затрат, %

руб.

%

базис

отчет

Доля перемен-ных  расходов

2 122,18

2 346,58

110,57

224,40

10,57

76,03

77,06

5,21

Доля заработ-

ной платы с начисле-ниями

138,52

147,99

106,84

9,47

6,84

4,96

4,86

0,339

Доля постоян-ных расходов

530,55

550,43

103,75

19,89

3,75

19,01

18,08

0,71

Итого

2 791,25

3 045,00

109,091

253,75

21,157

100

100

6,319


 

Анализ доли переменных затрат.

На долю переменных расходов в себестоимости  оказывают влияние ниже перечисленные  факторы. Расчет влияния факторов производится по следующим формулам:

∆S1=(100/Пр)*(Пс пер–100)+(100/Пр1)*(100/Пℓобщ1)*100+(100/Пр1–1)*100   (3.6)

  ∆S1с пер = (100 ∕ Пр)*(Пс пер – 100)                                                        (3.7)

∆S1ℓобщ = (100 ∕ Пр1)*(100∕ Пℓобщ – 1)*100                                           (3.8)

∆S1р1 = (100 ∕ Пр1 – 1)*100                                                                   (3.9)

∆S1З1 = (100∕Пр)*(Пс пер–100)+(100∕Пр1)*(100∕Пℓобщ1)*100              (3.10)  

∆S = (100 ∕ Пр1)*(100∕Пℓобщ–1)*100+(100∕Пр1–1)*100                     (3.11)   

где ∆S1 – изменение доли переменных расходов в себестоимости;

      ∆S1с пер, ∆S1ℓобщ, ∆S1р1, ∆S1З1, ∆S – соответственно влияние на долю переменных расходов изменения общей суммы переменных расходов, общего пробега, выработки на 1 км пробега, затрат на 1 км пробега и грузооборота.

Lобщ =

Lобщ = 4 445 445,35           L'общ = 4 483 253,07       ПLобщ = 100,85

P1 = P/ Lобщ

P1 = 1,563       P'1 = 1,613            ПP1 = 103,154

 

∆S1 = (100/104,03)*(111,168-100)+(100/103,154)*(100/100,85 - 1)*100 +

       + (100/103,154- 1)*100 = 14,448+ (-0,817) + (-3,057) =10,574

∆S1с пер = (100/104,03)*(106,857-100) = 14,448

∆S1ℓобщ = (100/103,154)*(100/100,85 - 1)*100 = -0,817

 ∆S1р1 = (100/103,154 -1) *100 = -3,057

∆S1З1 = (100/104,03)*(106,857-100) + (100/103,154)*(100/100,85 -1)*100 =

          = 6,591+(-0,81707)=5,774

∆S = (100/103,154)*(100/100,85 -1)*100 + (100/103,154 - 1)*100 =

          = -0,817+(-3,057) = - 3,875

Чтобы получить изменение доли переменных расходов в рублях, нужно взять  полученный по расчету процент с  учетом знака от базисной доли переменных расходов.

На сколько рублей изменится  доля переменных расходов, на столько  же рублей изменится и вся себестоимость.

                         ∆Ss1 = (Чпер ∕ 100) ×   ∆S1                                                  (3.12)

где ∆Ss1 – изменение себестоимости за счет доли переменных расходов, %;

     ∆S1 – изменение доли переменных расходов, %.

∆SS1 = 76,03/100*10,574=5,21

Расходы на 1 км пробега:

ПP1 = (Пс пер ∕ Пℓобщ - 1)*100                                              (3.13) 

ПP1 = (111,168/100,85 -1)*100 = 10,23          

 

Анализ доли заработной платы.

На  долю заработной платы в себестоимости (S2) влияют выполнение плана по фонду заработной платы и по грузообороту. Влияние каждого из этих факторов на изменение S2 рассчитывается по формуле:

∆S2 = (100∕Пр)*(ПЗП -100) + (100∕Пр – 1)*100                       (3.14)


                                        ∆S2 ЗП                                         ∆S2 P

где ∆S2 ЗП, ∆S2 Р – соответственно изменение доли заработной платы за счет          отклонения фонда заработной платы от базисного, изменение грузооборота.

∆S2 = (100/104,03)*(111,142-100) + (100/104,03 -1)*100 =10,71+(-3,87)=6,84

∆SS2 = (ЧЗП ∕ 100)*∆S2                                                              (3.15)                          

∆SS2 = (4,96/100)*6,84 = 0,339

Анализ доли постоянных расходов.

На уровень  постоянных расходов в себестоимости 1 ткм (∆S3) воздействуют отклонение фактически выполненного грузооборота от базиса и отклонение суммы постоянных расходов от базиса.

∆S3 = (100∕Пр)*(Пс пост -100) + (100∕Пр -1)*100                            (3.16)


                                     ∆S3 с пост                                 ∆S3 P

где ∆S3с пост, ∆S – соответственно изменение доли постоянных расходов за счет общей суммы постоянных расходов, грузооборота.

∆S3 = (100/104,03)*(107,931-100) + (100/104,03 -1)*100=7,623+(-3,87)=3,750

Изменение всей себестоимости за счет доли постоянных расходов и в том  числе за счет факторов, вызвавших  изменение этой доли, составит:

∆SS3 = (Чпост ∕ 100) * ∆S3                                                             (3.17)

∆SS3 = (19,01/100)* 3,750=0,71

Все результаты по анализу долей  себестоимости и влиянию их на себестоимость можно отразить на рисунке 3.3.








 

Рисунок 3.3. Влияние на изменение себестоимости  доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы.

Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  видов материалов позволяют значительно  снизить себестоимость транспортных услуг.

Снижение  себестоимости  обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости.

Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых  и общезаводских расходов в целом  по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого  изделия.

Для снижения себестоимости транспортных услуг можно предложить несколько  мероприятий:

1. Увеличение коэффициента использования  пробега b за счет оптимизации маршрутов перевозки.

2. Увеличение коэффициент выпуска на линию (aВ)

3. Экономность и аккуратность  в использовании топлива.

4.  Рационализация производства.

 

4. АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПЕРЕВОЗОК.

4.1. Анализ  прибыли автотранспортной организации

В странах с развитыми рыночными  отношениями исследуется зависимость  объема производства и реализации продукции, и ее себестоимости. При увеличении объема производства себестоимость  единицы продукции снижается, т.к. уменьшается доля постоянных затрат в полной себестоимости. При изучении факторов изменения прибыли и  прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

В отечественной  практике экономический смысл прибыли  состоит в следующем:

П = Р*(Т1ткм-S)                                                                             (4.1)

где Р –  объем  выполненного грузооборота, ткм;

Т1ткм – тариф за 1 ткм, руб.;

S – себестоимость единицы продукции, руб.

Первоначально,  для определения прибыли, необходимо снять НДС, включенный в тариф  за 1 ткм.

Т1 ткм без НДС = 3850- (3850*20/120) = 3850-641,6 = 3208

Т'1 ткм без НДС = 4200 - (4200*20/120) = 4200- 700= 3500

В результате, прибыль организации равна:

П = 6 950 360*(3208-2791,25) = 2 898 879 316,67

П' =7 230 552*(3500-3045) = 3 289 901 160

В зарубежной практике определяется маржинальный доход предприятия:

МД = П + TFC                                                                            (4.2)

Следовательно

П = МД – TFC                                                                          (4.3)

Тогда

П = Р * (Т1ткм -AVC) – TFC                                                      (4.4)

где Р – объем выполненного грузооборота, ткм;

      Т1ткм – тариф на 1 ткм без косвенных налогов, руб.;

      AVC – средние переменные издержки, руб.;

TFC – постоянные издержки, руб.

Данные для  анализа прибыли и рентабельности можно отразить в таблице 4.1.

Таблица 4.1. Исходные данные для анализа  прибыли и рентабельности.

 Показатель

План

Факт

1. Общий грузооборот, ткм

6 950 360

7 230 552

2. Тариф на 1 ткм без налогов, руб

3208

3500

3. Себестоимость, в т.ч:

3.1.AVC, руб

2 791,25

2 226,07

3 045

2 457,57

4.TFC, руб

3 928 178 160

4 247 440 059,60


 

На основе данных таблицы 4.1, используя способ цепной подстановки, проведем анализ влияния  факторов на изменение суммы прибыли.

           Ппл = Рпл * (Т1ТКМ пл – AVCпл) – TFCпл                                                                            (4.5)

          Пусл1. = Рф * (Т1ТКМ пл – AVCпл) – TFCпл                                            (4.6)

              Пусл2. = Рф * (Т1ТКМ ф – AVCпл) – TFCпл                                              (4.7)

          Пусл3. = Рф * (Т1ТКМ ф – AVCф) – TFCпл                                                (4.8)

        Пф = Рф * (Т1ТКМ ф – AVCф) – TFCф                                                    (4.9)

 

Используя формулы определим величины условных прибылей:

Ппл = 6 950 360 *(3208- 2226,07)-3 928 178 160 = 2 896 588 834,80

Пусл1 =7 230 552*(3208 – 2226,07)- 3 928 178 160= 3 171 717 765 ,36

Пусл2 = 7 230 552*(3500 – 2226,07) – 3 928 178 160 = 5 283 038 949,36

Пусл3 = 7 230 552*(3500 – 2457,57) – 3 928 178 160= 3 609 166 161,36

Пф = 7 230 552*(3500- 2457,57) – 4 247 440 059,60= 3 289 904 261,76

В результате анализа выясним, на сколько изменилась прибыль за рассматриваемый период:

                                        DП = Пф – Ппл                                                       (4.10)

В результате увеличение прибыли  составило:

DП = 3 289 904 261,76-2 896 588 834,80 = 393 315 426,96руб     

в том числе:

- за счет увеличения объема транспортной работы:

                                    DПp = Пусл.1. – Ппл                                                (4.11)

p = 3 171 717 765,36 – 2 896 588 834,80 = 275 128 930 ,56руб

- за счет увеличения тарифа за единицу транспортной работы:

                                     DПТ1трусл.2.– Пусл.1.                                                                 (4.12)

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия