Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения анализа объемов транспортной работы, использования трудовых ресурсов, анализа себестоимости, прибыли и рентабельности перевозок, а также изучение возможных причин неудовлетворительной работы предприятия и разработка мероприятий по ликвидации данных причин.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач новый.docx

— 201.68 Кб (Скачать файл)

На изменение уровня производительности труда в стоимостном измерении  в целом по предприятию, т.е. на одного работающего, влияют две группы факторов:

  1. все причины, вызвавшие отклонение фактических (отчетных) доходов предприятия от плановых (базисных) доходов;
  2. все причины, вызвавшие отклонение фактической (отчетной) среднесписочной численности персонала основной деятельности от плановой (базисной) численности за предыдущий период.

Изменение производительности труда (ΔПω) за анализируемый период в % можно рассчитать следующим образом:

                              ΔПω = ((ω/ − ω) / ω) * 100                               (2.3)

где ΔПω - процент изменения производительности труда;

ω/ - фактическая производительность труда;

ω – плановая производительность труда.

Используя прием детализации общих  результатов, следует определить влияние  на изменение производительности указанных  факторов, а именно общей суммы  доходов (ΔПωД) и численности персонала основной деятельности (ΔПωN). Расчет по следующей формуле:

ΔПω = (100 / ПN) * (ПД – 100) + ((100 / ПN) – 1) * 100,  %             (2.4)

где ПN, ПД – процент изменения за анализируемый период соответственно по численности персонала и общей сумме доходов.

Для выполнения расчетов необходимо располагать сведениями за анализируемый  период, представленными в таблице 2.3.

 

 

Показатели

 

Базисный

период

Отчетный

период

% измене-ния

Структура, %

Условные обозначения

базис-ная

отчет-ная

Доходы, тыс. руб,

в т.ч.:

Д

31 864 457 010

36 285 212 694

113,87

100

100

- по «сдельным» автомобилям;

Дсд

26 758 886 000

30 368 318 400

113,49

83,977

83,693

-по «почасовым» автомобилям;

Дпоч

4 205 391 300

4 918 845 120

116,97

13,198

13,556

- прочие

Дпр

900 179 710

998 049 174

110,87

2,825

2,751

Численность производств. персонала, чел,

в т.ч.:

N

263,00

269

102,28

100,000

100,000

- водителей;

Nв

203

205

100,99

77,186

76,208

- ремонтных рабочих;

Nрем.р

48

46

95,83

18,251

17,100

- прочего вспомогательного производств. персонала

Nпр.п

12

18

150,00

4,563

6,691

Грузооборот, тыс. ткм

P

6 950 360

7 230 552

104,03

   

Платные автомобиле-часы, тыс.час.

Au

76 461

83 088

108,67

   

Доходная ставка 1 ткм, руб

dткм

3 850

4200

109,09

   

Доходная ставка 1 а/ч, руб

dat

55 000,00

59200

107,64

   

Производитель-ность труда на одного рабочего, тыс.руб

ω

121 157 631,22

134 889 266,52

111,33

   




Таблица 2.3. Исходные данные для анализа  производительности труда

 

Для заполнения таблицы 2.3 первоначально  необходимо определить:

а) платные автомобиле-часы работы

- по плану

Аu= 365*25,3*11,5*0,72=76461а/ч

- по факту 

Аu' =365*27,1*11,2*0,75=83088 а/ч

б) доходы по «сдельным» автомобилям

- по плану

Дсд = 6 950 360*3850=26 758 886 000руб.

- по факту

        Дсд' = 7 230 552*4200= 30 368 318 400руб.

в) доходы по «почасовым» автомобилям

- по плану

Дпоч = 76461*55000= 4 205 391 300 руб.

- по факту

Дпоч' = 83088*59200= 4 918 845 120 руб.

г) суммарный доход

- по плану

         Д = 26 758 886 000+ 4 205 391 300+ 900 179 710 = 31 864 457 010 руб.

- по факту

         Д’ = 30 368 318 400 + 4 918 845 120 + 998 049 174= 36 285 212 694 руб.

В результате производительность труда составляет:

- по плану

        ω = 31 864 457 010 / 263 = 121 157 631, 22руб.

- по факту

        ω' =36 285 212 694 / 269 = 134 889 266,52 руб.

Используя прием детализации общих  результатов, следует определить влияние  на изменение производительности указанных  факторов, а именно:

- общей суммы доходов (ΔПωД)

ΔПωД = (100 / ПN) * (ПД – 100) = (100/102,28)*(113,87 – 100) =13,56 %

- численности персонала основной  деятельности (ΔПωN)

ΔПωN = ((100 / ПN) – 1) * 100 = (100/102,28-1)*100= -2,23%

В результате изменение производительности труда составляет:

ΔПω = 13,56-2,23= 11,33%

На следующем этапе анализа  выявляют, как повлияло изменение  доходов от различных видов перевозок  и работ на производительность труда  работающих.

Это рассчитывается следующим образом:

ΔПωД = (СДсд / ПN) * (ПДсд – 100) + (СДпоч / ПN) * (ПДпоч – 100) +

+ (СДпр / ПN) * (ПДпр – 100),  %                       (2.5)

где СДсд, СДпоч, СДпр – соответственно удельные веса доходов от сдельных, почасовых перевозок и прочих работ в общей сумме доходов предприятия, %;

      ПДсд, ПДпоч, ПДпр – соответственно процент выполнения плана по доходам от сдельных, почасовых перевозок и прочих видов работ.

ΔПωД = (83,977/102,28) * (113,49-100) + (13,198/102,28) * (116,97-100) +

             + (2,825/102,28) * (110,87-100) = 11,08+2,18+0,30=13,56

Результаты  расчетов заносятся в таблицу 2.4.

Таблица 2.4. Влияние  на формирование ΔПω изменения доходов, полученных от различных видов деятельности.

Показатель, млн.руб

Структура доходов базисная

Графа 2 / ПN

Изменение доходов

Д-100)

Влияние на производительность труда  изменения доходов

(графа 3 * графа 4)

1

2

3

4

5

Доходы от:

- перевозок «сдельными» автомобилями

- перевозок «почасовыми» автомобилями

- прочей деятельности

 

83,977

 

13,198

 

2,825

 

0,828

 

0,139

 

0,028

 

13,49

 

16,97

 

10,87

 

11,06

 

2,20

 

0,30

Итого

100

0,995

41,33

13,56


Влияние на производительность труда  объема выполненных работ по перевозкам и средней доходной ставки определяется так:

ΔПωДсд = (СДсдN)*(Пр–100)+((СДсдN)*Пр)*((Пdткм /100) – 1)           (2.6)

 

ΔПωДсд = (83,977/102,28)*(104,03-100) +

                 + ((83,977/102,28)*104,03)*((109,09/100)-1) =

                 = 3,309+7,764=11,073

Также необходимо проанализировать влияние  на производительность труда:

- автомобиле-часов работы

ΔПωДпочАu = (СДпочN)*(ПАu–100) = (13,198/102,28)*(108,67-100) = 1,119

- тарифа за 1 автомобиле-час работы

ΔПωДпоч dачр = ((СДпочN)*ПАu)*((Пdачр/100)–1) =  

                 = ((13,198/102,28)*108,67)*((107,64/100)-1) =1,071

 

Теперь осталось выяснить, как повлияло на формирование величины ΔПωN изменение численности различных групп производственного персонала.

ΔПωN = ((С * 100 / ПN) – C'Nв) + ((СNрем.р * 100 / ПN) – C'Nрем.р) +

+ ((СNпр.пер * 100 / ПN) – C'Nпр.пер),  %   (2.7)

где С, СNрем.р, СNпр.пер – соответственно удельный вес численности водителей, ремонтных рабочих и прочего персонала в общей численности персонала основной деятельности.

ΔПωN = ((77,186*100/102,28) -76,208) + ((18,251*100/102,28)-17,100) +

             + ((4,563*100/102,28)-6,691) = -0,72+0,74-2,23= -2,21

Результаты расчетов заносятся  в таблицу 2.5.

 

 

Таблица 2.5. Влияние на формирование ΔПωN изменения численности различных групп производственного персонала.

Группы работников

Плановая структура  численности работников, %, из таблицы 2.3)

Графа 2 * (100/ПN)

Отчетная структура  численности работников, %, (из таблицы 2.3)

Влияние на ΔПωN изменения численности, % (графа 3 - графа 4)

Водители

77,186

75,488

76,208

-0,72

Ремонтные и вспомогательные  рабочие

18,251

17,844

17,100

0,74

Прочий производственный персонал

4,563

4,463

6,691

-2,22

Итого

100

97,8

100

-2,21


 

Исходные данные для анализа  влияние технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда представим в таблице 2.6, а результаты анализа  - в таблице 2.7.

 

При анализе технико-эксплуатационных показателей (ТЭП)  прежде всего необходимо выделить те, которые являются определяющими производительность парка. Такими показателями являются:

1) время движения;

2) грузоподъемность подвижного  состава и ее использование;

3) использование пробега;

4) средняя техническая скорость;

5) ходовое количество автомобилей.

Наибольшая производительность может  быть достигнута при соблюдении следующих  основных условий:

- время простоя под погрузкой-разгрузкой должно быть минимальным;

- грузоподъемность подвижного состава должна использоваться полностью;

- подвижной состав должен быть загружен на всем пути следования;

- скорость подвижного состава должна быть возможно большей;

- проведение работ по техобслуживанию  и ремонту подвижного состава  должно быть эффективным.

Таблица 2.6. Исходные данные для анализа  влияния ТЭПов на изменение уровня производительности труда.

бозна-чение

Показатель

Базис

Отчет

% изменения

Tн

Среднее время в наряде, ч

11,5

11,2

97,39

q

Средняя грузоподъемность, т

5,3

5,1

96,23

aв

Коэффициент выпуска  автомобилей на линию

0,72

0,75

104,17

Асп

Среднесписочная численность автомобилей

115

113

98,26

Дк

Количество календарный дней в периоде

365

365

100,00

g

Коэффициент использования  грузоподъемности

0,61

0,64

104,92

uт

Средняя техническая  скорость, км/ч

20

23

115,00

b

Коэффициент использования  пробега

0,62

0,65

104,84

lе.г.

Расстояние ездки  с грузом, км

22

25

113,64

tп-р

Время простоя под погрузкой-разгрузкой за одну ездку, ч

1,0

1,3

130,00

Q

Объем перевозок, тыс.т

405 033

380 467

93,93

P

Грузооборот, тыс.км

6 950 360

7 230 552

104,03


 

 

Таблица 2.7. Анализ влияния изменения технико-эксплуатационных показателей на изменение уровня производительности труда.  

Показатель

Расчетная формула

Результат расчета (%)

Tн

ΔПωтн = (СДсдN)·(Птн – 100)

ΔПωтн =(83,977/102,28)*(97,39-100)= -2,143

q

ΔПωq = (СДсдN)*(Пq – 100)

ΔПωq = (83,977/102,28)*(96,23-100)= -3,095

aв

ΔПωaв = (СДсдN)*(Пaв – 100)

ΔПωaв  = (83,977/102,28)*(104,17-100) = 3,424

Асп

ΔПωАсп = (СДсдN)*(ПАсп – 100)

ΔПωАсп =(83,977/102,28)*(98,26-100)= -1,429

Дк

ΔПωДк = (СДсдN)*(ПДк – 100)

ΔПωДк = (83,977/102,28)*(100-100)= 0

g

ΔПωγ = (СДсдN)*(Пγ – 100)

ΔПωγ = (83,977/102,28)*(104,92-100)= 4,040

uт

ΔПω = (СДсдN)*(П – 100)

ΔПω= (83,977/102,28)*(115,00*0,949-100) = 7,5


Продолжение таблицы 2.7.

Показатель

Расчетная формула

Результат расчета (%)

b

ΔПωβ = (СДсдN)*(Пββ – 100)

ΔПωβ = (83,977/102,28)*(104,84*0,983-100) = 2,52

lе.г.

ΔПωlе.г.=(СДсдN)*(Пlе.г*δlе.г-100)

ΔПωlе.г = (83,977/102,28)*(113,64*0,920-100) = 3,735

tп-р

ΔПωtп-р = (СДсдN)*(δп-р – 1) ·100

ΔПωtп-р= (83,977/102,28)*(0,902-1)*100

= -8,046


 

Расчеты по анализу производительности труда в целом по всем факторам можно отобразить в виде схемы, представленной на рисунке 2.1.

 




 

 

 

Рисунок 2.1. Схема  расчетов по анализу производительности труда.

В отчетном периоде произошел  прирост производительности труда на 11,33%. Влияние на увеличение производительности оказало увеличение доходов от перевозок (+13,6%). В частности изменение доходных ставок от сдельных (+11,06%) и почасовых перевозок (+2,20%). Уменьшение производительности труда за счет изменения численности производственного персонала в отчетном периоде по сравнению с планом составил (-2,21%), на него положительно повлияло уменьшение штатной численности ремонтных рабочих на 2 человек (0,74%) Отрицательно повлияло увеличение численности прочего персонала на 6 человека (-2,23%) и уменьшение количества водителей ( - 0,72%).

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия