Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения анализа объемов транспортной работы, использования трудовых ресурсов, анализа себестоимости, прибыли и рентабельности перевозок, а также изучение возможных причин неудовлетворительной работы предприятия и разработка мероприятий по ликвидации данных причин.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач новый.docx

— 201.68 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2.1 Влияние ТЭПов на производительность труда.

Отрицательное влияние на производительность труда  оказало невыполнение плана по грузообороту за счёт изменения технико-эксплуатационных показателей.

  Производительность труда стала меньше за счёт уменьшения таких технико-эксплуатационных показателей, как время пребывания в наряде  (-2,14%), времени простоев под погрузкой-разгрузкой (-8,046%). Так же отрицательное влияние оказало уменьшение средней номинальной грузоподъемности (- 3,095) и снижение среднесписочного количества автомобилей  (-1,429).

Исходя  из выше изложенного, сделаем вывод  о том, что предприятию следует  в лучшей степени планировать  погрузочно -  разгрузочные работы, в том числе согласовывать графики работы с погрузо-разгрузочными пунктами. Так же предприятию следует изменить тактику в определении численности персонала, а именно, по возможности сократить численность прочего персонала, т.к. она отрицательно повлияла на производительность труда.

 

2.4. Анализ  фонда заработной платы

Анализ  использования фонда заработной платы целесообразно проводить  в следующей последовательности: исчислить относительные и допустимые отклонения по фонду заработной платы, рассчитать влияние на расход фонда  заработной платы изменения численности  персонала и средней заработной платы, изучить и составить темп роста производительности труда  и средней заработной платы под  влиянием роста производительности труда.

Исходные  данные по анализу фонда заработной платы представим в таблице 2.8.

Таблица 2.8. Фонд заработной платы за анализируемый  период.

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Выполнение плана, %

Фонд оплаты труда всего, тыс.руб, в т.ч:

а) рабочих

   - водителей

   - ремонтных и вспомогательных  рабочих

б) руководителей, специалистов и служащих

в) прочего персонала

715 300 000

604 900 000

466 900 000

138 000 000

87 400 000

 

23  000 000

795 000 000

672 500 000

512 500 000

160 000 000

105 000 000

 

17 500 000

111,142

111,175

109,767

115,942

120,137

 

76,087

Средняя заработная плата на одного работника, тыс.руб.

2 300 000

2 500 000

108,695


На основании данных таблицы 2.8 можно сделать вывод о том, что общая сумма фонда заработной платы увеличилась на 11,142%, следствием чего явилось увеличение средней заработной платы рабочих на 8,695%. Причинами данного увеличения является увеличение численности работников предприятия, а также увеличение средней заработной платы.

Скорректируем базисный фонд заработной платы по проценту выполнения плана по доходам:

ФЗПск = ФЗП + ((ФЗП × (ПД – 100)) / 100) × Кз.п.)                (2.8)

где ФЗПск – скорректированный фонд заработной платы, руб.;

      ФЗП – базисный фонд заработной платы;

      ПД – процент выполнения плана по доходам;

       Кз.п. – коэффициент корректировки заработной платы (0,8 для АТП).

В данном случае скорректированный  фонд заработной платы равен:

    ФЗПск = 715 300 000+ ((715 300 000*(113,87-100)/100)*0,8 = 794 669 688

Д = ((ФЗПск - ФЗП)/ФЗП)*100,%                                       (2.9)

Д = ((794 669 688 – 715 300 000)/715 300 000)*100 =11,096

Определим абсолютное и относительное  отклонение от базиса.

А = ((ФЗП' - ФЗП)/ФЗП)*100,%                                         (2.10)

А = ((795 000 000- 715 300 000)/715 300 000)*100 = 11,142

О = ((ФЗП' - ФЗПск)/ФЗП)*100,%                                       (2.11)   

О = ((795 000 000 – 794 669 688)/715 300 000)*100 = 0,046                                  

Основными причинами, влияющими на расход фонда заработной платы, являются изменения численности работников и средней заработной платы. Пользуясь  приемом исчисления разниц, определим  влияние этих факторов на фонд заработной платы.

∆ФЗП = (N'-N)*ЗПср + N'*(ЗП'ср - ЗПср)                             (2.12)

Если производительность труда  равна 

ω = Д / N, то N = Д / ω, тогда

ΔФЗПN = (Д/ / ω/ − Д / ω) ×  ЗПср                                        (2.13)

Исходя из этого равенства можно  определить влияние на фонд заработной платы изменения производительности труда и объема производства (доходов).

ΔФЗПω = (Д/ / ω/ − Д/ / ω) ×  ЗПср,                     (2.14)

ΔФЗПД = ((Д/ − Д ) / ω) ×  ЗПср,                                          (2.15)

Таким образом, найдем изменения фонда  заработной платы за счет:

- численности

ΔФЗПN =(36 285 212 694/121 157 631,22- 31 864 457 010/134 889 266,52)*                  

                *2 300 000 = 19 800 000

- производительности труда

ΔФЗПω = (5 880 579 077,5/29 699 894,331-5 880 579 077,5/29 276 669,408)*

                 *3 300 000 = (198 - 200,862)*3 300 000 = -9 444 600

- дохода

∆ФЗПД = ((5 880 579 077,5 - 5 621 120 526,4)/29 276 669,408)*3 300 000 =

             = 8,862*3 300 000 =  29 244 600

Таким образом, используя вышеприведенные  формулы и расчеты, в конечном итоге мы получим следующее:

∆ФЗП = 19 800 000 - 9 444 600 + 29 244 600 = 39 600 000

В результате можно отметить, что  большое влияние на фонд заработной платы окали влияние изменения  доходов и численности работников в организации, за счет которых фонд заработной платы вырос на 29 244 600 руб. и на 19 800 000 руб. соответственно. Но данный рост уменьшило снижение фонда заработной платы за счет снижения производительности   (-9 444 600руб.).

При анализе средней заработной платы необходимо сопоставить динамику средней производительности труда  с динамикой средней заработной платы. Коэффициент, характеризующий  соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы (Кс), можно определить по формуле:

Кс = Пω / Пср.зп                                                                                                         (2.16)

где Пω - процент по производительности труда;

      Пср.зп - процент по средней заработной плате.                                                                                                       

 

Кс = 111,33/ 108,695= 1,02

Таким образом, можно сделать следующие  выводы: т.к Кс~1, то на предприятии производительность труда и заработная плата растут примерно одинаково. Это говорит о правильной работе экономического и финансового отделов на предприятии, но не идеальной. У предприятия есть возможность повысить производительность труда и за счет сбалансирования численности персонала и за счет технико – эксплуатационных показателей, а следовательно и повысить заработную плату рабочим, тем самым повысить их благосостояние и желание работать.

 

3. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ  АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

3.1 Анализ общей суммы  затрат

Важным показателем, характеризующим  деятельность любого предприятия, является себестоимость продукции, работ  и услуг. От ее уровня зависит финансовый результат деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъекта.

Анализ себестоимости имеет  очень важное значение. Всесторонний анализ сложившегося уровня затрат по видам перевозок, выполняемых работ  и оказываемых услуг, позволяет  выявить и определить величины и  причины отклонений фактических  затрат от ранее запланированных.

Особое внимание при этом должно быть обращено на выявление причин возникновения дополнительных затрат.

Тщательным образом должны быть проанализированы причины потерь от сверхнормативного расхода топлива, автомобильной резины, запасных частей и материалов, от сверхплановых простоев подвижного состава и стационарного  оборудования, от порчи и потери грузов в пути, от аварий, от излишних расходов, обусловленных нерациональными  хозяйственными связями и перевозками, нарушениями технологической, трудовой и договорной дисциплины.

Анализ себестоимости производится одновременно с комплексным технико-экономическим  анализом работы предприятия: исследованием  уровня технико-эксплуатационных показателей  использования подвижного состава, объема, структуры и качества перевозок (работ, услуг), организации производства и труда, использования материальных ресурсов, рабочего времени и т. д. На этой основе выявляются внутрипроизводственные резервы и разрабатываются организационно-технические мероприятия по их использованию и повышению экономической эффективности перевозок и других видов производственно-хозяйственной деятельности АТП.

В ряде случаев по результатам проведенного анализа в установленном законодательством  порядке может осуществляться пересмотр  некоторых эксплуатационных показателей, расценок, норм и нормативов расхода  трудовых и материальных ресурсов.

Таким образом, современные условия  требуют новых методических подходов к управлению издержками производства, учитывающих влияние налоговой  системы, инвестиционной политики, инфляционных процессов и других особенностей рынка. В связи с меняющимися  условиями хозяйствования и ориентацией  на международные стандарты и  мировую практику учета возникает  необходимость совершенствования  анализа затрат и поиск путей  снижения себестоимости.

При анализе общей суммы затрат разделим все затраты на три основных группы и сведем данные в следующую  таблицу.

Таблица 3.1. Плановые и отчетные данные по статьям затрат.

Статьи расходов

Расходы, руб

Процент выполнения плана, %

Структура расходов, %

базис

отчет

базис

отчет

Заработная плата с начислениями, тыс.руб

962 793 800,00

1 070 070 000,00

111,142

4,96

4,86

Переменные расходы, тыс.руб.,

в т.ч.:

14 749 918 840,00

16 967 038 280,40

115,031

76,03

77,06

- топливо;

7 374 959 420,00

7 974 507 991,79

108,130

38,01

36,22

- смазочные и эксплуатационные  материалы;

1 622 491 072,40

2 036 044 593,65

125,489

8,36

9,25

- износ и ремон шин;

2 359 987 014,40

2 205 714 976,45

93,463

12,16

10,02

- ТО и ремонт подвижного состава;

2 654 985 391,20

3 902 418 804,49

146,985

13,69

17,72

- прочие

737 495 942,00

848 351 914,02

115,031

3,80

3,85

Условно-постоянные расходы, тыс.руб.,

в т.ч.:

3 687 479 710,00

3 979 922 559,60

107,931

19,01

18,08

- общехозяйственные расходы;

2 212 487 826,00

2 586 949 663,74

116,925

11,40

11,75

- амортизация;

1 106 243 913,00

994 980 639,90

89,942

5,70

4,52

- прочие

368 747 971,00

397 992 255,96

107,931

1,90

1,81

Итого

19 400 192 350,00

22 017 030 840,00

113,489

100,00

100,00


 

Из таблицы видно, что общая  сумма расходов увеличилась на 13,49%. Такое увеличение связано с увеличением переменных издержек на 15,031% и расходов на выплату заработной платы на 11,14%, и постоянных расходов на 7,931%.

Для того, чтобы провести анализ общей  суммы затрат на эксплуатацию, сопоставим данные за анализируемый период. Данные могут быть несопоставимы из-за изменения  среднего расстояния перевозки грузов, из-за отклонения отчетного среднесписочного количества автомобилей, а также  структуры автомобильного парка  от плановых данных. Поэтому судить по величине абсолютного отклонения о размерах экономии или перерасхода  денежных средств затруднительно. Следовательно, необходимо до начала анализа устранить  влияние этих факторов на сопоставимость затрат путем пересчета последних  на фактический объем перевозочной работы.

Анализ общей суммы затрат на эксплуатацию подвижного состава начинается с сопоставления отчетных данных с плановыми, разница между которыми является величиной абсолютного отклонения. Для того, чтобы провести анализ общей суммы затрат на эксплуатацию, необходимо сопоставить фактические данные с плановыми. Данные могут быть несопоставимы из-за изменения среднего расстояния ездки с грузом, из-за отклонения фактического среднесписочного количества автомобилей, а также структуры автомобильного парка от плановых данных. Поэтому судить по величине абсолютного отклонения о размерах экономии или перерасхода денежных средств довольно затруднительно. Следовательно, необходимо до начала анализа устранить влияние этих факторов на сопоставимость затрат путем пересчета последних на фактический объем перевозочной работы.

Анализ себестоимости перевозок  можно провести с помощью приема выравнивания начальных точек анализа. Для этого необходимо рассчитать аналитические значения затрат по всем статьям и все виды отклонений.

Допустимые  отклонения (разница между аналитическими затратами и базисными) со знаком «+» показывают те суммы, которые  предприятие имеет право дополнительно  израсходовать, а со знаком « –  » обязано было сэкономить в связи  с изменившимся объемом работ. Экономия (перерасход) в каждом конкретном случае зависит от отклонения в технологии, замены одних материалов другими, меры экономного расходования материалов и  т.п. Однако не всякую экономию можно  считать положительным явлением. Нельзя одобрить, например, экономию по смазочным материалам, если она достигается  за счет нарушения графиков смазки или некачественной и невыполненной  смазки;  экономию средств на техническое  обслуживание подвижного состава, если оно вызвано невыполнением предусмотренных  объемов работ и т.д.

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия