Анализ кредитоспособности предприятия на основе Тюменского рыбокомбината

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи: - изучить методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия; - исследовать методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий; - проанализировать финансовое положение исследуемого предприятия; - дать оценку эффективности деятельности организации; - исследовать кредитоспособность предприятия заёмщика; - наглядно показать полученные результаты и сделать по ним выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ, ДОКУМЕНТАЦИЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
1.1 Понятие и показатели кредитоспособности…………………………………...4
1.2 Источники сведений, необходимых для расчёта показателей кредитоспособности…………………………………………………………………8
1.3 Анализ бухгалтерского баланса……………………………………………….15
1.4 Процедура оценки кредитоспособности предприятия………………………17
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «РЫБОКОМБИНАТ ТЮМЕНСКИЙ»
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….21
2.2 Анализ кредитоспособности предприятия……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

венедиктова.docx

— 97.31 Кб (Скачать файл)

Равенство итогов актива и  пассива баланса является обязательным условием правильности его составления. В переводе с французского слово "balance" означает весы, т.е. равновесие. Поэтому и две стороны баланса (актив и пассив), как чаша весов, должны быть уравновешены, равны между собой. Общий итог баланса называется валютой. Статьи баланса объединяются в экономически однородные разделы (группы) и подразделы (подгруппы).

Однако для обоснованного  и всестороннего заключения о  кредитоспособности клиентов банка  балансовых сведений недостаточно. Это  вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время  как для выводов о степени  кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие  перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых  для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкет клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследований по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

Также немаловажным источником информации о предприятии является отчёт о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках  представляет информацию, отражающую формирование чистой прибыли отчетного периода, которая является финансовым результатом деятельности предприятия. В отличие от баланса, который отражает состояние средств предприятия и источников их формирования, в отчете о прибылях и убытках регистрируются притоки и оттоки денежных средств.

Отчет о прибылях и убытках  может быть составлен по разным формам:

1) в строчку, как алгебраическая  сумма доходов и расходов;

2) в два раздела (доходы  и расходы);

3) в один список.

В отчете о прибылях и  убытках отражаются следующие элементы: доходы, расходы, прочие прибыли и  прочие убытки.

Под доходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной хозяйственной деятельности и приводящие к увеличению активов или уменьшению обязательств предприятия. В конечном итоге доходы приводят к увеличению собственного капитала.

Под расходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной хозяйственной деятельности и приводящих к уменьшению активов или увеличению обязательств предприятия. В конечном итоге расходы приводят к уменьшению собственного капитала.

Как правило, доходы и расходы  учитываются в соответствии либо с принципом начисления, либо с  кассовым методом, который дает более правильное представление о результатах деятельности предприятия. В приложениях к годовому отчету предприятие должно пояснить причины выбора того или иного метода учета доходов.

Прочие доходы представляют собой результаты операций, не связанных  с основной деятельностью предприятия  и приводящие к увеличению активов или уменьшению обязательств. В конечном итоге прочие доходы также приводят к увеличению собственного капитала.

Прочие расходы представляют собой результаты операций, не связанных  с основной деятельностью предприятия  и приводящие к уменьшению активов или увеличению обязательств. В конечном итоге прочие расходы также приводят к уменьшению собственного капитала.

Одним из главных финансовых результатов деятельности предприятия  является прибыль или убыток. Прибыль  — результат превышения доходов  над расходами, и наоборот, убыток — результат превышения расходов над доходами. Чаще всего отчет  о прибылях и убытках составляется в один список (многоступенчатая форма). При такой записи в отчете выделяют:

1) результаты деятельности  предприятия:

- выручка от реализации;

- валовая прибыль;

- прибыль от основной  деятельности;

- прибыль до выплаты  налога;

- чистая прибыль;

2) расходы, отнесенные  на себестоимость реализованной  продукции;

3) доходы и расходы:

- связанные с основной деятельностью;

- не связанные с основной деятельностью;

4) налог.

Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации и себестоимостью продукции  и является одним из важнейших  показателей результатов деятельности предприятия. Под выручкой от реализации понимается сумма денежных средств, вырученная в результате реализации продукции предприятия (работ, услуг) без учета предоставленных покупателям скидок и стоимости возвращенных товаров. Отчет о прибылях и убытках может начинаться с чистой выручки от реализации, под которой понимается сумма денежных средств, вырученная в результате реализации продукции предприятия за вычетом предоставленных покупателям скидок и стоимости возвращенных товаров.

Валовая прибыль = выручка  от реализации (или чистая выручка  от реализации) - себестоимость реализованной  продукции.

Под себестоимостью реализованной  продукции понимаются затраты, связанные с ее производством, в том числе:

1) прямые расходы на  материалы;

2) прямые расходы на  заработную плату;

3) накладные расходы производственного  характера.

К накладным расходам производственного  характера относятся:

- амортизационные отчисления;

- косвенные расходы на  материалы;

- косвенные расходы на  заработную плату;

- дополнительные выплаты  к заработной плате (бесплатное  медицинское обслуживание, субсидируемое  питание, страхование жизни и др.);

- расходы по социальному  страхованию соответствующего подразделения.

Прибыль от основной деятельности = валовая прибыль - расходы, связанные  с основной деятельностью.

Под расходами, связанными с  основной деятельностью, понимаются расходы на реализацию, общие и административные расходы.

Расходы на реализацию, в  свою очередь, включают расходы:

1) на проведение выставок;

2) на рекламу;

3) по сбыту;

4) транспортные расходы,  если по условиям договора  они оплачиваются продавцом.

Под общими и административными  расходами понимаются расходы по управлению, относимые на предприятие  в целом (аналогичны общехозяйственным расходам в российской практике). К общим и административным расходам относятся расходы:

1) на заработную плату  административному персоналу;

2) на ведение судебных  дел;

3) отчисления на амортизацию  административных зданий и т.п.

Прибыль до уплаты налога = прибыль  от основной деятельности -- расходы, не связанные с основной деятельностью.

Под расходами, не связанными с основной деятельностью, понимаются расходы, возникающие во второстепенных или дополнительных сферах деятельности предприятия, а также экстраординарные расходы. К расходам, возникающим во второстепенных сферах деятельности предприятия, относятся расходы по выплате процентных доходов по размещенным ценным бумагам, арендные выплаты и проч.

К экстраординарным расходам относятся:

1) списание дебиторской  задолженности;

2) уценка материально-производственных  запасов;

3) корректировки контрактных  цен;

4) убытки от колебаний  валютных курсов;

5) убытки от реализации  необоротных активов и другого  имущества предприятия и т.п.

Чистая прибыль = прибыль до уплаты налога -  налог.

На основе отчета о прибылях и убытках рассчитываются такие важные показатели результатов деятельности предприятия, как:

1) добавленная стоимость  (стоимость произведенной продукции — стоимость потребленных сырья, материалов и услуг);

2) брутто-результат эксплуатации  инвестиций (добавленная стоимость  — расходы (прямые и косвенные)  по оплате труда — налог  на перерасход заработной платы);

3) нетто-результат эксплуатации  инвестиций (брутто-результат эксплуатации инвестиций — затраты на восстановление основных средств);

4) рентабельность активов  (отношение нетто-результата эксплуатации инвестиций к среднегодовой стоимости активов);

5) коммерческая маржа  (коэффициент рентабельности реализации) (отношение нетто-результата эксплуатации инвестиций к объему реализации).

Для определения реального  финансового состояния предприятия необходимо проследить изменения значений перечисленных показателей от предыдущего к отчетному периоду. При этом значения предыдущего (базового) периода принимаются за 100%.

 

    1. Анализ бухгалтерского баланса

Важнейшей информационной базой  анализа является бухгалтерский  баланс. При работе с активом баланса  необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (зданий, оборудования и др.), производственных запасов, готовой  продукции, товаров, прочих запасов  и затрат право собственности  залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих  балансовых статей.

Остаток средств на расчетном  счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату. При анализе дебиторской задолженности  необходимо обратить внимание на сроки  ее погашения, поскольку поступление  долгов может стать для Заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.

При рассмотрении пассивной  части баланса самое пристальное  внимание должно быть уделено изучению разделов, в которых отражаются кредиты  и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и  не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной.

Наличие просроченной задолженности  по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о  явных просчетах и срывах в  деятельности Заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита. Если задолженность  не является просроченной, необходимо по возможности сделать так, чтобы  срок погашения данного кредита  наступал раньше сроков погашения других кредитов. Кроме того, необходимо проконтролировать, чтобы предлагаемый в качестве обеспечения  залог по испрашиваемому кредиту  не был заложен другому банку.

При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться, что Заемщик в состоянии вовремя  расплатиться с теми, чьими средствами в том или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов  и т.д. В данном разделе отражаются также средства, полученные Заемщиком  от партнеров по договорам займов: эти договора должны быть рассмотрены аналогично кредитным договорам Заемщика с банками.

В том случае, если дата поступления  запроса на кредит не совпадает с  датой составления финансовой отчетности, фактическая задолженность Заемщика по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем балансе. Для точного определения задолженности требуется справка обо всех непогашенных на момент запроса банковских кредитах с приложением копии кредитных договоров.

Важным позитивным фактором является имеющийся опыт кредитования данного Заемщика банком, на основании  которого можно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий  момент кредита. В том случае, если запрашиваемый кредит является очередным  в ряде предыдущих, своевременно погашенных кредитов, то при подаче заявки данным Заемщиком он может не представлять в банк свои юридические документы, но обязательно уведомить банк обо  всех внесенных в них изменениях.

 

1.4 Процедура оценки кредитоспособности предприятия

 

Основная цель анализа  кредитоспособности заключается в  оценке возможности и готовности заемщика вернуть запрашиваемую  ссуду в соответствии с условиями  кредитного договора. Кредитор должен в каждом случае определить степень  риска, который он готов взять  на себя, и размер кредита, который  может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

При анализе кредитоспособности клиента в зависимости от вида выдаваемого кредита и цели исследования выделяют оперативную и общую  кредитоспособность.

Общая оценка проводится на основе анализа динамики нормы прибыли  на вложенный капитал (рентабельности), которая определяется отношением суммы  прибыли к общей сумме пассива  баланса. Изменение этого показателя отражает тенденции в сфере прибыльности и кредитоспособности заемщика. Однако точную оценку кредитоспособности можно  дать лишь на основе количественного  анализа коэффициентов.

Количественный анализ коэффициентов  кредитоспособности осуществляется в  несколько этапов.

1-й этап. Определение коэффициентов  кредитоспособности и класса  заемщика.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет денежных средств клиента. Он характеризует возможность хозяйствующего субъекта мобилизовать денежные средства для покрытия краткосрочной задолженности; чем выше данный коэффициент, тем надежнее заемщик.

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия на основе Тюменского рыбокомбината