Анализ кредитоспособности предприятия на основе Тюменского рыбокомбината

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи: - изучить методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия; - исследовать методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий; - проанализировать финансовое положение исследуемого предприятия; - дать оценку эффективности деятельности организации; - исследовать кредитоспособность предприятия заёмщика; - наглядно показать полученные результаты и сделать по ним выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ, ДОКУМЕНТАЦИЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
1.1 Понятие и показатели кредитоспособности…………………………………...4
1.2 Источники сведений, необходимых для расчёта показателей кредитоспособности…………………………………………………………………8
1.3 Анализ бухгалтерского баланса……………………………………………….15
1.4 Процедура оценки кредитоспособности предприятия………………………17
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «РЫБОКОМБИНАТ ТЮМЕНСКИЙ»
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….21
2.2 Анализ кредитоспособности предприятия……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

венедиктова.docx

— 97.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ, ДОКУМЕНТАЦИЯ И  МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

1.1 Понятие и показатели  кредитоспособности…………………………………...4

1.2 Источники сведений, необходимых для расчёта показателей кредитоспособности…………………………………………………………………8

1.3 Анализ бухгалтерского  баланса……………………………………………….15

1.4 Процедура оценки кредитоспособности предприятия………………………17

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ  ОАО «РЫБОКОМБИНАТ ТЮМЕНСКИЙ»

2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….21

2.2 Анализ кредитоспособности  предприятия……………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38

 

ВВЕДЕНИЕ

финансовый анализ кредитоспособность

Перемены, происходящие в экономике  России, предполагают существенные изменения  во взаимоотношениях между коммерческими  банками и субъектами хозяйствования. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом связана  с условиями и результатами деятельности его клиентов.

В нынешних условиях хозяйствования, коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они  очутились в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в  настоящий момент особенно важное значение приобретают методики оценки качества потенциальных клиентов. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.

Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности.

Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия  – заемщика, которое дает уверенность  в эффективном использовании  заемных средств, способности и  готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения.

Существует множество методик  оценки качества заемщиков – методик  анализа финансового положения  клиента и его надежности с  точки зрения своевременного погашения  кредита. Применяемые в настоящее  время и рекомендуемые способы  оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решении расчетных задач. При всем значении таких оценок, они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в прогнозе.

Актуальность темы исследования, таким  образом, связана с тем, что не существует единой методики оценки кредитоспособности предприятия как заёмщика.

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия  как потенциального заёмщика, применяемый  коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие  задачи:

- изучить методы анализа  финансового состояния и результатов  деятельности предприятия;

- исследовать методы комплексной  оценки кредитоспособности предприятий;

- проанализировать финансовое  положение исследуемого предприятия;

- дать оценку эффективности  деятельности организации;

- исследовать кредитоспособность  предприятия заёмщика;

- наглядно показать полученные  результаты и сделать по ним  выводы.

Объектом исследования было выбрано открытое акционерное общество «Рыбокомбинат Тюменский».

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ, ДОКУМЕНТАЦИЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

    1. Понятие и показатели кредитоспособности

В советской экономической  литературе практически отсутствовало  понятие "кредитоспособность". Такое  положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений  в течение длительного времени, а также тем, что для кредитных  отношений, которые преимущественно  развивались в форме прямого  банковского кредита, были характерны не экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой  степенью централизации права принятия окончательных решений. Это исключало  необходимость оценки кредитоспособности заемщиков при решении вопросов о выдаче ссуд.

Кроме того, структурные  сдвиги в финансовом положении предприятий, вызванные чрезмерными темпами  индустриализации, привели к тому, что большинство предприятий  в конце 20-х годов оказались  некредитоспособными. Длительное время  кредитный механизм ориентировался на кредитоемкость предприятий, что отражало общий уровень развития кредитного механизма страны в целом. Происходящие в современной экономике изменения привлекли внимание к необходимости выяснения кредитоспособности предприятий.

Под кредитоспособностью  банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние  предприятия, которое дает уверенность  в эффективном использовании  заемных средств, способность и  готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных  факторов, которые могут повлечь  за собой непогашение кредитов или, напротив, обеспечить их своевременный  возврат, составляет содержание банковского  анализа кредитоспособности.

При анализе кредитоспособности (credit analysis) банки должны решить следующие вопросы:

1. Способен ли заемщик  выполнить свои обязательства  в срок и

2. Готов ли он их  исполнить?

На первый вопрос дает ответ  разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а  также он связан с личными качествами руководителей предприятий.

Состав и содержание показателей  вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное  состояние предприятий с точки  зрения эффективности размещения и  использования заемных средств  и всех средств вообще, а также  оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и  погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа  баланса предприятия на предмет  ликвидности, эффективности использования  кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств  руководителей предприятий.

В связи с тем, что предприятия  значительно различаются по характеру  своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные  и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету  соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной  международной практике также отсутствуют  твердые правила на этот счет, так  как учесть все многочисленные специфические  особенности клиентов практически  невозможно.

Основная цель анализа  кредитоспособности - определить способность  и готовность заемщика вернуть запрашиваемую  ссуду в соответствии с условиями  кредитного договора. Банк должен в  каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может  быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Рассматривая кредитную  заявку, служащие банка учитывают  много факторов.

Кредитоспособность - это  система условий, определяющих способность  предприятия привлекать заемный  капитал и возвращать его в  полном объеме в предусмотренные  сроки. Уровень кредитоспособности зависит от уровня платежеспособности и финансовой устойчивости, однако для оценки кредитоспособности необходим  более широкий круг показателей: рентабельность активов, собственного капитала, оборачиваемость дебиторской  задолженности, рентабельность продаж и др.

Ключевые показатели кредитоспособности должны непосредственно отражать следующие  аспекты финансового состояния  предприятия:

а) эффективность использования  собственного капитала;

б) обеспеченность имеющихся  заемных источников финансирования ликвидными активами;

в) достаточность собственных  источников финансирования для покрытия внеоборотных активов и важнейших элементов оборотных активов для привлечения кредита.

Эту информацию дают следующие  ключевые показатели:

а) отношение прибыли от продаж к собственному капиталу (рентабельность собственного капитала);

б) отношение ликвидных  активов к краткосрочной задолженности (реальный коэффициент общей ликвидности );

в) отношение собственных  оборотных средств к запасам (коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования).

Все ключевые показатели производны от других показателей кредитоспособности.

Использование кредита целесообразно  не только тогда, когда ключевые показатели кредитоспособности находятся на необходимом  уровне. Целью привлечения кредита  может быть именно повышение ключевых показателей с помощью роста выручки и прибыли от продаж. В этом случае кредит также целесообразен с точки зрения и заемщика, и кредитора. Должна быть определена максимальная сумма кредита, который полностью и своевременно может быть погашен предприятием с учетом результатов его использования.

При этом рассчитывается необходимое  увеличение выручки от продаж и прибыли от продаж, которое обеспечит условия для возврата основной суммы кредита и выплаты процентов. Одновременно оцениваются реальность достижения такой выручки и прибыли от продаж, а также уровень платежеспособности предприятия до получения кредита, во время его использования и после его возврата.

Как правило, использование  кредита приводит к изменению  стоимости и структуры активов  и пассивов . Если до получения кредита предприятие имело достаточный уровень отношения ликвидных активов к краткосрочной задолженности и собственных оборотных средств к необходимым запасам, это означает соответствие структуры источников финансирования структуре активов. Если после погашения кредита названное соответствие не нарушается, предприятие действительно кредитоспособно.

 

    1. Источники сведений, необходимых для расчёта показателей кредитоспособности

Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственной  организации должен служить ее баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие  и какой по величине кредит эти  средства обеспечивают.

Бухгалтерский баланс в современных условиях является отчетом организации о состоянии ее хозяйственных средств (имущества) и источников их покрытия на определенную дату. Так, если на определенный момент в стоимостном выражении сгруппировать хозяйственные средства (имущество) организации по составу и их функциональной роли в процессе воспроизводства и сопоставить с группировкой этих средств по источникам их формирования и целевому назначению, то получим количественное отражение имущественного состояния организации, называемое бухгалтерским балансом.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ группировки и отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств на определенную дату. Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для широкого круга пользователей. Так, по данным баланса собственники и административно-управленческий персонал организации знакомятся с имущественным состоянием организации.

Бухгалтерский баланс составляется организациями в обязательном порядке. Обязательность составления бухгалтерского баланса как одного из основных форм отчетности организации установлена  Законом "О бухгалтерском учете". Бухгалтерский баланс составляется на основании данных бухгалтерского учета за квартал, полугодие, девять месяцев и год. Бухгалтерский  баланс представляется внутренним и  внешним пользователям финансовой информации в установленный срок.

Пользователи имеют возможность  по балансу анализировать состав и движение имущества, как в статике, так и в динамике.

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух взаимосвязанных сторон. Левая сторона  называется актив и отражает состав и размещение хозяйственных средств, правая сторона называется пассив и отражает источники образования хозяйственных средств.

Статьи баланса - это отдельные показатели (строки) актива и пассива. Статьи актива отражают состояние отдельных видов хозяйственных средств, статьи пассива - состояние источников этих средств. Итоги статей актива и пассива всегда равны друг другу, поскольку они отражают одну и ту же совокупность средств, но в двух разных группировках.

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия на основе Тюменского рыбокомбината