Анализ затрат на производство и себестоимость продукции на производственно-торговом предприятии "БОУН"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

В первом разделе курсовой работы даётся краткая характеристика производственно-торговом предприятии "БОУН": его история, назначение, организационная структура и правовая форма, величина собственного капитала, источники его формирования. Здесь же приводится анализ основных технико-экономических показателей за 2009 и 2010 годы.
Во втором разделе курсовой работы представлены теоретические аспекты анализа реализации услуг и доходов предприятия. Раздел содержит необходимые расчеты и соответствующие им выводы. На основе проведенного анализа и рассчитанных показателей делается вывод о работе данного предприятия за 2009 и 2010 годы.
В заключении дается краткий обзор всей курсовой работы и оценка достижения цели.

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 82.11 Кб (Скачать файл)

Годовые объемы выпуска продукции производственно-торгового предприятия "БОУН"  базируются на основе прогнозов по емкости рынка (годовой потребности покупателей города и посетителей города в данной продукции), доли действующих и потенциальных конкурентов.

Правильное понимание покупателей  предоставляет предприятию возможности:

- прогнозировать их потребности;

- выявлять продукцию, пользующуюся  наибольшим спросом;

- приобретать доверие потребителей  за счет понимания их запросов;

- выявлять и использовать источники  информации, используемые при принятии  решения о покупке. 

Потребителями продукции производственно-торгового предприятия "БОУН"  так же являются предприятия и организации различных форм собственности направлений деятельности. Укрупнено их можно представить следующим образом:

- предприятия розничной и оптовой  торговли – 84,5%

- санаторно-курортные комплексы  – 10,4%

- бюджетные организации – 3,5%

- воинская часть – 1,6%

На Таганрогском рынке сбыта предприятие "БОУН"  за анализируемый период стремился упрочнить конкурентоспособность следующими мероприятиями:

- на предприятии разработана  новая технология по выпечке  формового хлеба, у которого  увеличен срок годности и эластичность;

- разработан новый вид хлеба,  выпекаемый без дрожжевым методом на хмелевых заквасках;

- запущена в производство упаковочная  линия по упаковке хлеба и  батонов. Преимуществом данной  технологии является реализация  продукции в супермаркетах при  наличии этикеток со штрих-кодом.

В настоящее время доля рынка  предприятия "БОУН"  в г. Таганроге составляет около 80%.

 

 

 

2. Аналитическая часть.

1.Экономическое содержание себестоимости

Себестоимость продукции  относится к числу важнейших  качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной  деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень  себестоимости связан с объемом  и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда  и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен  на продукцию. Снижение ее приводит к  увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом  статистического изучения при анализе  себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Необходимо различать  общую себестоимость всей произведенной  продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции  определенного объема и состава, и индивидуальную себестоимость  – затраты на производство только  одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене  никаких других видов продукции  одновременно не производится) – и  среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В практике статистики различают  два основных вида себестоимости  по степени учета затрат: производственную и полную.

Производственная себестоимость  охватывает только затраты, связанные  с процессом производства продукции  – начиная с момента запуска  сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий  и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость  – это сумма расходов, связанных  с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты  на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку  и рекламу.

Важным показателем, характеризующим  работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

  • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • затраты на рубль товарной продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные статьи затрат.

 

Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия "БОУН"", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

    • Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

 

 

2.Анализ затрат на производство по элементам

Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам  необходима для того, чтобы изучить  материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

 

 

Затраты на производство продукции  на предприятии "БОУН" (20010 год)

Табл 1

Элементы  затрат

Сумма, тыс.руб.

Структура затрат, %

План

Факт

±

План

Факт 

±

Материальные  затраты

26420

29998

3578

64,68

65,61

0,93

Заработная  плата

5800

6074

274

14,20

13,29

-0,9

Отчисления  в фонд соц.защиты

2100

2448

348

5,14

5,35

0,21

Амортизация основных средств

1660

2021

361

4,06

4,42

0,30

Прочие  расходы

4870

5181

311

11,92

11,33

-0,52

Полная  себестоим. в т.ч.

переменные расходы

постоянные расходы

40950

 

33211

8169

45722

 

37074

8648

4872

 

3863

479

100

 

80,05

19,95

100

 

81,1

18,9

-

 

1,05

-1,05


 

Как видно из таблицы.1 фактические  затраты предприятия выше плановых на 3578 тыс.руб. или на 14,6 %. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась  сумма как переменных, так и  постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась.

 

Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВДобщ), ее структуры (Удi ), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):

Зобщ = å (VBПобщ x УД1 х Вi ) + А.

Анализ затрат на рубль  товарной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукцию и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

 

Таблица.2

 Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат

на рубль  товарной продукции на предприятии "БОУН"

(2010 год)

 

Затраты на рубль товарной продукции

Фактор

Объем пр-ва

Стр-ра пр-ва

Уровень удельн.пер-х затрат

Сумма постоян.

затрат

Отпускные цены на пр-цию

 

План = 40950:43795=93,5%

 

План

 

План

 

План

 

План

 

План

 

Условие 1 (увеличения объема производства) = 41671:45382=93,1%

 

Факт

 

План

 

План

 

План

 

План

 

Условие 2 (изменение структуры производства) = 43270:45382=92,7%

 

Факт

 

Факт

 

План

 

План

 

План

 

Условие 3 (уровень удельных переменных затрат на единицу продукции) = 45283:45382=96,0%

 

Факт

 

Факт

 

Факт

 

План

 

План

 

Условие 4 (увеличение суммы постоянных расходов) = 45722:45382=97,6

 

Факт

 

Факт

 

Факт

 

Факт

 

План

 

Факт = 45722:46925=92,7

 

Факт

 

Факт

 

Факт

 

Факт

 

Факт

D общ = 92,7-93,5= -0,8

-0,43

0,36

3,3

1,6

-4,9


 

 

Аналитические расчеты  из таблицы 2 показывают, что предприятие уменьшило затраты на рубль продукции на 0,8 коп.,  в том числе:

  • за счет увеличения объема производства на 0,43 коп.,
  • изменение структуры производства – 0,36 коп. за счет оптовых цен – 4,9 коп.

Остальные факторы (уровень  удельных переменных затрат на единицу  продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение этого показателя соответственно на 3,3 и 1,6 коп.

Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией.

Чтобы установить влияние исследуемых  факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл.3).

 

 

Таблица.3

Расчет влияния факторов на изменение  суммы прибыли

Фактор

Расчет  влияния

Изменение суммы прибыли, тыс.руб.

Объем выпуска  товарной продукции

-0,43х43795

214

 

Структура товарной продукции

 

-0,36х43795

179

Уровень переменных затрат на единицу продукции

3,3х43795

-1643

Увеличение  суммы постоянных затрат на произв.и  реализ.пр-ции

1,6х43795

-717

Изменение уровня отпускных цен на продукцию

-4,9х43795

2440

Итого в  т.ч.:

за счет изменения ресурсоемкости стоимости ресурсов

 

0,3х43795

3,2х43795

473

-149

-1593


 

 

На данном предприятии  за счет повышения уровня оплаты труда, переоценки основных фондов, увеличение стоимости сырья, материалов, энергии  сумма затрат в отчетном году возросла на 1452 тыс.руб., а за счет ресурсоемкости - на 136,2 тыс.руб. (1452/45382)х100 = 3,2 коп.; (136/45382)х100 = 0,3 коп.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Информация о работе Анализ затрат на производство и себестоимость продукции на производственно-торговом предприятии "БОУН"