Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Наиболее часто используется определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти состоит из единства его признаков, а именно он:
- создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;
- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
- выполняет свойственные только ему задачи и функции;
- обладает собственной компетенцией;

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………….4
Глава 1. Законодательные органы субъектов РФ: понятие, принципы деятельности. Особенности законодательного процесса на региональном уровне.…………………………….……………………………………………...10
§1.1 Понятие, структура, и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа функционирования………………………………………………………………10
§1.2 Региональные парламенты: принципы деятельности, особенности законодательного процесса……………………………………………………..22
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их организации..…………………………………………………..38
§2.1 Понятие, структура и порядок формирования исполнительных органов субъектов РФ. Структура органов исполнительной власти в Республике Башкортостан…………………………………...………………………………..38
§2.2 Полномочия и нормативно-правовая основа деятельности региональных органов исполнительной власти. Правовой статус глав регионов ……………………………………………………...…………………..45
Глава 3. Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования ………….......................................…………..58
§3.1 Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности…………………………………………………………58
§3.2 Мировые суды: понятие, компетенция и принципы деятельности……..68
Заключение ……………………………………………………………..………..78
Библиографический список……………………………………….…………….85

Вложенные файлы: 1 файл

дипл.docx

— 161.06 Кб (Скачать файл)

Наделение субъектов Федерации в лице их представительных органов правом законодательной инициативы позволяет им действенно реагировать на ту или иную ситуацию, складывающуюся в стране, и в определенном смысле управлять ею. Нормотворческая деятельность субъектов Федерации является гарантом оптимального государственного управления, так как именно государственные органы субъектов Федерации максимально близки к гражданам, наилучшим образом знают проблемы региона, что позволяет принять наиболее эффективное правотворческое решение.

Граждане, проживающие на территории определенного субъекта РФ в рамках народной (гражданской) законодательной инициативы могут посредством внесения проекта нового закона, отмены или изменения ранее принятых законов с целью последующего принятия такого нормативного акта законодательным органом соответствующего уровня.. Для этого  граждане подготавливают проект акта и собирают подписи за то, чтобы именно данный проект был рассмотрен уполномоченным органом власти40.

В действующем законодательстве субъектов РФ, процедуры подготовки проекта закона получили наименьшее регулирование. Как правило, законы субъектов РФ ограничиваются регулированием вопросов юридической техники и оформления законов. Данная часть подготовительного цикла законодательного процесса должна получить в законодательстве субъектов Российской Федерации большую урегулированность.

Внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Указанное предложение может быть изложено высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в письме при внесении законопроекта в законодательный (представительный) орган, а также на заседании профильного комитета, комиссии, заседании законодательного (представительного) органа.

На рассмотрение законопроектов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ (т.е. все законопроекты, предполагающие осуществление финансирования за счет бюджета субъекта РФ) устанавливается особый порядок их рассмотрения. Эти законопроекты рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ исключительно по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо при наличии заключения указанного лица41.

Такое заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может быть менее двадцати календарных дней. Двадцатидневный срок обеспечивает возможность ознакомиться с законопроектом и подготовить по нему заключение. Максимальный срок представления заключения законодателем не установлен. Данный срок должен определяться субъектом РФ с учетом принципов своевременности и целесообразности. Например: 20 дней в Амурской области42; 21 день в Архангельской области 43; 30 дней в Москве44.

Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов.

Особое место среди нормативных правовых актов субъекта РФ занимает конституция (устав) субъекта РФ. Он является основополагающим, устанавливающим основы конституционно-правового статуса субъекта РФ, основные принципы осуществления государственной власти в субъекте РФ. Поэтому законом установлено, что конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством (не менее двух третей голосов) от установленного числа депутатов. Субъект РФ вправе устанавливать более жесткие требования к принятию конституции (устава) субъекта РФ.

Законы субъекта РФ по общему правилу принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, т.е от числа депутатов, установленной конституцией (уставом) субъекта РФ.

Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, т. е. числа депутатов, избранных в состав законодательного (представительного) органа на прямых выборах, если иное не предусмотрено ФЗ № 184-ФЗ. Например, решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), оформляемое постановлением, считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа45.

Далее идет стадия обсуждения законопроекта. Проект закона субъекта РФ должен рассматриваться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не менее чем в двух чтениях. Прохождение законопроекта через несколько чтений обеспечивает более основательное его изучение, тщательную проработку в законодательном органе.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта законодательный (представительный) орган может:

- принять или одобрить  законопроект в первом чтении  и продолжить работу над ним  с учетом предложений и замечаний  в виде поправок;

- принять или одобрить  закон во втором чтении, в первом  и втором чтении одновременно;

- отклонить законопроект.

Решение о принятии (3-я стадия законодательного процесса) либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Субъектами РФ может предусматриваться еще одна необязательная стадия рассмотрения законопроекта - принятие законопроекта к рассмотрению. Данная стадия призвана зафиксировать начало работы законодательного (представительного) органа над законопроектом46.

Если законом субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, и  требуется одобрение принятого закона субъекта РФ другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного конституцией (уставом) субъекта РФ для данной палаты числа членов этой палаты.

В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта РФ, отклоненный закон субъекта РФ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон47.

Далее, законодательными (представительными) органами государственной власти одобренный закон направляется для подписания и обнародования высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации48.

Опубликование закона – стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц,  а также для определения моментов вступления закона в юридическую силу49.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений50.

Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. За исключением законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина. Они вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования51.

В каждом субъекте РФ свои официальные источники опубликования. Например, официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл Тан», в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», сборнике «Законы Республики Башкортостан» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www. npa.bashkortostan. ru)52.

Некоторые авторы, помимо основных этапов законодательного процесса предлагают выделять другие этапы или структурные единицы стадий законодательного процесса. Например, Артамонов А. Н. выделяет  дополнительную - экспертиза проекта закона, которую осуществляют как сами региональные парламенты, так допускают к ее проведению и иные органы власти (при этом экспертиза проводится и традиционная правовая, и антикоррупционная, которая в настоящее время набирает свое значение, однако нет еще достаточной практики и анализа полезности ее проведения)53.

Автор считает, что проведение экспертизы должна быть закреплена в законе, должна приобрести системный характер и распространяться не только на проекты законов, но и действующие законы.

И так, основополагающими положениями в деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ являются: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации следует определить как совокупность процедур, урегулированных нормами конституции (устава), закона субъекта РФ, иных нормативных правовых актов субъектов РФ, по реализации законодательной инициативы, рассмотрению, принятию, подписанию, официальному опубликованию и вступлению в силу закона субъекта Российской Федерации,  а также по осуществлению обеспечительных процедур направленных на его качественное содержание. Можно выделить основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, подписание и обнародование закона. В субъектах созданы специальные акты, регулирующие порядок законодательной процедуры.

 

Глава 2. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

 

§2.1 Понятие, структура и  порядок формирования исполнительных органов  субъектов РФ. Структура органов исполнительной власти в Республике Башкортостан

 

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательством. В то же время, выполняя свое назначение, исполнительная власть осуществляет и распорядительные функции путем принятия подзаконных актов и осуществления организаторских действий54.

Исполнительная власть в субъектах РФ – это часть единой государственной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют:

  1. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  2. высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  3. иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ55.

Например, в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан во главе с Президентом Республики Татарстан входят:

Информация о работе Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования