Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Наиболее часто используется определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти состоит из единства его признаков, а именно он:
- создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;
- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
- выполняет свойственные только ему задачи и функции;
- обладает собственной компетенцией;

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………….4
Глава 1. Законодательные органы субъектов РФ: понятие, принципы деятельности. Особенности законодательного процесса на региональном уровне.…………………………….……………………………………………...10
§1.1 Понятие, структура, и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа функционирования………………………………………………………………10
§1.2 Региональные парламенты: принципы деятельности, особенности законодательного процесса……………………………………………………..22
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их организации..…………………………………………………..38
§2.1 Понятие, структура и порядок формирования исполнительных органов субъектов РФ. Структура органов исполнительной власти в Республике Башкортостан…………………………………...………………………………..38
§2.2 Полномочия и нормативно-правовая основа деятельности региональных органов исполнительной власти. Правовой статус глав регионов ……………………………………………………...…………………..45
Глава 3. Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования ………….......................................…………..58
§3.1 Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности…………………………………………………………58
§3.2 Мировые суды: понятие, компетенция и принципы деятельности……..68
Заключение ……………………………………………………………..………..78
Библиографический список……………………………………….…………….85

Вложенные файлы: 1 файл

дипл.docx

— 161.06 Кб (Скачать файл)

Например, в состав Конституционного Суда Республики Башкортостан входят Председатель Конституционного Суда РБ, заместитель Председателя Конституционного Суда РБ и трое судей Конституционного Суда РБ. В формировании Конституционного Суда РБ предусмотрено участие нескольких ветвей власти. Предложения о кандидатах на должность Председателя Конституционного Суда РБ, заместителя Председателя Конституционного Суда РБ, судьи Конституционного Суда РБ могут вноситься Президенту РБ депутатами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Башкортостан, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества Республики Башкортостан, юридическими научными и учебными заведениями. Председатель Конституционного Суда РБ назначается на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента РБ. Заместитель Председателя Конституционного Суда РБ, судьи Конституционного Суда РБ назначаются на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента РБ, которое вносится с учетом мнения Председателя Конституционного Суда РБ102.

Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей, избираемых Государственным Советом Республики Татарстан. Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда РТ назначаются Государственным Советом РТ по предложению судей Конституционного суда РТ. Кандидатов в судьи Конституционного суда РТ представляют Государственному Совету РТ Президент РТ и Председатель Государственного Совета РТ в равном количестве103.

Особых различий  между конституционными (уставными) судами субъектов РФ нет.

Среди сроков полномочий судей можно встретить: 10лет (Республика Ингушетия104, Республики Татарстан105) 12лет (Республика Башкортостан106, Республики Адыгея107), неограниченный срок (город федерального значения Санкт-Петербург108).

Основными принципами деятельности конституционных (уставных) судей субъектов РФ являются:

  • законность - конституционные (уставные) суды субъектов РФ и их судьи, поддерживая верховенство в правовой системе субъекта РФ и непосредственное действие основного закона субъекта РФ, обеспечивают в пределах своей компетенции конституционную законность на всей территории субъекта РФ;
  • независимость - конституционные (уставные) суды субъектов РФ и их судьи при осуществлении своих полномочий независимы, руководствуются только основным законом субъекта РФ, федеральным законодательством и законами субъекта РФ. Судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым конституционным (уставным) судом субъекта РФ. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
  • коллегиальность - рассмотрение дел и вопросов, а также принятие решений по ним производятся конституционным (уставным) судом субъекта РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии установленного соответствующим законом субъекта числа судей. Например, ч. 2 ст. 5 закона РБ «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей109. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
  • гласность - рассмотрение дел в заседаниях конституционного (уставного) суда субъекта РФ проводится открыто. Решения  провозглашаются публично. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  • состязательность и равноправие сторон - стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности на судебном заседании. Конституционные (уставные) суды субъекта РФ обеспечивают равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Решения конституционных (уставных) судов, принятые в пределах их полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом. Вступившие в законную силу решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения конституционных (уставных) судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории субъекта РФ.

Разрешая дела о соответствии основному закону субъекта РФ нормативных правовых актов, о толковании конституционных (уставных) норм, органы конституционного правосудия не только снимают назревшие противоречия в правовой системе, но и выявляют реально существующие трудности, пробелы, формируют в своих правовых позициях предложения и рекомендации по их преодолению.

Сделав общие выводы, можно подчеркнуть, что к судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Конституционные суды республик создаются в качестве органа судебной власти по защите конституционного строя республики. Они проверяют конституционность законов и нормативных правовых актов республики, решают вопросы о конституционности политических партий, дают заключения о действиях главы республики, разрешают споры о компетенции, дают толкования республиканских конституций, рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав и др. Хотя в различных республиках объем полномочий конституционных судов неодинаков, в целом их компетенция в какой-то степени напоминает компетенцию Конституционного Суда РФ.

Состав конституционных судов колеблется от трех до семи человек, их назначают или избирают законодательные органы республик. Конституции (уставы) субъектов РФ устанавливают порядок назначения судей, возрастные критерии и т. д. Детальная регламентация порядка организации и деятельности конституционных и уставных судов, основные принципы их деятельности дается в законах конкретных субъектов Федерации и в разных регионах может значительно отличаться.

 

§3.2 Мировые суды: понятие, основные направления и принципы деятельности

 

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, действующие на судебных участках соответствующего района и рассматривающие судебные дела только по существу. 

В соответствии с п.4 ст.4 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ мировые судьи входят в единую  судебную систему Российской Федерации110.

Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой инстанции и вступивших в законную силу.  Полномочия и порядок деятельности этих судей устанавливаются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»111 и законом субъекта РФ.

Вышестоящей инстанцией для них является федеральный районный суд; их финансирование осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение — органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Целью института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближения суда к населению, упрощению процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым гражданином конституционного права на судебную защиту.

К компетенции мирового судьи относят:

        1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью 1 статьи 31 УПК РФ, т.е  за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 107 частью первой, 108, 109 частями первой и второй, 134, 135, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 174 частью первой, 174.1 частью первой, 177, 178 частью первой, 183 частью первой, 184 частями первой, третьей и четвертой, 185, 193, 194 частью первой, 195, 198, 199 частью первой, 199.1 частью первой, 201 частью первой, 202 частью первой, 204 частями первой и третьей, 207, 212 частью третьей, 215 частью первой, 215.1 частью первой, 216частью первой, 217 частью первой, 219 частью первой, 220 частью первой, 225 частью первой, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 234 частями первой и четвертой, 235 частью первой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью первой, 239, 244 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250 частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и второй, 253, 254 частями первой и второй, 255, 256 частью третьей, 257, 258 частью второй, 259, 262, 263 частью первой, 264 частями первой и  второй, 266 частью первой, 269 частью первой, 270, 271, 272частью первой, 273 частью первой, 274 частью первой, 282 частью первой, 285.1 частью первой, 285.2 частью первой, 286.1 частью первой, 287 частью первой, 288, 289, 290 частью первой, 291 частями первой и второй, 292, 293 частью первой, 294 частями первой и второй, 296 частями первой и второй, 297, 298.1, 301 частью первой, 302 частью первой, 303 частями первой и второй, 306 частями первой и второй, 307 частью первой, 309 частями первой и второй, 311 частью первой, 314.1, 316, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частью первой, 327.1 частью первой и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации112.

2. гражданские дела:

1) дела о выдаче судебного приказа; 

2) дела  о расторжении брака, если между  супругами отсутствует спор о  детях;

3) дела о разделе  между супругами совместно нажитого  имущества при цене иска, не  превышающей пятидесяти тысяч  рублей;

4) иные возникающие  из семейно-правовых отношений  дела, за исключением дел об  оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о  лишении родительских прав, об  ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях  и дел о признании брака недействительным;

5) дела по имущественным  спорам, за исключением дел о  наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по  созданию и использованию результатов  интеллектуальной деятельности, при  цене иска, не превышающей пятидесяти  тысяч рублей;

6) дела об определении  порядка пользования имуществом.113

  • дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях114 и законами субъектов Российской Федерации115.

Кроме перечисленных дел, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:

  • осуществление правосудия;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • участие в формировании органов судейского сообщества116.

Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

Мировые судьи, наряду с федеральными судами общей юрисдикции, обязаны соблюдать единые правила судопроизводства, установленные процессуальными законами Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Акты мировых судей не являются окончательными и подлежат пересмотру федеральными районными судами общей юрисдикции, которые выступают в качестве апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Это означает, что на мировых судей, как и на федеральных судей, в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом117.

На федеральном уровне определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков:

Республика Адыгея (Адыгея) - 23; Республика Алтай - 11; Республика Башкортостан - 215; Республика Бурятия - 54; Республика Дагестан - 131; Республика Ингушетия - 19; Кабардино-Балкарская Республика - 46; Республика Калмыкия - 19; Карачаево-Черкесская Республика - 26; Республика Карелия - 38; Республика Коми - 60; Республика Марий Эл - 40; Республика Мордовия - 42; Республика Саха (Якутия) - 59; Республика Северная Осетия - Алания - 35; Республика Татарстан (Татарстан) - 188; Республика Тыва - 16; Удмуртская Республика - 81; Республика Хакасия - 35; Чеченская Республика - 66; Чувашская Республика - Чувашия - 68; Алтайский край - 143; Забайкальский край - 68; Камчатский край - 37; Краснодарский край - 270; Красноярский край - 167; Пермский край - 146; Приморский край - 109; Ставропольский край - 143; Хабаровский край - 75; Амурская область - 49; Архангельская область - 69; Астраханская область - 53; Белгородская область - 80; Брянская область - 76; Владимирская область - 75; Волгоградская область - 145; Вологодская область - 68; Воронежская область - 117; Ивановская область - 62; Иркутская область - 135; Калининградская область - 48; Калужская область - 55; Кемеровская область - 147; Кировская область - 80; Костромская область - 49; Курганская область - 53; Курская область - 66; Ленинградская область - 81; Липецкая область - 64; Магаданская область - 11; Московская область -309; Мурманская область - 48; Нижегородская область - 176; Новгородская область - 41; Новосибирская область - 135; Омская область - 114; Оренбургская область - 112; Орловская область - 45; Пензенская область - 76; Псковская область - 43; Ростовская область - 230; Рязанская область - 70; Самарская область - 162; Саратовская область - 133; Сахалинская область - 33; Свердловская область - 219; Смоленская область - 56; Тамбовская область - 60; Тверская область - 83; Томская область - 56; Тульская область - 83; Тюменская область - 64; Ульяновская область - 71; Челябинская область - 181; Ярославская область - 70; город федерального значения Москва - 438; город федерального значения Санкт-Петербург - 211; Еврейская автономная область - 12; Ненецкий автономный округ - 3; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 76; Чукотский автономный округ - 4; Ямало-Ненецкий автономный округ – 31118.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок119.

Информация о работе Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования