Система органов, осуществляющих судебную власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:33, доклад

Краткое описание

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу¬ционном Законе «О
судебной системе Российской Федерации» су¬дебная власть в России
осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществле¬нию правосудия присяжных» народных и арбитражных
заседате¬лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя
осуществление правосудия.

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная власть.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

Система органов, осуществляющих судебную власть.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О

судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России

осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном

законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и арбитражных

заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя

осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не

предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о

судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и

исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного,

гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     Судебная система — совокупность всех действующих в Российской

Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единствомзадач

судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с

учетом федеративного и административно-территориального устройствагосударства

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

§     установления судебной системы Российской Федерации Конституцией

Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной

системе РФ;

§     соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных

федеральными законами правил судопроизводства;

§     применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм

международного права и международных договоров Российской Федерации, а также

конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

§     признания обязательности исполнения на всей территории Российской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

§     законодательного закрепления единства статуса судей;

§     финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные

(уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации, составляющие

судебную систему Российской Федерации.

     Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской  Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые  Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе  с Высшим Арбитражным Судом  РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов

Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

     Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в

форме конституционного судопроизводства

     Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным

судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью даёт

разъяснения по вопросам судебной практики

     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим

экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью

арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при

разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и иправоотношений

в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями ,

учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также

гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица и имеющих статус предпринимателя

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды

представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей

судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного

строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и

правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной

системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем

установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми

судами установленных правил производства, применения всеми судами

Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности

исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской

Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов

судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из

этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в

деятельность других.

     Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных

судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных

округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга,

районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные

суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов,

флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и

компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикциявляется

централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим

судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с

административно-территориальным делением государства - так называемые общие

суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49

областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области,

10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в

соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований -военные суды.

     Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик,

краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она

Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды,

входящие в эту систему, действуют как в пределах

административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное

звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и

арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные

одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковоеместо

в судебной системе.

     По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

·        основное звено — районные (городские, межмуниципальные) народнысуды;

·        среднее звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды,

городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и

автономных округов;

·        высшее звено — Верховный Суд РФ.

     Подобным образом подразделяются военные суды:

·        основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

·        среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных

Сил и групп войск;

·        высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

     Так же подразделяются и арбитражные суды:

·        основное звено — арбитражные суды субъектов Российской федерации

·        среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких

округов образовано десять);

·        высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

     По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

§        суды первой инстанции;

§        суды второй (кассационной) инстанции;

§        суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),

выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных

дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности

этих решений).

     Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью

осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения

иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут

рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество

уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела

рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда РоссийскойФедерации

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей  доказательств и

установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд

выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни

изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока

(7 дней для приговора, 10 дней  для решения) не вступают в законную силу и

могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом

или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

     Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной и

соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской

Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста

прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции,

не вступивших в законную силу, и полномочен:

§        признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а

кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

§        установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не

соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое

рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное

расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение;

вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит

определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни

обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть

опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

     Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе

(председатели областных и соответствующих  судов, председатели Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев,

областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и

обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а

также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной

инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов

субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме

Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном

заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В

зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция

может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить

(изменить) их (в случае несоответствия  их закону) с передачей дела  на новое

рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии

рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные

акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий)

вступают в законную силу немедленно.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции

дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в

порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

«нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних

судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и

надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не

вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке

доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе

7 Конституции, озаглавленной "Судебная  власть", не должно  вводить  в

заблуждение и давать  повод  рассматривать  прокуратуру  как один из органов

судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.


Информация о работе Система органов, осуществляющих судебную власть