Администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:15, реферат

Краткое описание

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5
2. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе……………………………………………………………………………24
Заключение 36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время содержание финансов предприятий  расширяется и дополняется анализом не только финансов предприятий, функционирующих  на коммерческой основе, но и финансами  некоммерческих организаций и учреждений, оказывающих разнообразные услуги социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и др., а также финансами общественных организаций, таких как благотворительные фонды, ассоциации, объединения, религиозные организации и др.

Таким образом, на сегодняшний день важнейшей сферой финансовой системы становятся финансы  хозяйствующих субъектов всех форм собственности, включающие финансы  коммерческих предприятий, финансы  организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

2. Существенно  расширилось содержание государственных  финансов. В советский период  государственные финансы практически  отождествлялись с государственным  бюджетом, а бюджетная система  и бюджетное устройство в большей  степени соответствовали унитарному  государству, для которого была  свойственна строгая централизация  финансовых ресурсов на уровне  центрального правительства. В условиях же становления российской модели бюджетного федерализма качественные трансформации в сфере государственных финансов связаны с законодательным закреплением в Бюджетном кодексе трехуровневой бюджетной системы, отдельного выделения категорий государственного долга, государственных заимствований, а также государственных внебюджетных социально-страховых фондов.

Денежные  отношения, в процессе которых образуются и используются внебюджетные фонды, выступают самостоятельным звеном финансовой системы. Их обособление  вызвано социально-экономическими причинами, одной из которых следует  считать независимость от бюджетного фонда, другой – необходимость создания строго целевых фондов социального  и другого назначения. Формирование целевых внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях  за счет обязательных и добровольных взносов предопределило и их специфические  формы образования и использования.

3. Расширяется  сфера государственного кредитования. Если в структуре советской  финансовой системы государственный  кредит включался в финансовую  систему с определенными оговорками, то в период постсоветских  преобразований он, наряду с бюджетом, становится важнейшим звеном  системы государственных и муниципальных  финансов.

Являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, госкредит стал выступать  значительным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Признание же возможностей функционирования несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного долга. В рыночной экономике государственный  кредит - неотъемлемый элемент финансовых потоков. В условиях бюджетного недофинансирования и неурегулированности межбюджетных отношений получает развитие и другая сторона кредитных отношений - предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов бюджетам других уровней и предприятиям.

4. Ликвидация  государственной монополии на  страхование в соответствии с  требованиями рыночной экономики  существенно расширила роль страхования  в решении проблем страховой  защиты общественного производства  и жизненного уровня населения.  Страхование становится объективно  необходимым элементом рыночных  отношений и самостоятельной  сферой финансовой системы. 

В плановой экономике система страхования  играла вспомогательную роль, а возмещение ущерба осуществлялось государством за счет средств государственного бюджета. Проведение широкомасштабной приватизации и формирование страхового рынка  позволили не только освободить бюджет от расходов на возмещение убытков  при наступлении страховых случаев, но и превратить страхование в  один из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Главной целью  становится создание эффективной защиты имущественных интересов граждан  и юридических лиц в РФ, обеспечивающей формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды, а также максимального использования страхования как источника инвестиционных ресурсов. Важнейшим и непременным условием реализации этих целей является обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования, прежде всего, путем формирования и совершенствования законодательной базы рынка страховых услуг, проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг, повышение эффективности государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

5. Переход  к рыночным отношениям предопределил  объективную необходимость формирования  финансового рынка как важнейшей  сферы финансовой системы, обеспечивающей  эффективное инвестирование и  целенаправленное использование  финансовых ресурсов. Благодаря  финансовому рынку, представленному  рынком ссудного капитала и  рынком ценных бумаг, сбережения  и накопления трансформируются  в финансовый капитал, потребителями  которого являются все субъекты  экономических отношений: и государство,  и предприятия, и отдельные  лица.

Рассматривая  вышеперечисленные трансформационные  изменения, необходимо четко понимать, что структурирование финансовой системы  России должно осуществляться с учетом всех вышеперечисленных процессов. Однако на сегодняшний день многовариантность современных подходов к пониманию содержания и структуры финансовой системы, их дискуссионность и связанное с этим отсутствие однозначных оценок не дает возможности прийти к единству мнений. Представляется, что трудности в определении единых теоретико-методологических подходов к характеристике сфер и звеньев финансовой системы связаны с рядом причин.

Во-первых, теоретически неверным, на наш взгляд, является смешение понятий финансовой системы как совокупности объективных  распределительных денежных отношений  и системы финансовых учреждений, институтов, органов власти, осуществляющих управление различными сферами финансовой системы. Отсюда с определенной легкостью вводятся такие дефиниции, как «финансы властных структур», «финансы органов власти» и др. Так, например, М.И. Яндиев указывает: «Финансы органов власти, являясь составной частью общегосударственных финансов, с одной стороны, и региональных финансов – с другой, представляют собой взаимоотношения органа власти с хозяйствующими субъектами, населением и иными уровнями власти, основанные на денежном обращении». И здесь же добавляет, что «финансы органов власти состоят из, или, говоря по другому, звеньями финансов органов власти являются: денежные фонды, в том числе бюджет, внебюджетные фонды, страховые фонды; каждый из них может включать в себя отдельные сметы и целевые фонды; обязательства органов власти, в том числе долг органа власти и задолженность перед органом власти; финансы государственных (муниципальных) предприятий; право влияния на финансовые потоки, в том числе на финансы хозяйствующих субъектов и населения, а также «прямое» финансирование».4 Аналогичную точку зрения высказывают и другие авторы, отмечая, что «исходя из структуры федерального устройства России, государственные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы федеральных органов власти и финансов органов власти субъектов Российской Федерации (региональные финансы). Муниципальные финансы составляют низовое звено и выделены в самостоятельный структурный уровень».5

При углубленном  анализе данных подходов налицо смешение объективных и субъективных начал. Согласно базовым положениям экономической  теории и логики исследования категорийно-понятийного аппарата существующие недоработки в области теории финансов приводят к наметившемуся в последнее время переносу интересов финансовой науки из области теоретической в область практическую. При всей позитивной направленности этого процесса следует отметить, что без прочной теоретической базы невозможна разработка конкретных практических мер в финансовой сфере.

Финансы (финансовые отношения) как сложная  и многообразная экономическая  категория априори объективны и  абсолютны. Только на поверхности явлений, через осуществление своих функций  и роли в общественном воспроизводстве  финансовые отношения находят практическую реализацию. А отсюда вытекает, что  органы власти и управления, различные  финансовые институты, являясь субъектами управляющей системы (финансовой), должны иметь в своем распоряжении фонды  финансовых ресурсов для выполнения своих функций. Само управление финансами - это не что иное, как совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект (в данном случае - финансовые отношения) для достижения определенного результата. В контексте управления финансовой системой с институциональных позиций каждая сфера является объектом управления и регулирования с целью достижения ее сбалансированности, пропорциональности, гармонизации.

Во-вторых, необоснованным, на наш взгляд, является упрощенная структуризация финансовой системы с точки зрения приоритетов  и логической последовательности выстраивания ее сфер и звеньев. Представляется, что выдвижение на первый план в  большинстве научных изданий  системы государственных и муниципальных  финансов связано в большей степени  с их ролью и объемами перераспределяемых финансовых ресурсов. Наше глубокое убеждение  в том, что финансы хозяйствующих  субъектов всех форм собственности  являются исходным звеном финансовой системы, основано на фундаментальном  положении о приоритетности реального  сектора экономики, где создается  стоимость валового общественного  продукта, без формирования которого невозможны распределительные и  перераспределительные процессы.

В-третьих, наиболее дискуссионным является выделение  в финансовой системе такой сферы, как финансы «домашних хозяйств», или «личные финансы». Неаргументированность данных подходов зачастую проявляется лишь в констатации отнесения данной сферы к финансовой системе. Следует согласиться с тем, что «домашние хозяйства», являясь субъектами распределительных отношений, активно участвуют в кругообороте товаров, услуг и денежных потоков. Доходы домашних хозяйств образуются как результат участия людей в воспроизводственном процессе, что регулируется законами макро- и микроэкономики. За пределами воспроизводственного процесса каждый член общества становится собственником денежного дохода, от величины которого зависит величина и структура расходов. Что же касается понятия «финансы домашних хозяйств», то для их функционирования как системы денежных распределительных отношений, на наш взгляд, нет оснований. Личные доходы субъектов распределительного процесса (работников сферы реального сектора экономики) и формируемые у них первичные доходы в виде оплаты по труду, дивидендов по акциям, ценным бумагам и др. видов доходов перераспределяются именно с помощью финансовых методов через сферы и звенья финансовой системы. Получение пенсий, пособий и др. социальных выплат также осуществляется за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых в государственных социальных внебюджетных фондах, представляющих самостоятельные составные части финансовой системы. Другими словами, оплата по труду, или совокупный личный доход участников реального сектора экономики, - это источник формирования финансовых ресурсов государства в результате вторичного распределения (перераспределения) стоимости общественного продукта. Что же касается работников бюджетных учреждений, то их оплата по труду полностью зависит от состояния общегосударственного фонда финансовых ресурсов – бюджета государства – и тех форм государственного регулирования, которые используются на различных этапах экономического развития. Несомненно, что одной из главнейших тенденций в долгосрочной перспективе будет наращивание финансового потенциала страны за счет существенного повышения эффективности политики государства в области денежных доходов населения и усиления их роли в обеспечении экономического роста (через платежеспособный спрос и сбережения, трансформируемые в инвестиции), а также в формировании доходов бюджета (через налоги с доходов физических лиц).

В-четвертых, в отдельных научных изданиях6 не выделяется в отдельную сферу финансовой системы «страхование». При этом страховые организации наряду с кредитными организациями и участниками финансового рынка относятся к числу коммерческих посредников и включаются в сферу «финансы хозяйствующих субъектов», растворяясь в них. Вместе с тем более обоснованной выглядит позиция ученых, считающих, что страхование следует рассматривать как важнейшую финансовую категорию, выражающую специфические денежные отношения, а это предопределяет его особое место и роль в финансовой системе. Попытки объединить финансовых посредников (коммерческие банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участников рынка ценных бумаг) в единое звено финансовой системы, скорее всего основано на имеющихся в данном направлении опыте развитых западных стран. Такая универсализация функций финансового посредничества вполне закономерна там, где имеется хорошо отлаженная правовая база и высокая степень развитости финансовых отношений. В условиях же России, где рыночные регуляторы и финансовая инфраструктура находятся в стадии становления, такое объединение более чем преждевременно.

Обобщая вышеизложенное и не умаляя значения различных подходов к пониманию финансовой системы, авторская позиция относительно представления о современной финансовой системе России выражена в следующем.

Базовым, исходным положением следует считать  признание финансовой системы как  совокупности разнообразных, но взаимосвязанных  сфер и звеньев финансовых отношений, с помощью которых на основе безвозвратности  и безэквивалентности происходит распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и части национального богатства путем формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, имеющих свое общественное значение в обеспечении потребностей общественного производства, потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения. В этом проявляется экономическая сущность и содержание финансовой системы.

Финансовая  система как совокупность сфер, звеньев  и подсистем финансовых отношений  занимает особое место в системе  денежных отношений рыночного хозяйства  и рассматривается нами как мощный инструмент проникновения рыночных взаимосвязей в экономическую систему. Отражая подвижность финансовых отношений с количественной и  качественной сторон и не являясь раз и навсегда данной финансовая система подвержена трансформационным процессам по мере развития экономики, изменения форм финансовых взаимосвязей, методов хозяйствования и т.д.

Информация о работе Администрирование