Администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:15, реферат

Краткое описание

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5
2. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе……………………………………………………………………………24
Заключение 36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

По экономической  сущности государственные финансы  – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства  и его предприятий и использованием государственных средств на затраты  по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления1 Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические  функции.

В состав государственных финансов включаются:

- бюджеты  разных уровней государственного  управления;

- внебюджетные  фонды;

- государственный  кредит.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство  оказывает влияние на широкий  спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Зарождение, становление и развитие бюджетных  отношений органически связано  с возникновением государства и  историческими этапами его развития. Любое государство, независимо от его  политической системы, не располагая собственными финансовыми ресурсами, стоит перед  необходимостью вмешиваться в распределительный  процесс, чтобы получить в свое распоряжение денежные средства и использовать их для осуществления своих целей  и функций.

Определим сущность бюджета государства. Бюджет государства – ведущее звено  финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы) в  их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и  их расходование.

Бюджет  государства представляет собой  основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона.

По материальному  содержанию бюджет государства –  представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения  национального дохода.

Основными функциями бюджета государства  как основного финансового плана  государства, утверждаемого законодательным  органом власти, с экономико-законодательной  точки зрения являются:

- перераспределение  национального дохода и ВВП;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое  обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

По мере развития рыночных отношений в стране роль бюджета государства в социальных процессах постоянно усиливается. Обусловлено это тем, что бюджетные  средства в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой базой  осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий  уровень социального обслуживания населения страны.

Что касается внебюджетных фондов государства, то они  представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое  назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения  национального дохода государством в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует часть доходов населения для  финансирования своих мероприятий.

Их появление  произошло задолго до возникновения  единого центрального денежного  фонда государства – бюджета  – в виде социальных фондов и  особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все  новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах, предназначались для специальных  целей. Они носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других - недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением  централизованного государства  начался период унификации фондов. На основе объединения различных  фондов был создан бюджет государства, который после рассмотрения и утверждения правительством становится законом, обязательным к исполнению.

В современных  условиях наряду с бюджетом вновь  повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов  таких фондов объясняется рядом  причин: у органов государственной  власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; будучи автономными  от бюджета, эти фонды предназначались  для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление  внебюджетных фондов со строго целевым  использованием средств обеспечивает более эффективный государственный  контроль. Внебюджетные фонды могут  при определенных условиях, т.е. при  наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через  механизм кредита.

Для обеспечения  бесперебойного финансирования многообразных  потребностей государство формирует  дополнительные финансовые ресурсы  путем мобилизации временно свободных  денежных средств населения и  хозяйственных структур, главным  способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в  распоряжение органов государственной  власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как  правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит – совокупность экономических  отношений между государством в  лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает  преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при которых государство  выступает в качестве заемщика и  кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов. Гарантирование погашения обязательств необязательно  приводит к их изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием  между величиной этих потребностей и возможностями государства  по их удовлетворению за счет доходов  бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная  деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени  использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях производства, выплатой премий, отпускных. Люди могут и сознательно  ограничивать текущие потребности  из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций и предприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезонностью производства.

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита - и отражает их особенности.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и  контрольную.

В рыночном хозяйстве государство выполняет  ряд экономических функций, осуществление  которых связано с необходимостью изыскания соответствующих денежных средств. Основными функциями государства  в рыночной экономике являются:

-создание  нормативно-правовой базы функционирования  экономики и контроль за выполнением законов и нормативных актов;

- поощрение  свободной конкуренции и антимонопольное  регулирование;

-обеспечение  хозяйствующих субъектов объективной  информацией, необходимой для  принятия решений;

- защита  производителей от несправедливой  конкуренции;

- стимулирование  развития новых прогрессивных  технологий;

- предоставление  общественных благ;

- защита  окружающей среды;

- организация  общественных работ;

- поддержка  развития фундаментальной науки;

- поддержка  культуры, искусства, образования,  здравоохранения;

- обеспечение  социальной защиты населения,  социальная поддержка его малообеспеченных  слоев;

- защита  прав потребителей.

Задача  эффективного выполнения данных функций, достижения равномерного повышения  качества жизни населения и предоставления общественных благ в соответствии с конкретными потребностями людей требует обоснованного распределения полномочий и ответственности между органами власти различных уровней. Целесообразное распределение властных полномочий позволяет сократить расходы государства и обеспечить более полный учет экономических потребностей населения.

Удовлетворение  ряда потребностей граждан, в частности  таких, как потребность в общественных благах, наиболее приближено к местному уровню, что обусловливает возрастание  значимости последнего в распределении  финансовых ресурсов общества. Несмотря на то, что в разных странах круг полномочий различных уровней управления существенно различается, в последнее  время сформировалась некоторая  общая тенденция, заключающаяся  в постепенном расширении полномочий низших эшелонов власти, прежде всего  в сфере финансов, децентрализации  ответственности по предоставлению общественных услуг населению. Данная тенденция обусловлена задачами повышения эффективности расходования государственных средств, более  полного учета интересов населения, укрепления общественных демократических  институтов.

Разделение  обязанностей между различными эшелонами  власти, передача и закрепление соответствующих  полномочий определяют потребности  властных структур в финансовых ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий. Таким образом, возникает объективная необходимость  формирования финансовой основы муниципальных  органов управления.

В России децентрализация финансов была связана  с общим процессом децентрализации  государственной власти, становлением в ходе этого процесса демократических институтов в обществе, общей структурной перестройкой экономики в условиях развития рыночных отношений. Кроме того, преобразование России в Федерацию потребовало признания независимости бюджетов различных уровней, являющихся ключевыми звеньями соответствующих финансов, обеспечения их самостоятельными доходными источниками и правом самостоятельно определять направления их использования.

Становление новой финансовой системы предусматривало  укрепление и развитие демократических  тенденций на местах в форме местного самоуправления, повышение эффективности  государственного управления посредством  передачи на нижние уровни финансовой системы соответствующих полномочий. В процессе децентрализации местные  власти получили конституционное право  самостоятельно решать вопросы социально-экономического развития местных образований, принимать  и исполнять собственные бюджеты. Возникновение финансов местных  органов явилось исходным пунктом  формирования самостоятельного звена  финансовой системы – муниципальных  финансов.

Муниципальные финансы выступают как основа обеспечения территориального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. Их отличительной особенностью является направленность на решение задач местного значения.

Информация о работе Администрирование