Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:15, реферат
Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.
Введение 3
1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5
2. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе……………………………………………………………………………24
Заключение 36
Список использованной литературы
По экономической
сущности государственные финансы
– это денежные отношения по поводу
распределения и
Экономическое
содержание государственных финансов
неоднородно. В их составе выделяются
отдельные обособленные звенья, каждое
из которых выполняет
В состав государственных финансов включаются:
- бюджеты
разных уровней
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
Благодаря
разному функциональному
Зарождение,
становление и развитие бюджетных
отношений органически связано
с возникновением государства и
историческими этапами его
Определим сущность бюджета государства. Бюджет государства – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Бюджет государства представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.
По материальному
содержанию бюджет государства –
представляет собой форму образования
и использования
Основными
функциями бюджета государства
как основного финансового
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное
регулирование и
- финансовое
обеспечение социальной
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
По мере
развития рыночных отношений в стране
роль бюджета государства в
Что касается внебюджетных фондов государства, то они представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Их появление
произошло задолго до возникновения
единого центрального денежного
фонда государства – бюджета
– в виде социальных фондов и
особых счетов. С расширением деятельности
государство нуждалось во все
новых расходах. Средства для их
покрытия централизовались в особых
фондах, предназначались для
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других - недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан бюджет государства, который после рассмотрения и утверждения правительством становится законом, обязательным к исполнению.
В современных
условиях наряду с бюджетом вновь
повышается значение внебюджетных фондов.
Увеличение количества и объемов
таких фондов объясняется рядом
причин: у органов государственной
власти появляются дополнительные средства
для вмешательства в
Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.
Государственный
кредит – совокупность экономических
отношений между государством в
лице органов власти и управления
с одной стороны и юридическими
и физическими лицами с другой,
при которых государство
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов. Гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Объективная
необходимость использования
Возможность
мобилизации денежных средств вытекает
из особенностей формирования и времени
использования доходов, получаемых
физическими и юридическими лицами.
У населения постоянно
Как экономическая
категория государственный
В качестве
звена финансовой системы он обслуживает
формирование и использование
Как финансовая
категория государственный
В рыночном
хозяйстве государство
-создание
нормативно-правовой базы
- поощрение
свободной конкуренции и
-обеспечение
хозяйствующих субъектов
- защита
производителей от
- стимулирование развития новых прогрессивных технологий;
- предоставление общественных благ;
- защита окружающей среды;
- организация общественных работ;
- поддержка
развития фундаментальной
- поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения;
- обеспечение
социальной защиты населения,
социальная поддержка его
- защита прав потребителей.
Задача
эффективного выполнения данных функций,
достижения равномерного повышения
качества жизни населения и
Удовлетворение
ряда потребностей граждан, в частности
таких, как потребность в общественных
благах, наиболее приближено к местному
уровню, что обусловливает возрастание
значимости последнего в распределении
финансовых ресурсов общества. Несмотря
на то, что в разных странах круг
полномочий различных уровней управления
существенно различается, в последнее
время сформировалась некоторая
общая тенденция, заключающаяся
в постепенном расширении полномочий
низших эшелонов власти, прежде всего
в сфере финансов, децентрализации
ответственности по предоставлению
общественных услуг населению. Данная
тенденция обусловлена задачами
повышения эффективности
Разделение
обязанностей между различными эшелонами
власти, передача и закрепление соответствующих
полномочий определяют потребности
властных структур в финансовых ресурсах,
необходимых для реализации закрепленных
за ними полномочий. Таким образом,
возникает объективная
В России
децентрализация финансов была связана
с общим процессом
Становление
новой финансовой системы предусматривало
укрепление и развитие демократических
тенденций на местах в форме местного
самоуправления, повышение эффективности
государственного управления посредством
передачи на нижние уровни финансовой
системы соответствующих
Муниципальные финансы выступают как основа обеспечения территориального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. Их отличительной особенностью является направленность на решение задач местного значения.