Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:15, реферат
Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.
Введение 3
1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5
2. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе……………………………………………………………………………24
Заключение 36
Список использованной литературы
В этом плане
муниципальные финансы можно
определить как совокупность денежных
отношений, связанных с формированием,
распределением и использованием финансовых
ресурсов для решения задач социально-
В широком смысле слова муниципальные финансы реализуют всю совокупность денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансового потенциала территории – финансовых ресурсов всех экономических субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных институтов, населения), участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования. Данный подход обусловлен тем, что на территории муниципального образования функционируют финансовые подсистемы федеральных, региональных и местных органов власти, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также домашних хозяйств, участие которых в территориальном воспроизводстве обеспечивает реализацию общего интереса, состоящего в социально-экономическом развитии муниципального образования. С этих позиций муниципальные финансы рассматриваются при сводном финансовом планировании и разработке баланса финансовых ресурсов территории, формировании муниципальной финансовой политики, анализе финансовых рынков, налогового потенциала, инвестиционной привлекательности территории.
В узком
смысле слова муниципальные финансы
понимают как денежные отношения, возникающие
в процессе движения денежных фондов
органов местного самоуправления, необходимых
для реализации их функций. Эффективное
осуществление муниципальной
Важнейшие
принципы обеспечения самостоятельности
и достаточности местных
В РФ функционирование
муниципальных финансов регламентируется
рядом законодательных
В Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» были определены источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами и гарантии финансовых прав местного самоуправления. С наибольшей полнотой правовая основа муниципальных финансов отражена в Бюджетном кодексе РФ.
Муниципальные
финансы в широком определении
включают финансы муниципальных
органов власти и финансы самодеятельных
экономических субъектов
Муниципальный кредит
Муниципальные внебюджетные фонды
Муниципальный бюджет
Финансы муниципальных органов власти
Муниципальные финансы
Финансы самостоятельных экономических субъектов
Финансы предприятий и организаций других форм собственности, направляемые на развитие территорий
Финансы унитарных муниципальных предприятий
Финансы населения, направляемые на развитие территорий
Рис. 1.1 Структура муниципальных финансов
Основными
элементами муниципальных финансов
в узком смысле слова выступают
муниципальный бюджет, внебюджетные
фонды, муниципальный кредит, финансы
муниципальных унитарных
Наиболее
значительная доля финансовых ресурсов
муниципальных образований
Кроме того,
следует учитывать, что на территории
муниципального образования располагаются
предприятия и организации, ведущие
хозяйственную деятельность. Их средства
участвуют в формировании местных
финансов. Еще одним источником финансов
муниципальных образований
Муниципальные финансы выполняют основные функции, присущие финансам как экономической категории. Вместе с тем реализация данных функций характеризуется определенной спецификой.
Распределительная
функция муниципальных финансов
состоит в том, что посредством
распределения и
В отличие
от федеральных финансов местные
финансы выполняют функции по
обеспечению финансовой основы удовлетворения
общественных потребностей не для общества
в целом, а для определенной его
части, объединенной границами конкретного
муниципального образования. Муниципальные
финансы имеют ряд
Местные
финансы участвуют в
Контрольная
функция муниципальных финансов
выражается в осуществлении контроля
за своевременным и правильным формированием
денежных фондов муниципального образования,
за соответствием объемов и
В современной
экономике роль местных финансов
постоянно возрастает. Это связано
с воздействием таких факторов, как
расширение самостоятельности территорий
в оказании населению социально-значимых
услуг, широком внедрении рыночных
институтов в хозяйственную практику
муниципальных образований, формирование
существенного инвестиционного
потенциала за счет временно свободных
денежных средств населения и
хозяйствующих субъектов
Местные финансы имеют ярко выраженную социальную направленность. Они играют существенную роль в обеспечении компенсации малообеспеченным слоям населения определенных издержек, связанных с функционированием рыночной системы хозяйствования. С помощью финансовых ресурсов территорий государство осуществляет ряд своих функций, связанных с обеспечением населения общественными благами, финансирует расходы на здравоохранение, жилищное строительство, общественный порядок.
Одним из важных направлений реализации роли местных финансов при переходе к рынку является субсидирование и льготное кредитование фермерских хозяйств, приобретение и строительство жилья, поддержка малого предпринимательства, создание благоприятной правовой и институциональной среды, размещение муниципальных заказов на производство социально-значимой продукции.
Местные финансы активно используются для благоустройства территорий муниципальных образований, решения экологических проблем, обслуживания культурных потребностей населения. Международная практика свидетельствует о формировании общей тенденции к возрастанию роли муниципальных финансов в эффективном управлении экономикой.
2. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе
Оценка имеющейся научной литературы, глубины и объективности содержащихся в ней теоретических представлений дефиниции «финансовая система» дает основание считать, что на сегодняшний день идет активный поиск конструктивных решений, который сопряжен с усилением борьбы мнений и теоретических течений.
На основе системной методологии, признанной в качестве универсальной, исследуются экономические процессы и явления. При этом систему как таковую трактуют с различных позиций: как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов и т.д.), представляющих собой определенное целостное образование, единство; как порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательности действий2; как объективно существующий комплекс процессов (явлений) и связей между ними.3
Зачастую систему рассматривают лишь как механическую сумму элементов, что значительно упрощает ее понимание. Очевидно, что использование данной терминологии применительно к экономическим взаимосвязям требует методологически выверенных уточнений. Это напрямую относится к понятиям «финансовая система» и «территориальная система».
Уточнение
теоретических и
С точки
зрения теории финансов общепризнанным
является мнение о том, что понятие
«финансовая система» является развитием
общего понятия «финансы». А отсюда
вытекает, что непременным условием
функционирования финансовой системы
следует считать наличие
Место и роль отдельных элементов системы неодинаковы и субординированы, то есть в системе обязательно наличие первичного (основного) элемента, который несет в себе генетическое начало, что позволяет ему занимать центральное место среди других элементов системы, и его роль во взаимосвязях элементов системы и их звеньев должна быть определяющей.
Наиболее сложным в понимании финансовой системы является логическое и последовательное вычленение в ее составе элементов (сфер и звеньев). Органичность постановки данной проблемы становится очевидной только в случае комплексного, концептуально-целостного подхода с учетом всей совокупности трансформационных процессов, произошедших при переходе к рыночной экономике. За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы претерпела существенные изменения, что предполагает принципиальное переосмысление имеющихся ранее представлений о ее функционировании.
Переход
к рыночным отношениям, демократизация
всех процессов, идущих в обществе,
развитие принципов бюджетного федерализма,
децентрализация бюджетной
1. Качественные изменения претерпели финансы предприятий и принципы их организации в результате широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации. Это предопределило: преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства; превращение частной собственности в одну из основных форм собственности; многообразие форм собственности; становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности (акционерные общества, товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и др.); формирование рыночных механизмов, обслуживающих новые формы собственности, и др.
При неизменной глубинной сущности финансов предприятий произошли кардинальные изменения форм их проявления в области организации, взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, страховыми организациями, другими предприятиями. Оставаясь важнейшей сферой финансовой системы страны, финансы предприятий различных форм собственности занимают ее исходное, ключевое положение, охватывают существенную часть денежных отношений, функционирующих в реальном секторе экономики, где создается общественный продукт и национальный доход.