Административные правонарушения против собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ………………………….6
2ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,ОБРАЗУЮЩИХ 10 ГЛАВУ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ КоАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Административные правонарушения против собственности.docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства); земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Собственность на землю, как уже отмечалось, выступает в государственной и частной формах. К землям сельскохозяйственного назначения относят все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства предназначенные для этих целей.

В частной собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства: строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

Согласно статье 44 Конституции неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Одной из мер по охране и защите объектов собственности является установление юридической ответственности за посягательство на них, в том числе и установление административной ответственности за правонарушения против собственности.

     В КоАП предусмотрена  отдельная глава (10), в которой  определены те деяния, которые  являются нарушениями против  собственности. Всего в данной  главе 9 статей.

     Их объединяет то, что общим родовым объектом правонарушений является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с реализацией права собственности, и охраняемых в соответствии  законом.     Административная ответственность наступает независимо от того, в чьей собственности находится тот или иной объект – государства или частного лица. При этом обратим внимание, что при совершении мелкого хищения оно квалифицируется в качестве административного в зависимости от стоимости похищенного и того, чье имущество похищено (юридического или физического лица).

      В данной главе из девяти  четыре статьи посвящены нарушениям права государственной собственности на природные ресурсы -- недра, воды, леса, животный мир. При этом, о таком важнейшем природном ресурсе, как  земля, идет речь в главе 23. В частности, согласно ст.23.41 КоАП установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка. Было бы более обоснованным, если бы все правонарушения против собственности на природные ресурсы находились в одной главе – 10-й.

     В ст.ст.10.1—10.4 предусматривается ответственность за самовольные действия с природными ресурсами. Самовольным следует считать действие, совершаемое без необходимого разрешения, при отсутствии соответствующих полномочий.

      За совершение указанных в главе 10 КоАП правонарушений, как правило, предусматривается штраф в соответствующих размерах. Лишь при совершении мелкого хищения альтернативой штрафу может быть арест, а при присвоении найденного имущества--штраф или предупреждение.

      Согласно ст.3.30 Процессуально-Исполнительный Кодекс об Административных Правонарушениях (далее ПИКоАП РБ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 10 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: органов внутренних дел (по ст.ст.10-10.9); сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (по ст.ст.10.1-10.4, 10.8); органов, осуществляющих ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира (по ст.10.4); органов Комитета государственного контроля (по ст.ст.10.1-10.4, 10.7, 10.9); органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (по ст. ст. 10.1-10.4); органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизведением лесов (по ст.ст.10.3, 10.4); Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (по ст.ст. 10.4, 10.5 (за правонарушения, связанные с хищением рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций); организаций, ведущих охотничье и рыболовное  хозяйство в охотничьих и рыболовных угодьях (по ст.10.4); органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (по ст.ст.10.1, 10.2); органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям (по частям 1 и 2 ст.10.8 (за правонарушения, совершенные путем поджога); органов пограничной службы (по ст.10.9); государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками (по ст.10.4); военизированной охраны (по ст.ст.10.5, 10.9).

      Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 10, рассматриваются судами и иными органами в зависимости от совершенного деяния: (см. ст.ст.3.1, 3.2,3.4,3.7, 3.8,3.9 ПИКоАП).

В заключение обратим внимание на еще одно важное обстоятельство, которое характерно не только для главы 10 КоАП, но и других глав названного Кодекса. На основе текста статей, содержащихся в главе 10 КоАП, необходимо определять те нормативные правовые акты, которые выступают своего рода бланкетными элементами гипотез  и диспозиций норм об ответственности за административные правонарушения против  собственности.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ОБРАЗУЮЩИХ 10 ГЛАВУ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ КоАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Нарушение права государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП)

Объект правонарушения — общественные отношения, составляющие в своей совокупности право государственной собственности на недра.

Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Объективную сторону правонарушения образуют конкретные действия:

а) самовольное пользование недрами либо

б) совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о недрах недра Республики Беларусь являются исключительной собственностью государства.

Для наличия состава правонарушения не имеет значения, самовольное пользование недрами было осуществлено за плату или безвозмездно.

Самовольная переуступка права пользования означает — «без соответствующего разрешения».

Под другими сделками, нарушающими право государственной собственности на недра, понимаются любые сделки, связанные с их куплей-продажей, меной, дарением, залогом, наследованием и т.д. Такие сделки, в прямой или косвенной форме нарушающие право государственной собственности на недра, не порождают каких-либо прав у других лиц, организаций. Указанные сделки недействительны с момента их заключения и в связи с этим для сторон наступает гражданско-правовые последствия, предусмотренные ГК.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что его действия противоправны, и желает их совершить.

Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

В качестве взыскания применяется штраф:

- на граждан - в размере от пяти до тридцати базовых величин;

- на индивидуального предпринимателя - до ста пятидесяти базовых величин;

- на юридическое лицо-до пятисот базовых величин.

 

Мелкое хищение (ст.10.5 КоАП)

 

Объект мелкого хищения — общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности.

Имуществом являются деньги, ценные бумаги (лотерейные билеты, знаки почтовой оплаты, облигации, приватизационные именные чеки и т.д.), вещи. Природные богатства — земля, ее недра, воды, леса, животный мир и т.д., хотя и относятся к государственной собственности, однако пока не извлечены из естественного состояния с применением человеческого труда предметом хищения не могут быть. Если продукты природных богатств извлечены из естественного состояния либо когда государственные или общественные организации вырастили животных, рыб, растения, ягоды и т.д., завладение ими, т.е. незаконное безвозмездное изъятие и обращение в свою собственность или собственность других лиц, образует состав хищения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 КоАП, образуют конкретные действия лица, т.е. мелкое хищение имущества, совершенное путем:

а) кражи;

б) мошенничества;

в) злоупотребления служебным положением или полномочиями;

г) присвоения или

д) растраты, а равно

ж)     покушение на такое хищение.

Мелким хищением имущества признается хищение на сумму, не превышающую десяти базовых величин на момент совершения правонарушения.

Под мелким хищением имущества физического лица понимается хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения имущества физического лица, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Согласно ст. 44 Гражданскому Кодексу Республики Беларусь (далее ГКРБ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Стоимость похищенного определяется по государственным розничным ценам. Если розничная цена на похищенное имущество отсутствует, то его стоимость определяется в соответствии с соответствующими указаниями о порядке исчисления цен, действующими в Республике Беларусь.

Размер ущерба, причиненного хищением организациям общественного питания (рестораны, кафе и т. д.) и в комиссионной торговле, определяется по ценам, установленным для продажи (реализации) продукции и товаров для этих организаций.

Если цена на похищенные ценности отсутствует и нет возможности определить ее по соответствующим документам, стоимость похищенного определяется на основании заключения экспертов.

При решении вопроса, является ли хищение мелким, кроме стоимости похищенного, необходимо учитывать его количество (вес, объем) и значимость потерь для организации.

Мелкое хищение образует состав административного правонарушения, если совершено оно в указанных в статье формах.

Мелкое хищение чаще всего совершается путем кражи. Под кражей понимается тайное похищение, изъятие имущества из владения юридического лица либо отдельных граждан.

Хищение является тайным (кражей), когда оно совершается без очевидцев или в присутствии граждан, но эти граждане не осознают истинного значения действий виновного лица или такие действия совершаются незаметно от них (например, кража продуктов из магазинов самообслуживания). Для оценки способа завладения имуществом решающее значение имеет субъективный критерий, т.е. намерение самого правонарушителя действовать тайно, скрытно от всех граждан. Следует признать, что если лицо, похищая имущество, полагает, что действует скрытно, незаметно для других, хотя граждане наблюдают за ним и осознают происходящее, его действия квалифицируются как кража, а не как грабеж. В данном случае определяющим признаком является убеждение правонарушителя в том, что имущество изымается им тайно.

Кража считается оконченной с момента изъятия имущества и получения лицом реальной возможности распоряжаться или пользоваться им по своему усмотрению.

Кража личных вещей, которые находятся на хранении у юридического лица, квалифицируется также как хищение имущества юридического лица (например, кража головного убора из гардероба ресторана или пакета с продуктами, сданного на временное хранение в магазине, и т.д.). Если лицо, совершившее мелкое хищение, преследовало цель завладеть имуществом в значительном размере и это подтверждается материалами дела, такое деяние надлежит квалифицировать как покушение на хищение, предусмотренное нормами уголовного законодательства.

При мелком хищении, совершаемом путем мошенничества, завладение имуществом осуществляется при помощи обмана, умышленного искажения или сокрытия истины с целью ввести в заблуждение лицо, у которого это имущество находится, и побудить его к передаче имущества виновному. Совершая мошенничество, виновный фальсифицирует те или иные обстоятельства или факты либо использует доверительные отношения, чтобы создать ложное представление о правомерности получения имущества. Обман при мошенничестве выступает в качестве способа посягательства и является необходимым условием неправомерного перехода имущества во владение виновного. Обман - это не только активные действия по сообщению ложных или не соответствующих действительности сведений, но и бездействие, которое выражается в сокрытии фактов или обстоятельств, препятствующих незаконному завладению имуществом.

Информация о работе Административные правонарушения против собственности