Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть и проанализировать сущность и содержание административно-правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу.
Достижение цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать историю законодательства России, регламентирующего правовой статус военнослужащих;
проанализировать содержание правового статуса военнослужащих в России с учетом существующих теоретических наработок и современных социально-экономических, политических и правовых реалий;
дать общую характеристику прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу;
определить виды юридической ответственности, применяемых по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих, проходящих военную службу (60 -е г. XX – нач. XX вв.)……………………………………………………………………………… 6
1.1. Законодательство советской России об административно-правовом статусе военнослужащих в 60-70-е гг. XX в.………………........................... 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование административно-правового статуса военнослужащих с 1977 по 1993 гг…………………………………. 11
1.3. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих России после 1993 г……………………………………….. 16
2.Юридическое содержание административно-правового статуса военнослужащих в современной России………………………………...... 20
2.1. Общая характеристика прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу………………………………………………… 20
2.2. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих……
32
2.3.Характеристика льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу ………………………...... 41
Заключение……………………………………………………………………. 47
Библиография………………………………………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

     Сопротивление, как преступление, состоит в воспрепятствовании начальнику или другому военнослужащему (патрульному, дежурному и т.п.) выполнять  возложенные на них обязанности военной службы. Принуждением признаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе. Сопротивление или принуждение, совершенное без отягчающих обстоятельств, наказывается ограничением по военной службе, либо содержанием в дисциплинарной воинской части, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Если преступление совершено группой лиц, или с применением оружия, либо повлекло тяжкие последствия, – наказание повышается до 8 лет лишения свободы.

     Нарушение уставных правил взаимоотношений между  военнослужащими, связанное с унижением  чести и достоинства или издевательством  над потерпевшим либо сопряженное  с насилием, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, а при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, с применением оружия, наступлением тяжких последствий) – до 10 лет.

     Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, за уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем самовольного оставления части или места службы, а также за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью от двух до десяти суток, – наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

     За  уклонение от военной службы указанными путями на срок от десяти суток до одного месяца военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву или по контракту, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. В случае уклонения от военной службы продолжительностью свыше одного месяца эти военнослужащие наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

     За  дезертирство (статья 338 УК РФ), то есть самовольное оставление части или  места службы с целью вовсе  уклониться от военной службы или  неявку с той же целью на службу предусмотрено лишение свободы на срок до 7, а в некоторых случаях до 10 лет. За уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства) или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана предусмотрены различные уголовные наказания вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.

     К преступлениям, нарушающим правила  несения специальных служб, относятся: нарушение правил несения боевого  дежурства (боевой службы), нарушение  уставных правил караульной службы, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

     За  эти преступления предусмотрены  такие наказания как ограничение  по службе на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, содержание в дисциплинарной воинской части сроком до двух лет, лишение свободы на срок до пяти лет.

     Оставление  погибающего военного корабля; уничтожение  или повреждение военного имущества; утрата военного имущества; нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; нарушение правил вождения или эксплуатации машин; нарушение правил полетов или подготовки к ним; нарушение правил кораблевождения образуют группу преступлений против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники. Эти преступления наказываются на различные сроки ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы, лишением права занимать определенные должности либо штрафом.

     Военнослужащие  за совершение и общеуголовных преступлений, и преступлений против военной службы подвергаются уголовному наказанию  только военными судами. 

     2.3. Характеристика льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу

     Под льготами понимаются установленные  законодательством специфические  военно-служебные права, предусматривающие  определенные преимущества военнослужащих и членов их семей пред другими гражданами в различных сферах общественной жизни: по налогам, по перевозкам, жилищному обеспечению и других. Под компенсациями понимаются права материального характера, призванные компенсировать затраты или лишения, связанные с исполнением обязанностей военной службы.

     Льготы  военнослужащим и их семьям относятся  к различным областям производственной, социальной и культурной жизни. Говоря о предназначении и характере  льгот для военнослужащих и членов их семей необходимо отметить, что  в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» льготы, гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим в связи с особым характером возложенных на них обязанностей. В связи с этим социальное предназначение льгот военнослужащим обусловлено трудностями и другими особенностями, непосредственно связанными с военной службой. Это, например, необходимость для военнослужащих постоянно находится в боевой готовности и возможность быть привлеченным в любое время для решения служебных, в том числе, и боевых задач, связанных с риском для жизни и здоровья; относительно частая по сравнению с гражданскими лицами перемена места жительства; проживание вместе с членами семьи в отдаленных местах и местах с тяжелым неблагоприятным климатом; отрыв военнослужащих по призыву от семей и постоянного места жительства и т. п.

     Объем и содержание льгот зависят от служебно-должностной категории, к  которой относится военнослужащий, его воинского звания, срока пребывания на военной службе и иных особенностей ее прохождения.

     Военнослужащие и члены их семей пользуются льготами с момента начала военной службы, и, как правило, до исключения из списков личного состава воинской части. Однако на отдельные льготы в предусмотренных законом случаях у них сохраняется право на льготы и после увольнения с военной службы, а также появляется право на льготы специально установленные для военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил и их семей.

     Действующее законодательство предусматривает  для военнослужащих следующие льготы: льготы по проезду на транспорте, льготы по обеспечению жилыми помещениями и оплате их содержания, льготы в области здравоохранения и некоторые другие.

     Льготы  по проезду на транспорте регламентируются Федеральным законом «О статусе  военнослужащих»32 и некоторыми другими нормативно-правовыми актами. Все военнослужащие имеют право на бесплатный проезд всеми видами транспорта, как междугороднего, так и городского и пригородного (кроме такси), при следовании в командировку, к местам использования отпусков (как основных, так и дополнительных), на лечение, в связи с переводом к новому месту службы, а также к постоянному месту жительства при увольнении с военной службы. Если военнослужащим и членами его семьи приобретаются билеты, то им возмещаются расходы, связанные со сборами за предварительную продажу билетов и резервирование мест, за пользование постельными принадлежностями и страховые сборы. Оплата такого проезда осуществляется по месту службы военнослужащего33. Однако следует иметь в виду, что не подлежат оплате сборы, связанные с переоформлением билетов по инициативе военнослужащих, а также расходы, возникшие в результате с переоформлением билетов по инициативе военнослужащих, а также расходы, возникшие в результате применения штрафных санкций и доставки билетов на дом.34

     Проходящие  военную службу по контракту военнослужащие имеют право на бесплатную перевозку до 20 тонн личного имущества всеми видами транспорта с прежнего места жительства на новое в связи с переводом к новому месту службы и при увольнении с военной службы, а члены семей военнослужащих – при переезде к избранному месту жительства в связи со смертью (гибелью) военнослужащего. Военнослужащие при следовании в служебные командировки, к месту использования отпуска и обратно, а также к новому месту службы наделены правом внеочередного приобретения проездных документов на все виды транспорта. Направляемые в служебные командировки военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах по предъявленным ими командировочным удостоверениям35.

     Для военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, законом предусмотрено  право на получение денежной компенсации  в порядке и размерах, устанавливаемых  Правительством РФ, при использовании  ими личного транспорта в служебных  целях.

     Льготы  по обеспечению жилыми помещениями  и оплате их содержания предоставляются  за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны РФ, другими министерствами и ведомствами, в войсках которых проходят службу военнослужащие по контракту.

     Военнослужащим  и проживающим с ними членам семей  жилые помещения должны предоставляться  не позднее трехмесячного срока  со дня прибытия их к новому месту  службы по нормам и в порядке, предусмотренном  жилищным законодательством. На первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) им должны предоставляться служебные жилые помещения или общежития. По месту прежнего жительства военнослужащего за ним и членами его семьи сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва или поступления на военную службу. По истечении указанного срока они должны обеспечиваться жилыми помещениями на общих основаниях36.

     Лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются военнослужащие, имеющие  на одного члена семьи жилую площадь  менее, нормы, установленной местными органами самоуправления; нуждающиеся в увеличении жилой площади в связи с наличием больных членов семьи, имеющих право на дополнительную жилую; проживающие в одной или смежных комнатах по две семьи, а также военнослужащие, подлежащие переселению из непригодных для проживания ветхих домов, бараков, подвалов и других, непригодных для проживания помещений.

     Дети  военнослужащих, потерявшие мать или  отца, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей или их заменяющих, помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

     Льготы  в области здравоохранения предусмотрены  большим количеством нормативно-правовых актов: Федеральным  законом «О статусе  военнослужащих»37, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»38, Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 №1093 (ред. от 31.01.2012) «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», а также рядом других.

     Бесплатная  медицинская помощь в военно-медицинских  учреждениях оказывается военнослужащим, членам семей офицеров, проходящих военную службу, лицам, находящимся  на их иждивении и другим категориям. Эти лица прикрепляются к военно-медицинским учреждениям по территориальному принципу независимо от подчиненности этих учреждений.

     Надо  отметить, что в конце прошлого века появилась тенденция увеличения количества льгот, предоставляемых военнослужащим. Это обусловлено тем, что в условиях спада производства и развития рыночной экономики денежное довольствие военнослужащих остается на очень низком уровне. Индексация не дает ощутимого результата, так как стремительный рост цен сводит не нет все усилия правительства увеличить денежное довольствие военнослужащих. Естественно чтобы как-то поддержать статус  военнослужащих на определенном уровне правительство идет на такие меры как увеличение количества льгот предоставляемых военнослужащим.

     Эта мера принесла определенные результаты. И можно сказать, что на данном этапе развития нашего общества это  положительно отразилось на престиже военной службы, а также оказало  материальную и моральную поддержку  военнослужащим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Исследование  комплекса норм права, в той или  иной степени регламентирующих проблемы правового статуса военнослужащих и содержащихся в многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актах, правоприменительной практике по проблемам правового положения военнослужащих, позволили получить необходимые от данного исследования результаты, сформулировать ряд теоретических выводов по исследуемым проблемам и практических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности.

     Построение  демократического правового государства  в Российской Федерации определяет необходимость осмысления произошедших преобразований. Особую важность имеет  изучение опыта по обеспечению прав и свобод граждан, выполняющих свой долг в рядах Вооруженных Сил, которые защищают безопасность государства и общества.

     Законодательная база правового статуса военнослужащих находится в постоянном развитии. Ее укрепление и совершенствование - важная потребность правоприменительной практики. Одним из условий успешного решения этой проблемы является всестороннее теоретическое исследование. Проведенный анализ позволяет сделать ряд обобщающих выводов:

Информация о работе Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу