Административно правовой статус гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Административно-правовой статус гражданина — это сложная юридическая система прав и обязанностей гражданина, закрепленных нормами административного права, а так­же гарантии реализации прав и обязанностей (охрана зако­нами, подзаконными нормативными актами и механизм за­щиты органами государства и местного самоуправления).Но прежде чем рассматривать это надо дать понятие а кто же такой гражданин.
Цель контрольной работы: Изучить административно правовой статус гражданина.

Содержание

Введение …………………………………………………3
1. Понятие и признаки гражданина РФ…..4-6
2. Понятие, виды и принципы административно – правового статуса ….7-10
3.Административно правовой статус гражданина……11-15
4.Юридические гарантии административно- правового статуса гражданина…..16-19
Заключение……20-21
Список используемой литературы….22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.по ад.пр..docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

План

Введение …………………………………………………3

1. Понятие и признаки  гражданина РФ…..4-6

2. Понятие, виды и принципы  административно – правового  статуса ….7-10

3.Административно правовой статус гражданина……11-15

4.Юридические гарантии  административно- правового статуса  гражданина…..16-19

Заключение……20-21

Список используемой литературы….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Административно-правовой  статус гражданина — это сложная  юридическая система прав и  обязанностей гражданина, закрепленных  нормами административного права, а так­же гарантии реализации  прав и обязанностей (охрана зако­нами, подзаконными нормативными актами  и механизм за­щиты органами  государства и местного самоуправления).Но  прежде чем рассматривать это  надо дать понятие а кто  же такой гражданин.

Цель контрольной работы: Изучить административно правовой статус гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  признаки гражданина РФ

       Граждане образуют  наиболее многочисленную  группу субъектов административного права. Справедливо начать именно с определения, а кто такой гражданин.

Понятие «гражданин» можно рассматривать как в широком значении(включает как граждан РФ, так иностранных граждан, лиц без гражданства), так и в узком(охватывает только граждан РФ). В данной работе мы будем рассматривать это понятие в узком значении.

     «Определение  административно-правового статуса  гражданина неотделимо от уяснения  понятия "гражданство". В настоящее  время основополагающие вопросы  гражданства установлены ст. 6 Конституции  РФ:

гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения;

каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Конституционные положения о гражданстве конкретизированы Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве), который содержит принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Статьей 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства:

гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;

проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;

гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (ст. 45 Закона о гражданстве предусмотрено, что он вступает в силу с 1 июля 2002 г.);

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.

Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое может быть приобретено:

а) по рождению;  
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;  
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;  
г) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.»1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие виды и принципы административно - правового статуса гражданина.

      Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

- принципы административно-правового  статуса граждан;

- гражданство;

- административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

- права и обязанности  граждан в сфере государственного  управления;

- административная ответственность  граждан;

- юридические гарантии  административно-правового статуса  граждан.

«Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;

ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.»2

     Виды административно-правовых статусов граждан:

общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

      Рассмотрим по существу основные принципы административно – правового статуса гражданина:

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Административно правовой статус гражданина

      Права и  обязанности гражданина образуют  в совокупности его правовой  статус. Административно-правовой статус  гражданина – сложное юридическое  образование, включающее в себя  четыре разновеликих составных  элемента.

     Первая, самая  важная часть прав и обязанностей, представляет собой правовой  статус личности, человека как  субъекта административного права. В Российском государстве правовое  регулирование должно занимать  центральное, приоритетное место, поскольку  выражает идею о том, что право  и государство, его органы и  должностные лица призваны служить  обществу, каждой личности, каждому  человеку. Именно эта мысль выражена  в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются  высшей ценностью. Признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина – обязанность  государства».

      Согласно  Конституции РФ и основанному  на ней законодательству личность, человек независимо от служебного, общественного или имущественного  положения, национальности, вероисповедания  и т.д. является в России субъектом  всех отраслей права, для чего  основы правового статуса личности  закреплены в Конституции РФ. Важное место в данном статусе  человека занимают и нормы  административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция РФ устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например: платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции на основе Закона РФ при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в др.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее – это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом, гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей административную правоспособность и дееспособность.

Информация о работе Административно правовой статус гражданина