Административно-правовой статус гражданина (человека)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Административно-правовой статус, как правовая категория традиционно является важнейшим институтом административного права, сущность которого составляют права, свободы и обязанности человека и гражданина. В современном мире проблемы личности и её взаимоотношений с государством, права, свободы и обязанности граждан, их единство приобретают исключительное значение и актуальность.
Административно-правовой статус граждан составляет важнейшую и органическую часть общего правового статуса. В нём в обобщённом виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учётом

Содержание

Введение
Административно-правовые статусы граждан………………………………….5
1. Понятие и виды административно-правовых статусов граждан 5
2. Обеспечение прав, свобод, законных интересов граждан нормами административного права и механизм их реализации. 3
Особенности административно-правовых статусов…………………………..19
3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. 19
4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки 24
Заключение 29
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-правовой статус гражданина (человека).docx

— 59.85 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

Административно-правовой статус, как правовая категория традиционно является важнейшим институтом административного права, сущность которого составляют права, свободы и обязанности человека и гражданина. В современном мире проблемы личности и её взаимоотношений с государством, права, свободы и обязанности граждан, их единство приобретают исключительное значение и актуальность.

Административно-правовой статус граждан составляет важнейшую и органическую часть общего правового статуса. В нём в обобщённом виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учётом

отраслевой право- и дееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений.

В статье 2 действующей Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина» устанавливаются основы правового статуса личности, отражаются наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе, государстве, принципы их взаимоотношений.

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.

В Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Кроме Конституции административно-правовой статус граждан РФ устанавливается актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих административно-правовой статус прав и обязанностей, также значительна роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определённым категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила и т. п.

Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти: конкретизируются конституционные права и обязанности граждан; первично предоставляются определенные права; устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей; определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей. 
Понятие и виды административно-правовых статусов граждан.

Административно-правовой статус гражданина - это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.

Элементами административно-правового статуса граждан являются:

- административная правоспособность, предусмотренная правовыми нормами, возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделённость ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;

 - административная дееспособность – реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности, может возрастать поэтапно: (с 7-летнего возраста обязанность школьного обучения; в 14 -летнем возрасте право и обязанность получить паспорт; с 25-летнего возраста возможность быть назначенным на определенные должности (например, прокурора и т. д).

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, её характера, содержания и объёма.

Административная правоспособность и административная дееспособность являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов административного права.

Правоспособность субъекта сочетает в себе его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объёмом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наделённый законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Можно выделить следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

1) управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности; субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);

2) наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);

3) юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);

4) реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделённых соответствующими полномочиями);

5) обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);

6) юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Административная правоспособность гражданина возникает со дня его рождения и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как:

- способность лица самостоятельно осуществлять принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права;

- осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления;

- применять меры административного принуждения;

- признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан;

- нести правовую ответственность за вред, причинённый гражданам, государственному органу или юридическому лицу;

- нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка), соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административную деликтоспособность).

В последнем случае деликтоспособность является частью дееспособности, т. е. субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. претерпевать отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием её возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Если речь идет о гражданине, то его административная дееспособность возникает, как правило, по достижении 18-летнего возраста, ибо установленные законами субъективные права и свободы могут использоваться лицами, начиная с 18 лет (например, поступление на государственную службу). Вместе с тем граждане могут воспользоваться принадлежащими им правами и свободами и до достижения 18-летнего возраста (например, право на жалобу, свобода шествий и демонстраций, право на получение паспорта гражданина РФ). Таким образом, не существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по достижении которого физическое лицо начинает обладать административной дееспособностью.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус.

Правовой статус гражданина, как субъекта административного права, включает права и обязанности: общие для всех граждан (общие), (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности); права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан, (особенные), (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам); а также права и обязанности конкретных индивидов, (специальные), (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).

Таким образом, можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина.

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закреплённые во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это - особенные права гражданина, как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т. д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина, регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т. д.

Административно-правовой статус гражданина включает в себя четыре элемента.

Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности человека как субъекта административного права. В Российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Сформулированный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций и Европейскими организациями.

Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, в 1991 г. приняло Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.

Согласно Конституции РФ, и основанному на ней законодательству, личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причём в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права.

Информация о работе Административно-правовой статус гражданина (человека)