Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть и проанализировать сущность и содержание административно-правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу.
Достижение цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать историю законодательства России, регламентирующего правовой статус военнослужащих;
проанализировать содержание правового статуса военнослужащих в России с учетом существующих теоретических наработок и современных социально-экономических, политических и правовых реалий;
дать общую характеристику прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу;
определить виды юридической ответственности, применяемых по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих, проходящих военную службу (60 -е г. XX – нач. XX вв.)……………………………………………………………………………… 6
1.1. Законодательство советской России об административно-правовом статусе военнослужащих в 60-70-е гг. XX в.………………........................... 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование административно-правового статуса военнослужащих с 1977 по 1993 гг…………………………………. 11
1.3. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих России после 1993 г……………………………………….. 16
2.Юридическое содержание административно-правового статуса военнослужащих в современной России………………………………...... 20
2.1. Общая характеристика прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу………………………………………………… 20
2.2. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих……
32
2.3.Характеристика льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу ………………………...... 41
Заключение……………………………………………………………………. 47
Библиография………………………………………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

     В вопросе медицинского обеспечения  военнослужащих и членов их семей  советское государство также  установило ряд льгот. Существовали различные ведомственные инструкции и приказы, регламентирующие вопрос медицинского обеспечения. Примером может служить введенная в действие приказом Военного Министра СССР от 10 марта 1952 года № 20 «Инструкция о порядке отбора и направления военнослужащих, членов их семей, пенсионеров и вольнонаемного состава в санатории и дома отдыха военного министерства СССР», определяющая кто из членов семей военнослужащих имел право на санаторное лечение, стоимость санаторных билетов (путевок) и порядок их оплаты.

     Военнослужащие  имели также ряд льгот по перевозкам. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»: «Статья 68. Перевозка и обеспечение питанием в пути следования лиц, призванных на действительную военную службу и на сборы, а также уволенных их рядов Вооруженных Сил СССР по окончании действительной военной службы и сборов к месту жительства, производятся за счет государства. Статья 69. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и их семьи, а также военнослужащие срочной службы при переездах по железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным путям сообщения пользуются льготами в соответствии с действующим законодательством…»6

     Льготы  по перевозкам были установлены «Кодексом  о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей», утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года. Этот кодекс устанавливал льготы по перевозкам и определял круг лиц, имеющих право на эти льготы.  Оплата воинских перевозок производилась в соответствии с инструкцией «О порядке учета, оформления и использования воинских перевозочных документов и оплате воинских перевозок», введенной в действие приказом Министра обороны СССР от 15 сентября 1964 года № 200. Инструкция определяла, какие документы давали право на проезд и перевозку грузов, срок действия перевозочных документов, основания для  получения перевозочных документов.

     Таким образом, можно утверждать, что для  рассматриваемого периода характерна активная политика государства по улучшению  правового положения военнослужащих: повышение престижа профессии, создание условий для получения образования, расширение перечня льгот и некоторые другие.  

    1. Нормативно-правовое регулирование административно-правового  статуса военнослужащих с 1977 по 1993 гг.

     В 1977 году была принята новая Конституция  СССР. По мнению юристов тех лет, это шаг вперед в развитии советского законодательства: «Огромная работа, проведенная за последнее время в области совершенствования советского законодательства, позволила, как это отмечалось на XXV съезде КПСС, привести юридические нормы в соответствие с новым уровнем, достигнутым нашим обществом. Однако не стоит на месте. Не может не развиваться и наше законодательство.

     Исключительная  роль в дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка принадлежит  новой Конституции СССР. Закрепляя основы общественного строя и политики СССР, устанавливая права, свободы и обязанности граждан, принципы и цели социалистического общенародного государства, Конституция СССР формулирует руководящие положения для всей системы советского законодательства и практики его осуществления, создает прочные конституционные гарантии строго и неуклонного исполнения правовых предписаний государства всеми организациями, должностными лицами и гражданами».7

     Воздействие советского права в Вооруженных  Силах проявлялось особенно активно, так как именно здесь в силу специфики военной службы жизнь, быт и деятельность людей регламентируются нормативно-правовыми актами гораздо более детально, чем в любой сфере гражданской жизни. Нормативно-правовое регулирование служит необходимым и действенным средством регламентации общественных отношений в области устройства, комплектования, жизни и деятельности Вооруженных Сил. В правовых нормах получают юридическое закрепление основные направления политики партии и государства по вопросам укрепления обороноспособности нашей страны, порядка и организованности, обеспечения сознательной воинской дисциплины, повышения качества боевой подготовки и идейной закалки личного состава, поддержания высокой боевой готовности войск и сил флота и совершенствования Вооруженных Сил в целом.

     Таким образом, советское законодательство служит надежным средством охраны боеспособности страны, воинской дисциплины, уставного  порядка несения воинской службы, прав и законных интересов военнослужащих. Военное законодательство характеризуется теми же основными чертами и принципами, которые присущи всему советскому законодательству. Вместе с тем оно имеет и определенные особенности, отражающие специфику военной организации. Эти особенности состоят, во-первых, в том, что военное законодательство представляет собой наиболее централизованный вид советского законодательства и, во-вторых, более детально регламентирует различные стороны общественных отношений, которые складываются в Вооруженных Силах.

     Прежде  всего, военное законодательство призвано юридически оформить правовое положение военной организации в государстве, организационные принципы формирования и структуру Советских Вооруженных Сил, систему государственных органов управления ими; установить определенный порядок комплектования и прохождения действительной военной службы и службы в запасе с учетом интересов Советского государства и граждан, призываемых на воинскую службу; определить правовое положение военнослужащих и военнообязанных; установить основные начала боевой и политической подготовки, материально-технического снабжения и культурно-бытового обеспечения войск; закрепить правовые основы советской воинской дисциплины и обеспечить охрану установленного порядка. Разумеется, такого рода задачи не могут быть решены с помощью актов, издаваемых местными и даже республиканскими органами. Именно поэтому советское военное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые издаются общесоюзными органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, определяемой Конституцией СССР и другими общесоюзными законами. В этом находит свое выражение первая из названных особенностей.

     Вторая  особенность обусловливается тем, что назначение и само существование  Вооруженных Сил требуют высокой  степени определенности и детальной упорядоченности воинских отношений, поскольку только четкие и слаженные действия органов военного управления, всех военнослужащих, подразделений, частей, морских кораблей могут обеспечить успешное выполнение задач, возложенных на армию и флот8.

     Большое значение в вопросе регулирования  армейской жизни придавалось  уставам: «Среди военно-правовых актов, регулирующих различные стороны  армейской и флотской жизни, ведущая  роль принадлежит воинским уставам, представляющим собой систематизированные своды правил поведения и деятельности военнослужащих. Уставы являются основой всего воинского порядка. Закрепленные в них правовые нормы позволяют обеспечить единство, слаженность и четкость действий всех звеньев военной организации Советского государства»9.

     Закрепленные  в Конституции СССР 1977 года права  и обязанности советских граждан  распространялись и на военнослужащих, являясь фундаментом для военно-служебных  прав и обязанностей. Согласно ст. 63 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности  военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные запаса пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности граждан СССР. А закрепленные государством в законах, воинских уставах и других правовых актах права и обязанности военнослужащих являются юридическим выражением отношений между советским обществом и его воинами.

     В то же время принцип политического  и гражданского равноправия военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность за исполнение конституционных  обязанностей, продиктованных высшими интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских граждан. На воинов Вооруженных Сил в полной мере распространяется установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей»10.

     При этом права военнослужащих все-таки отличались от прав других граждан  в силу специфики военной службы. Например, право на образование реализуется  военнослужащими преимущественно  через систему военно-учебных  заведений; повседневная служебная деятельность военнослужащих регламентируется нормами военного законодательства, трудовое законодательство на них не распространяется. Есть особенности и в порядке осуществления некоторых других прав граждан.

     Военно-служебные права и обязанности военнослужащих устанавливались законом СССР о всеобщей воинской обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями, руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям осуществления военно-служебные права и обязанности подразделяются на общие, должностные и специальные11.

     Кроме всеобщих прав и прав, обусловленных  спецификой военной службы, Советское  государство предоставило военнослужащим дополнительные права (льготы)12. Они предоставлялись как самим военнослужащим, так и их семьям и относились к различным областям производственной, социальной и культурной жизни. Часть из них предоставлялись при прохождении действительной военной службы, другие – при увольнении в запас или отставку. Данные льготы были установлены «Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей» 1930 г., Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» и другими правовыми актами, которые были рассмотрены в предыдущем параграфе.

     Кроме того, следует отметить «Примерное положение о районном совете депутатов  трудящихся» и «Примерное положение  о городском, районном в городе совете депутатов трудящихся», одобренные Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года. «Примерное положение о сельском, поселковом совете депутатов трудящихся», одобренное Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 08 апреля 1968 года. Эти  положения возлагали на Советы депутатов трудящихся обязанности по трудоустройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан и т. д.

     Указом  Президиума Верховного Совета СССР «О прапорщиках и мичманах Вооруженных  Сил СССР» в 1971 году было установлено, что прапорщики, мичманы и их семьи  пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством СССР для военнослужащих сверхсрочной службы и их семе13.

     Кроме того, следует обратить внимание, что  основы законодательства Союза ССР  и союзных республик о труде, утвержденные Верховным Советом  СССР 15 июля 1970 года устанавливали гарантии для рабочих и служащих на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, в том числе и на время службы по призыву (ст.47), обязывали работодателя выплачивать выходное пособие работникам в связи с призывом на действительную военную службу (ст. 19), а сам призыв рассматривался как основание для прекращения трудового договора (ст. 15).

     Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике Афганистан, были установлены  льготы Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 года № 989 «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей».

     Таким образом, можно утверждать, что в  период с 1977 по 1993 годы огромное внимание уделяется развитию законодательства в области правового статуса военнослужащих, в том числе проходящих военную службу. 

    1. Развитие  законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих России после 1993 годы

     Особенностью  военного законодательства России данного периода является то, что оно учитывает опыт аналогичного законодательства зарубежных стран, а также практику внутреннего законодательства, связанную с изменением характера собственности, переходом к рынку, разделением властей и некоторыми иными обстоятельствами.

     Принятая 12 декабря 1993 года, Конституция Российской Федерации потребовала коренного  изменения законодательства нашей  страны. Это не могло не коснуться  и армии, где практически вся  жизнь и быт регламентированы различными нормативно-правовыми актами.

     Так, в январе 1993 года был принят Закон  «О статусе военнослужащих», который  установил права, обязанности и  ответственность военнослужащих, определил  основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей14. После принятия Конституции РФ он потребовал доработки, тем не менее, этот закон продолжал действовать (с различными изменениями и дополнениями) до момента принятия нового закона «О статусе военнослужащих» 1998 года. Необходимо отметить, что в Закон 1998 года тоже вносились изменения и дополнения. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. №427-ФЗ. Данный Закон устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации15.

     Кроме того, ФЗ «О статусе военнослужащих»  от 27 мая 1998 года определяет, какие граждане имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права  и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обязанности и ответственность военнослужащих. С принятием этого закона Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1993 года и поправки, вносившиеся в него, утратили силу.

Информация о работе Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу