Административная ответственность и административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности. В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и особенности административной ответственности;
Выявить основные черты административной ответственности;
Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;
Изучить состав административного правонарушения и виды административных наказаний;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности……..5
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности…………………………………………..9
Глава 3. Состав административного правонарушения…………………….12
Глава 4. Виды административных наказаний……………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая админ право 3к.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Административное правонарушение как основание            административной ответственности

 

Фактическим основанием для  наступления административной ответственности  является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.

        Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.(12.с211)

Действие в данном случае представляет собой акт активного  противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение  запрета и т.д. Например, занятие  предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется  специальное запрещение; включение  искаженных данных в декларацию о  доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных  органов налоговой полиции в  реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное  невыполнение обязанности, требуемой  законодательством. Например, непредставление  гражданином декларации о своих  доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление  юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа  подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями  товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Основными    признаками административного правонарушения являются:  антиобщественный характер;  

- противоправность;

-  виновность;    

-наказуемость деяния;  

- административная ответственность.

  Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяния. Это акт волевого поведения. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административное правонарушение - это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными наказаниями. Таким образом, деяние, не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Виновность деяние означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для гражданина. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы, однако, вправе ограничиться устным замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к данному лицу целесообразно применять меру общественного воздействия.

Административная ответственность  за правонарушения наступает, если эти  нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с  действующим законодательством уголовной ответственности. Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. (7 с. 113).

 Но, по существу, административный  проступок также является общественно  опасным, хотя и отличается  от преступления по степени  этой опасности. Поэтому при  решении вопроса об отнесении  правонарушения к административному  проступку или преступлению иногда  требуется тщательный сравнительный  анализ соответствующих положений  административного и уголовного  законодательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Состав административного правонарушения.

Понятие о составе административного  правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными  органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний.

Любое правонарушение имеет свой состав. Под составом административного  правонарушения обычно понимается совокупность установленных правом элементов, при  наличии которых конкретное общественно  вредное деяние признается административным правонарушением.

Состав правонарушения рассматривается  юридической наукой как совокупность четырех элементов: объекта, объективной  стороны, субъекта и субъективной стороны. Указанный набор элементов обязателен, отсутствие хотя бы одного из них не позволяет признать деяние административным правонарушением.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные  нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Это  общее понятие названного объекта.

Кроме общего, являющегося единым для всех административных правонарушений, выделяют также родовой и непосредственный объект. Родовым объектом правонарушений признается однородная группа отношений: права граждан, здоровье населения, собственность, общественный порядок, установленный порядок управления и т.д. Непосредственный объект представляет конкретное общественное отношение, которому причинен вред в результате совершения определенного правонарушения.

Во многих случаях вред причиняется  путем воздействия на предметы материального  мира. Поэтому можно говорить не только об объекте, но и о предмете правонарушения. В качестве такового могут выступать огнестрельное  оружие, лесная дичь и др.

Объективная сторона представляет собой совокупность признаков, характеризующих  внешнюю сторону административного  правонарушения, последствия, время, место  и иные обстоятельства его совершения. Именно по объективной стороне определяется противоправный характер правонарушения; она лежит в основе разграничения  административных правонарушений и  сходных с ними преступлений. При  этом для состава административного  правонарушения в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется  наличия всех указанных признаков.

Обязательным элементом объективной  стороны является деяние (действие или бездействие). Действие – это  активное нарушение лицом установленных  правил (например, совершение мелкого  хулиганства), а бездействие –  пассивное поведение гражданина, которое признается неправомерным, если в соответствии с законом  лицо должно выполнять юридические  обязанности (например, зарегистрироваться по месту жительства или нарушение  сроков представления таможенной декларации).

Противоправное поведение может  выражаться в единовременных действиях (выбрасывание какого-либо предмета на спортивную арену) или продолжаться в течение некоторого времени (пребывание в пьяном виде в общественных местах). Но и в том и в другом случае деяние образует единый акт правонарушения. В этой связи следует различать  длящиеся и продолжаемые правонарушения. Длящимся признается деяние, сопряженное  с последующим длительным невыполнением  правовой обязанности (например, зарегистрироваться). Длящееся правонарушение продолжается до тех пор, пока обязанность не будет  выполнена. Некоторые из них продолжаются даже после применения к виновным мер наказания. Продолжаемое правонарушение состоит из ряда тождественных неправомерных  действий, объединенных единым умыслом  и в своей совокупности образующих единые правонарушения. Конечным моментом подобного правонарушения является прекращение противоправной деятельности добровольно или в результате привлечения лица к административной ответственности.

По особенностям конструкции объективной  стороны различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Формальными считаются правонарушения, объективную сторону которых  образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости  от наступления вредных последствий. Таковыми являются большинство административных правонарушений, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от правонарушения. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие.

Материальными принято называть правонарушения, объективную сторону которого образуют не только противоправное деяние, но и  наступившие последствия. К числу  таких правонарушений можно отнести  повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) и др. Для  выявления состава материального  правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием  и наступившими последствиями. При  отсутствии такой связи ответственность  за материальные административные правонарушения не наступает.

Довольно часто в состав объективной  стороны законодатель включает такие  признаки, как место, время и способ совершения правонарушения. Указанные  обстоятельства могут иметь двоякое  значение. Иногда они выступают в  качестве обязательных признаков конкретного  правонарушения, поскольку на них  указывается в диспозиции нормы  права. Так, для квалификации правонарушения по ст. 20.20 КоАП РФ необходимо установить, что лицо, находясь в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство  или общественную нравственность, было обнаружено на улице или в ином общественном месте. В других случаях  место, время и способ совершения являются показателем общественной вредности правонарушения. Например, по КоАП Хабаровского Края : « Допущение нахождения несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в ночных клубах, барах, ресторанах, кафе, летних кафе, дискотеках, открытых танцевальных площадках, компьютерных и интернет-салонах и иных досуговых и развлекательных учреждениях, принадлежащих лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицам, в ночное время с 22 до 6 часов без сопровождения родителей (законных представителей) -

влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от двух тысяч пятисот до пяти тысяч  рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.»  Ст 2.11. КоАП ХК.

Признаком объективной стороны  некоторых административных правонарушений является время. В ст. 5.10 КоАП РФ говорится  о проведении предвыборной агитации в период, когда такая агитация запрещена, а ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает  ответственность за неуплату административного  штрафа в срок, установленный законом. Здесь время является обязательным признаком состава правонарушения.

Способ совершения административного  правонарушения представляет собой  определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых  правонарушителем. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного. Так, способ является конструктивным признаком  состава такого правонарушения, как  обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), который может быть совершен путем  обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских  свойств товара. Точно также ст. 14.8 КоАП РФ содержит исчерпывающий  перечень наказуемых способов нарушения  иных прав потребителя.

К признакам объективной стороны  закон иногда относит средства совершения правонарушения. Это различные предметы и вещества, свободный оборот которых  запрещен либо ограничен: взрывчатые вещества, гражданское и служебное оружие, этиловый спирт, алкогольная продукция  и др. Например, ст. 14.17 КоАП РФ предусматривает  ответственность за незаконное промышленное производство этилового спирта.

Субъектом административного правонарушения признается физическое или юридическое  лицо, виновным деянием которого причинен вред личным или общественным интересам.

Общими признаками, характеризующими физическое лицо, являются достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, т.е. способность осознавать фактический  характер и общественную вредность  своего поведения или руководить своими действиями. Вместе с тем  при совершении определенных административных правонарушений (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения) лица в возрасте от 16 до 18 лет могут  быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях. Но и в этих случаях с учетом характера совершенных правонарушений, личности виновных, дела на указанных лиц могут быть переданы на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подростки в возрасте до 16 лет административной ответственности не несут, но в некоторых  случаях за их действия отвечают родители или заменяющие их лица. Например, ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает ответственность  родителей за появление в общественных местах в состоянии опьянения  несовершеннолетних, не достигших 16-летнего  возраста.

К административной ответственности  могут привлекаться не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся  на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

В отношении отдельных категорий  граждан законодательством предусмотрен особый порядок их привлечения к  ответственности за совершение административных правонарушений.

КоАП РФ (ст. 2.4) впервые закрепил понятие должностного лица, под которым  следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее полномочия представителя власти, т.е. наделенное распорядительными полномочиями в  отношении лиц, не находящихся в  служебной зависимости от него, а  также лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные  функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных  и муниципальных организациях, а  равно в Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях  РФ.

Информация о работе Административная ответственность и административное правонарушение