Административная ответственность и административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности. В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и особенности административной ответственности;
Выявить основные черты административной ответственности;
Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;
Изучить состав административного правонарушения и виды административных наказаний;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности……..5
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности…………………………………………..9
Глава 3. Состав административного правонарушения…………………….12
Глава 4. Виды административных наказаний……………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая админ право 3к.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного  правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В настоящее время в  качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается  лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ — за нарушение  правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также  в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение  правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, которое может назначаться к основному наказанию или не назначаться.

Граждане, чье существование  и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего  оружия, других орудий охоты или  рыболовства и боеприпасов. В  связи с этим в ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие  охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты  или рыболовства не может применяться  клипам, для которых охота или  рыболовство — основной законный источник средств к существованию. Такое исключение сделано главным  образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и  этнические общности, исконная среда  обитания которых связана с животным миром и основным видом деятельности которых является охота или рыболовство.

Конфискацией  орудия совершения или предмета административного  правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, где конфискация  имущества как вид наказания  исключена из системы наказаний  и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в  законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает  возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация  строго определенных вещей — орудий совершения или предметов административного  правонарушения.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота  или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные  орудия охоты или рыболовства. Соответствующее  положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного  наказания.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права  на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или  другими видами техники, воздушным  судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение  специального права назначается  только судьей.

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего  оружия, боевых припасов и других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено  также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может  применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи  с инвалидностью, за исключением  случаев:

-управления транспортным средством в состоянии опьянения;

-уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

-оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места ДТП, участником которого оно являлось.

Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Административный арест  устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или  режима в зоне проведения контртеррористической  операции — до 30 суток (например, по ст. 20.5 КоАП РФ). Административный арест  назначается судьей. Административный арест не применяется к определенным категориям лиц:

- беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет ; инвалидам I и II групп;

-военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы;

-имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина либо лица без  гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гражданина или липа через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется  только к иностранным гражданам  и лицам без гражданства. Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое  наказание, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания  наряду с основным наказанием —  административным штрафом. Административное выдворение за пределы Российской Федерации  не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином  или лицом без гражданства  административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию  — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются сотрудники пограничных органов.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров , осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, и назначается только судьей.

Административное  приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление  деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее  строгий вид административного  наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление  деятельности устанавливается судьей на срок до 90 суток.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, административная ответственность  как вид юридической ответственности  представляет собой реакцию государства  на совершение предусмотренных законодательством  административных правонарушений в  различных сферах (поведение в  общественных местах, торговля, финансы, природопользование и другие) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством  административных наказаний.

Основанием административной ответственности  служит административное правонарушение, которым признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность. Административное правонарушение заключается  в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан  вне зависимости от их принадлежности к тому или иному коллективу.

Основным критерием, позволяющим  отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает.

За административное правонарушение виновное лицо должно понести административное наказание, которое является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

Вступивший в силу 1 июля 2002 года Кодекс об административных правонарушениях  следует рассматривать как важный шаг в совершенствовании законодательства об административных правонарушениях, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Но, тем не менее, проблемы и пробелы, опосредованные принятым Кодексом остаются не решёнными до сих пор. Как мне кажется, необходимо более чёткое разграничение административного правонарушения и преступления. Недопустимо, когда одно и то же деяние может расценено и как преступление и как административное правонарушение.

Например, ст. 6.10 КоАП РФ признаёт административным правонарушением вовлечение несовершеннолетнего  в употреблении спиртных напитков или  одурманивающих веществ. Вместе с тем, указанное деяние признаётся преступным с точки зрения уголовного закона (ст. 151 УК РФ). Признак, позволяющий отграничить преступность данного деяния от его административности – систематичность.

Как отмечал ученый Лукьянов В. В. Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная - особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

        Вместе с тем, уже не раз отмечалось, что систематическое нарушение административных предписаний не может признаваться преступным. Это тот случай, когда количество административных правонарушений не может переходить в качественно новое состояние – преступление.

Подобные примеры можно привести по другим «пограничным» статьям  УК РФ и КоАП РФ.   Необходимо более четко разграничивать сферы действия уголовного закона и законодательства об административных правонарушениях. 

Решение этих и других проблем правового  регулирования административной ответственности  позволит более полно реализовать  потенциал этого правового института, повысить его роль в деле укрепления законности и правопорядка, управленческой дисциплины, защиты прав и законных интересов граждан организаций, интересов общества и государства.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях от 26.05.2004 г. № 185 // Собрание законодательства Хабаровского края. 2004. № 6.
  4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.07.2012.) //Собрание законодательства РФ. 1996. - N 25.
  5. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 // БВС. 2005. № 6
  6. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Норма, 2000.251с.

 

  1. Бахрах Д. Н. Принуждение и ответственность по административному праву. – Екатеринбург, 1999.
  2. Бачило И.Л., ХаманеваН.Ю.Административная ответственность // Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; - М., Юридическая литература, 2007, с. 113.

 

  1. Бельский К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12.
  2. Братчикова Н. В. Административный арест и дисквалификация: основания, условия и порядок применения // Адвокат. 2003. № 4.
  3. Винаркевич И. Р., Полянский И. А. Административная ответственность (законодательство субъектов Российской Федерации) : учеб. пособие. – Хабаровск, 2005.
  4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право :  учебник. – М., 2005.
  5. Додин, Е.В. Основания административной ответственности [Текст]:// Ученые записки. Выпуск 1 (18).Додин, Е.В. - М.: Норма, 2006.

Информация о работе Административная ответственность и административное правонарушение