Административная ответственность и административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности. В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и особенности административной ответственности;
Выявить основные черты административной ответственности;
Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;
Изучить состав административного правонарушения и виды административных наказаний;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности……..5
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности…………………………………………..9
Глава 3. Состав административного правонарушения…………………….12
Глава 4. Виды административных наказаний……………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая админ право 3к.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

К должностным лицам отнесены также  руководители и работники иных организаций, выполняющие организационные и  административно-хозяйственные функции. Для целей КоАП РФ к должностным  лицам приравниваются и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Характерно, что должностные лица несут ответственность не только за собственные противоправные действия, но и при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с установленными правилами, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Так, если работники магазина нарушают правила торговли, а директор и другие должностные лица, ответственные за их соблюдение, не принимают к ним необходимых мер, то они могут быть оштрафованы.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также  сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной  службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенных органов за совершение административных правонарушений несут ответственность  по дисциплинарным уставам. В то же время за нарушение законодательства о выборах и референдумах, о  налогах и сборах, об охране окружающей природной среды, правил дорожного  движения, таможенных правил, правил пограничного режима и некоторые другие (ст. 2.5 КоАП РФ) эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Но к ним не применяется административный арест, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, и штраф. В связи  с этим, материалы о привлечении  указанных лиц к административной ответственности передаются по месту  службы нарушителей для применения в отношении них дисциплинарного  воздействия.

Особые условия привлечения  к ответственности за административные правонарушения предусмотрены для  лиц, исполняющих специальные государственные  функции, установленные Конституцией РФ и федеральными законами (депутатов, членов Совета Федерации, судей, прокуроров). Названные условия предусмотрены  не КоАП РФ, а иными законодательными актами.

Как уже отмечалось, наряду с физическими  лицами субъектами административной ответственности  могут быть и юридические лица. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим  лицом признаются организации, отвечающие ряду признаков. К их числу относятся: наличие в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленного имущества; может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Субъективную сторону административного  правонарушения составляют: вина нарушителя, мотив и цели, которыми он руководствовался при совершении правонарушения.

Вина является основным, а нередко  и единственным признаком субъективной стороны. Необходимость выявления  наличия вины вытекает из ст. 2.1 КоАП РФ. В ней вина признается обязательным признаком правонарушения. Вина –  это психическое отношение лица к своим противоправным действиям  и их последствиям. Она может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их или сознательно допускало  наступление этих последствий (мелкое хищение чужого имущества, мелкое хулиганство  и аналогичные им действия совершаются  только умышленно). В зависимости  от волевого момента различают прямой умысел, когда лицо желает наступления  последствий, и косвенный, когда  оно лишь сознательно допускает  их наступление.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность  наступления вредных последствий  своего действия (бездействия), но без  достаточных к тому оснований  самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины: легкомыслие – это предвидение  лицом возможности наступления  вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с  самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность – не предвидение  такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Административные правонарушения, как правило, совершаются по небрежности, так как в результате недостаточной  осмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, однако, при необходимой требовательности к себе, он мог и должен был сознавать, что его действия (бездействие) противоречат требованиям правовых норм. По небрежности совершаются многие нарушения правил в области охраны природы, пожарной безопасности и др.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором  лицо не несет ответственности. Для  последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие  в результате совершаемого действия.

В статьях Особенной части КоАП РФ форма вины, как правило, не определена. В этих случаях административная ответственность наступает независимо от того умышленно или по неосторожности совершено правонарушение. Однако установление формы вины имеет важное значение для определения меры наказания, применяемого к нарушителю.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны существуют признаки факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних  составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены  по мотивам и в целях, прямо  указанных в законе. Ст. 13.10 КоАП РФ предусматривает, в частности, административную ответственность за изготовление в  целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов. Отсутствие цели сбыта исключает  возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Законодательное определение вины, как психическое отношение к  совершаемому деянию, в большей степени  можно отнести к физическому  лицу. Иначе решается вопрос о виновности юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или  законами субъекта РФ предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению.

Такой подход обусловлен тем, что выяснение  характера вины юридического лица через  призму умысла или неосторожности является беспредметным. Вина здесь состоит  в непринятии всех необходимых и  возможных мер для предотвращения нарушения либо смягчения его  неблагоприятных последствий. Подход к вине юридического лица должен быть комплексным, учитывающим объективную  и субъективную вину организации. Объективная  вина – это вина организации с  точки зрения государственного органа, налагающего административное взыскание  в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные  правила. Субъективная вина – это  отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных  лиц к противоправному деянию. При этом субъективная вина может  выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в качестве обстоятельства, смягчающего  или отягчающего ответственность. Наличие в действиях юридического лица объективной вины является достаточным  основанием для привлечения организации  к ответственности. Тем самым  будет снят вопрос о невиновной ответственности  юридических лиц.

Таким образом, только при выяснении  всех элементов состава административного  правонарушения, лицо, его совершившее  может быть привлечено к ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Виды административных наказаний.

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению  Российской Федерации в области  законодательства об административных правонарушениях среди прочего  относится установление перечня  видов административных наказаний  и правил их применения. Возможные  виды административных наказаний устанавливаются  только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных данным Кодексом, не может быть расширен законами субъектов  РФ об административных правонарушениях. Так в КоАП Хабаровского края предусмотрены два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф. (ст1.3 КоАП  ХК)

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания:предупреждение;  административный штраф;  возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;  конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;  лишение специального права, предоставленного физическому лицу;  административный арест;  административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;  дисквалификация;   административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц  могут применяться все эти  виды административных наказаний; в  отношении юридических лиц —  только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, административное приостановление  деятельности.

Административные наказания  в виде предупреждения и административного  штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания  характеризуются общим основанием их применения — совершением административного  правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме  того, определяет единые принципы и  единый порядок их назначения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается  в качестве второго наказания  к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная  продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут устанавливаться  и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административные наказания.

Рассмотрим подробнее  виды административных наказаний.

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения (либо направления) копии  постановления лицу, привлеченному  к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение ведет  к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как  и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные  правовые последствия. Субъект ответственности  в течение одного года считается  лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может  повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.

Административный  штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административный штраф  предусматривается практически  всеми статьями Особенной части  КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может быть менее 100 руб. и более, чем установлено Кодексом для граждан, должностных лиц, юридических лиц. Так, для граждан его размер не может превышать 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Информация о работе Административная ответственность и административное правонарушение