Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется следующими причинами:
Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.
В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. Сущность государства и закономерности его развития..5
ГЛАВА 2. Функции государства:
2.1. Понятие и классификация функций государства…..…....15
2.2. Формы и методы осуществления функций государств.....22
Заключение…………………………………………………......……..25
Список используемой литературы..…………………………….…...27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

Развитые государства, что особенно актуально для России в современных условиях, должна осуществляться на научной основе, которая исключает метод проб и ошибок. Поэтому необходимы научные экспертизы, оптимальные варианты, согласованность решений и результаты поступательного развития.

Одна из основных закономерностей  эволюции государства заключается  в том, что по мере совершенствования  цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и  развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся  общество нуждается в том, чтобы  его разносторонние объективные  потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание  общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства  — возрастание его роли в жизни  общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало  распространять свою организующую и  направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни  общества через вновь создаваемые  учреждения и органы — министерства экономики, труда, культуры, образования  и др.

Под воздействием научно-технической  революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства  появилась новая закономерность — сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства  в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской  культуре, строительству правового  государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и  подозрительность.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного  государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.

Неизбежно, возникает масса противоречий, которые  могут быть условно сведены к  гипертрофированному пониманию  роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной  личности. Поэтому только то государство  может считаться социальным и  демократическим, в котором созданы  условия для реализации прав и  свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет  суверенный характер государственной  власти. Только государство имеет  право выступать внутри и вне  страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы  конкретного общества в мировое  политическое сообщество во многом зависит  от реализации суверенных качеств государства.

Политическая  система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической  ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, проблемы понимания  государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его  как сложное и исторически  развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении  государства; определить сущность, основы и закономерности развития.

Мы считаем, что сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности   государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства  вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его  деятельности, таковы цели, задачи и  функции, которые оно ставит перед  собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции государства

2.1. Понятие и классификация  функций государства

 

Для того чтобы сложилось  правильное и полное представление  о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать  их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа  этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его  внутреннее строение, определяется в  первую очередь его назначением  и направлением деятельности, которую  оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать  в интересах всего общества. И  любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.19

Государство есть сложная  социальная организация, основным назначением  которой является осуществление  публичной власти в интересах  всего общества.

Деятельность государства  многогранна, она охватывает самые  различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства.

Функции государства - это  основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Другими словами, функции  государства - это основные направления  внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая  и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Таким образом, функции государства  непосредственно выражают, предметно  конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества.20

Функции государства объективны. Они не зависят ни от сознания и  воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства  является реализация "общих дел". Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого  существования, как то: природные  условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.

Классификация функций государства  может быть осуществлена по нескольким критериям. Наиболее распространенными  являются:

• особенности объекта  государственного воздействия, своеобразие  тех   общественных  отношений,   на  которые   государство воздействует в процессе своей деятельности

• обусловленная общественными  отношениями специфика содержания каждой функции, то есть более или  менее однородных, близких друг к  другу видов государственной  деятельности.

В зависимости от того, в  какой сфере общественной жизни  осуществляются те или иные функции  государства, разрешению каких задач они служат - они подразделяются на внутренние и внешние. Среди внутренних и внешних выделятся также основные и не основные. К основным относят функции, являющиеся наиболее важными направлениями деятельности государства, но осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

К не основным функциям государства   относятся направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. Причем исследователи подчеркивают, что термин "не основные функции" является по большей мере условным и его употребление правомерно лишь потому, что позволяет лучше рассмотреть более широкие по объему функции'.

Среди внутренних функций можно выделить блок охранительных функций: охрану существующих форм собственности, обеспечение (охрана) правопорядка, охрана природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем   в   обществах,   где   основной   экономический   потенциал сосредоточивался в руках того или иного класса (в эксплуататорских обществах),  государственная деятельность  нацеливалась  на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательство на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательство на другие её виды.

В демократических обществах  действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка —  важнейшая и необходимая функция  любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы, окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. Поэтому   государство   вынуждено   активно   заниматься   этой деятельностью. Объективным фактором вызывающим необходимость в экологической функции, является развитие научно-технической революции и её последствий для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека.

В этих условиях проблема экологии вышла на первый план не только в  пределах отдельной страны, но и  в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли  и сохранения человечества.

Основное   содержание   экологической  функции   составляет государственное управление и координация  деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической  безопасности,  оздоровления  и  улучшения  качества окружающей среды.

  С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

     Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция

 Экономическая   функция   государства   имеет   антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной   экономики,   учитывающей   и   согласующей   интересы производителей    и потребителей. Этому посвящается гражданское законодательство. Законодательство об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан - вкладчиков, акционеров,  потребителей.  Не  допускает  к  участию   в  рынке недобросовестных контрагентов, государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей. В тоталитарном обществе, где государство контролировало экономическую  деятельность  в  рамках  административно-командной экономики, деятельность государства трудно назвать осуществлением экономической функции. Она, скорее, попадает под раздел охранительных функций, так как была призвана не столько стимулировать развитие хозяйства, сколько поддерживать установленный образ жизни.

С экономической тесно  связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование и культуру.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью - социальным правом. В таких   развитых в этом отношении странах, как, например, Германия, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи. Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства - обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства