Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….

7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................

27


27

36


47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..


55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства Катя. (1).docx

— 130.57 Кб (Скачать файл)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

     ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………….            3
    ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских  правоотношений ……………………………………………......
    1. . Понятие и виды физических лиц ………………………..
    2. . Гражданская правосубъектность физических лиц …….
 
     7

     7

        14

    ГЛАВА 2. Иностранные  граждане и лица без гражданства  как участники гражданских правоотношений ……………….

    2.1. Правовое  регулирование проживания иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...

    2.2. Предпринимательская  деятельность иностранных граждан  и лиц без гражданства………………………………..

    2.3. Регулирование  правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  смежными отраслями права  ……………………………….…...............................................

      

     27 
 

     27 

          36 
 

     47

    ГЛАВА 3. Регулирование  правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  нормами международного частного права…………………………………………………..
 
 
     55      
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

      

     63
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ ………...            68

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Конституция Республики Беларусь закрепляет, что  иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

     Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» предусматривает следующее разделение иностранных граждан:

     - временно пребывающий иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

     - временно проживающий иностранный  гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

     - постоянно проживающий иностранный  гражданин - лицо, получившее вид  на жительство.

     Рассматривая  категорию «иностранные граждане», следует отметить, что в эту категорию включаются беженцы и вынужденные переселенцы. Каждая из этих групп физических лиц имеет свои особенности и каждое понятие – «беженец», «вынужденный переселенец» – несет, в свою очередь, самостоятельную смысловую нагрузку.

     Правоспособность  иностранцев в Республике Беларусь определяется материально-правовой нормой, содержащейся в п.2 ст. 1104 ГК, - иностранным  гражданам и лицам без гражданства  предоставляется национальный режим, то есть они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь.

     С учетом ограничений, предусмотренных  законом, иностранцы пользуются следующими правами:

     - правом покидать страну;

     - правом на свободное выражение своего мнения;

     - правом на мирные собрания;

     - правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства.

     Актуальность  исследования правового положения  иностранных граждан и лиц  без гражданства как участников гражданских правоотношений объясняется  тем, что в современных рыночных условиях одним из субъектов гражданских  правоотношений являются иностранные  граждане и лица без гражданства. Поэтому необходимо определить их правовое положение, правоспособность и дееспособность.

     Цель  исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

     Задачами  дипломного исследования являются:

     - изучение понятия и видов физических  лиц Республики Беларусь как  субъектов гражданских правоотношений;

       -  системный анализ гражданской  правоспособности физических лиц;

        - исследование правового регулирования  проживания иностранных  граждан  и лиц без гражданства на  территории Республики Беларусь;

     - выявление особенностей предпринимательской  деятельности иностранных граждан  и лиц без гражданства;

     - выявление общего и особенного  в  регулировании правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства смежными  отраслями права.

     Объектом исследования является правовое регулирование положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

       Предметом исследования являются Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь  «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и ряд других нормативных правовых актов.

     Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: общенаучные методы: диалектический, системный, логический, сравнительного анализа, сравнительного правоведения, правового моделирования, а также частнонаучные методы: описательный, формально-юридический, формально-логический, лингвистический, системно-правовой, сравнительно-правовой. Использование указанных методов в совокупности позволяет исследовать рассматриваемый предмет целостно и всесторонне.

     Эмпирической  базой дипломной работы послужили разработки ученых, исследующих теоретические и практических аспекты правосубъектности физических лиц, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, таких ученых-правоведов как Антокольская М.В., Ананьев Д.В., Бакиновская Л.И., Богуславский М.М., Валюшко Н.В., Витушко В.А., Нилов, Д.Г., Тихиня В.Г., Ховратова С.Н.

     Структура работы предопределена логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 5 параграфов, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1  ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА  КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ 

    1. Понятие и виды физических лиц
 
 

     Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских.  При рассмотрении вопроса о гражданском правовом положении часто применяется понятие «личность». Личность - такой субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем психического развития. Качество личности присуще психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста. Однако признание субъектами гражданского права только личностей явно противоречило бы гражданскому законодательству, признающему субъектом гражданского права любого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Человек рассматривается как существо, соединяющее в себе биологические и социальные начала [2, с. 21]. Ему присуща форма развития психики – сознание. Однако гражданское законодательство Республики Беларусь для обозначения человека как субъекта гражданских правоотношений употребляет другое понятие – «гражданин». Понятие гражданства  рассматривается в трех значениях:

     1. Как субъективное право гражданина на принадлежность к определенному государству;

     2. Как правоотношение, содержание которого поставляет взаимные права и обязанности государства и гражданина;

     3. Как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства [16, с. 224].

     Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую  выражение в их взаимных правах и  обязанностях. Отсюда вытекает, что  гражданское законодательство, применяя понятие «граждане», имеет в виду граждан данного государства – Республики Беларусь

     Следует заметить, что на территории государства  всегда проживают люди, которые являются гражданами других государств, а также  люди, не имеющие определенного гражданства  – апатриды. Они подчиняются правопорядку, существующему в данном государстве, имеют определенные права и обязанности. Однако гражданами данного государства не являются, и, таким образом, не попадают под понятие «гражданин». 

     Более универсальным является понятие  «физическое лицо», которое  имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны. Например, в Германском гражданском уложении соответствующая глава в разделе «Лица» именуется «Физические лица». В названном законе употребляется понятие «человек», но не в значении «гражданин». Следовательно, Германское гражданское уложение имеет в виду человека вообще, физическое лицо [21, с. 113]. 

     В законодательстве нашей страны люди как субъекты гражданского права  долго время именовались «граждане». В Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР от 31 мая 1991г., впервые использовалась формулировка «граждане» и в скобках «физические лица».

     Остается  спорным вопрос, равнозначными ли являются понятия «граждане» и «физические  лица». Ряд авторов, в том числе  профессор Е.А. Суханов, разделяют  эти понятия, считая их близкими по содержанию, но вместе с тем, различными [21, с. 114]. Употребляя понятие «граждане», закон имеет в виду людей, состоящих в гражданстве Республики Беларусь. Но, вместе с тем, закон учитывает, что кроме граждан в пределах Республики Беларусь находятся и люди, не являющиеся ее гражданами – например, иностранцы, лица без гражданства. 

     Понятие «физическое лицо» можно считать  синонимом понятия «человек», как считает, например, Мейер, отмечавший, что «в нашем Отечестве: даже лишенный всех прав состояния не перестает быть правоспособным. Рождение, акт отделения младенца от чрева матери - исходный пункт, с которого начинается физическая личность, начало самостоятельного бытия человека, вместе с тем и есть начальный момент его юридической жизни». В законодательстве встречаются определения, которые как бы указывают на то, что личность человека начинается прежде рождения. Так, младенец считается законнорожденным, хотя бы только был зачат в браке, а родился уже по прекращении его; дитя, родившееся по смерти отца, тем не менее, признается его наследником наравне с другими детьми, принимаются меры к охранению интересов младенца, находящегося в утробе матери и т. п. Но эти определения законодательства еще далеки от признания личности зародыша. Если дитя, зачатое в браке, но родившееся по прекращении его, получает права состояния и фамилию отца, то это значит только, что законными детьми считаются не только рожденные в браке, но и другие дети. Точно так же определение законодательства о праве наследования зародыша показывает только, что законными наследниками отца признаются не только дети, родившиеся при его жизни. Таким образом, понятия «граждане»  и «физические лица» являются явно не равнозначными [14, с. 62].

     Такое разграничение позволяет четко  разделять при регулировании  имущественных и личных неимущественных  отношений рассматриваемые понятия: если в норме содержится понятия  «граждане», это означает, что речь идет прежде всего о гражданах Республики Беларусь; если же используется термин «физические лица» - это означает, что помимо граждан Республики Беларусь имеются в виду и иностранные граждане и лица без гражданства [14, с. 63].

     Гражданин (физическое лицо) как участник гражданских  правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков  и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на правовое положение. К таким признакам относятся: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол [41, с.98]. Рассмотрим каждое их них более подробно.

     Каждый  человек участвует в гражданских  правоотношениях под определенным именем и лишь в сравнительно редких случаях (например, в авторских отношениях) – под псевдонимом (вымышленным именем) или анонимно (без имени). Имя является одним из средств индивидуализации гражданина, как участника гражданских правоотношений [19, с. 433].

     Право на имя – важнейшее неимущественное  право гражданина (физического лица), личности. Доброе имя как благо, принадлежащее  гражданину, защищается в случаях и в порядке, предусмотренных гражданским кодексами, другими законами и относится к числу неотчуждаемых и непередаваемых благ [20, с. 114].

     В частности, предусматривается защита права на имя в случаях искажения  либо использования имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию.

       По достижении 16 лет гражданин  вправе переменить свое имя  в установленном законом порядке. При этом он вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя, или их замены (паспорт, свидетельство о рождении). Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Некоторые случаи изменения фамилии граждан предусмотрены семейным законодательством. Например, регламентируется порядок изменения фамилии при вступлении в брак и при расторжении брака, изменение фамилии ребенка при расторжении брака между его родителями, а также изменение фамилии, имени и отчества детям, не достигшим 18 лет, при их усыновлении [40, с. 57].

     Сведения  об имени, полученном гражданином при  рождении, а также перемена имени  подлежат в регистрационном порядке, установленном для регистрации  актов гражданского состояния. Этот порядок предусмотрен также семейным законодательством. Гражданство - это второе обстоятельство, которое необходимо учитывать при характеристике правового статуса гражданина (физического лица) как субъекта гражданского права. Под гражданством понимается официальная принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, для которой характерно наличие взаимных прав, обязанностей и ответственности. 

Информация о работе Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права