Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
1. Основы административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве…………………………………………..
1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России……………………………………….
1.2.Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ…………………………………………………
1.3. Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………
2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………
3. Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
4. Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации…………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КРап.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

право статус иностранный  гражданин

Введение……………………………………………………………………

1. Основы административно-правового  статуса иностранных граждан  в Российском законодательстве…………………………………………..

 1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России……………………………………….

    1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ………………………………………………… 
       1.3. Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………

2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………

3. Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

4. Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации…………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………

3

 

4

 

4

 

7

 

8

 

10

 

15

 

 

18

21

23

 

 

 


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

12 декабря 1993 г. на Референдуме была принята Конституция России. Одним из основных ее положений является положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Свобода внешнеэкономической  деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики  для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма – все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Основными актами, устанавливающими правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации (ст. 62, 63), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», международные нормативные акты.

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно – правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве

1.1 Иностранные граждане  и лица без гражданства как субъекты административного права России

 

Гражданство – это  устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

Принадлежность лица к гражданству того или иного  государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство – это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

Власть Российской Федерации  распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации:

  • Конституцией Российской Федерации (ст. 62, 63);
  • Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
  • международными договорами СССР и Российской Федерации.

Иностранные граждане и  лица без гражданства для въезда и выезда из Российской Федерации  должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями.

Иностранным гражданам  и лицам без гражданства, прибывающим  в Российскую Федерацию на срок свыше  трех месяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими  сертификата об отсутствии у них  ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено  международными договорами Российской Федерации

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются  законодательством Российской Федерации и заключаемыми Российской Федерацией международными договорами1.

Законодательство различает  иностранных граждан, постоянно  проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Административное законодательство Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан Российской Федерации.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются правами:

  • на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц;
  • на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование;
  • на свободу совести и т.д.

Но в отличие от граждан Российской Федерации, для  иностранных граждан установлены  ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью  к другому государству. Например:

  • они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти;
  • они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме);
  • не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданам Российской Федерации.

При соблюдении установленных  правил проживания в Российской Федерации  иностранные граждане имеют право  передвижения по территории Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Иностранные граждане, прибывшие  в Российскую Федерацию на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Правовое положение  иностранных граждан в Российской Федерации, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также СССР. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны2.

В административном праве  под субъектом понимают лицо (индивид и организацию), которая по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивида и организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность». Правосубъектность, как способ быть участниками правоотношений, устанавливается правовыми нормами и может быть различной у разных субъектов. В основном различают индивидуальные и коллективные субъекты права. К индивидуальным субъектам права относятся также иностранные граждане и лица без гражданства3.

Субъекты административного  права, имеющие установленный законом и административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административных правоотношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства административно- правовой правосубъектности и факт участия в административно-правовых правоотношениях является очень важным, поскольку это участие является предпосылкой возникновения всех других правоотношений.

Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности в ФЗ РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

 

 

    1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

 

Как уже отмечалось, иностранные  граждане, и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает некоторые ограничения прав и свобод иностранных граждан, но вместе с тем освобождает от некоторых обязанностей, возникающих лишь при наличии гражданства РФ.

Иностранные граждане в  Российской Федерации не имеют права:

  • Избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, находиться на муниципальной службе;
  • Участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ, однако постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.
  • Они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но, учитывая контрактную основу формирования части войск Вооруженных Сил РФ, могут быть приняты на работу в войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, также могут поступить на военную службу по контракту.

Иностранные граждане имеют  право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом, при этом для возможности осуществления трудовой деятельности иностранные граждане, в частности прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, должны получить разрешение на работу, порядок получения которого устанавливается в статье 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002 г.

Данный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  • постоянно проживающих в РФ;
  • временно проживающих в РФ;
  • сотрудников дипломатических представительств;
  • аккредитованных в РФ журналистов;
  • обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования РФ и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства