Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется следующими причинами:
Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.
В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. Сущность государства и закономерности его развития..5
ГЛАВА 2. Функции государства:
2.1. Понятие и классификация функций государства…..…....15
2.2. Формы и методы осуществления функций государств.....22
Заключение…………………………………………………......……..25
Список используемой литературы..…………………………….…...27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..…….3

ГЛАВА 1.  Сущность государства и закономерности его развития..5

ГЛАВА 2.  Функции государства:  

         2.1. Понятие и классификация функций государства…..…....15

         2.2. Формы и методы осуществления функций государств.....22

Заключение…………………………………………………......……..25

Список используемой литературы..…………………………….…...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Вопросы  о государстве, его понятии,  сущности и роли в обществе  с давних пор относятся к  числу основополагающих и остродискуссионных  в государствоведении. Это объясняется  следующими  причинами: 

       Во-первых, названные вопросы прямо и  непосредственно затрагивают интересы  различных слоев, классов общества, политических партий и движений.

       Во-вторых, никакая другая организация не  может конкурировать с государством  в многообразии выполняемых задач  и функций, во влиянии на  судьбы общества.

       В-третьих,  государство очень сложное и  внутренне противоречивое общественно-политическое  явление. 

Рожденное обществом, его  противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым. Противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Государство обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов.

     Тема данной  курсовой является актуальной, так  как государство-это одно из  самых значительных достижений  мировой истории и цивилизации.

   Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

     Мы решили  попытаться исследовать такое явление, как государство, рассмотреть многообразие понятий государства и его сущности, а также функции, отличающие его от организации первобытного общества, и от организаций современного общества.

     Цель данной работы состоит выявление особенностей понятия, сущности, функции государства и закономерности его развития.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- Дать общую характеристику понятий  "государство" и его сущности;

- Найти общие закономерности путем обработки данных;

-  Дать понятие функций государства;

- Рассмотреть формы и методы осуществления функций государства.

     Объектом нашего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают сущность, функции государства.

      Предметом  же нашего исследования являются  развитие и современное состояние  теоретических воззрений на государство.

Структура данной работы –  состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Сущность государства и закономерности его развития

 

Определяя подходы к освещению  вопроса о государстве, на наш  взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство  – это сложное и исторически развивающееся  общественно-политическое явление.

Государство обеспечивает целостность  и управляемость общества. Оно  является политической организацией всего  населения страны. Без государства  невозможен общественный прогресс, существование и развитие  цивилизованного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев1, с чем трудно не согласиться. Все это в значительной степени усиливает значимость проблематики данной темы.

В современной научной литературе нет недостатка в определении  государства. До недавнего времени  оно определялось как политико-территориальная  суверенная организация публичной  власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными  для всей страны2.

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как  совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства  послужило поводом для различных  упрощений. Так одни авторы отождествляли  государство со страной, другие –  с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством)3

Трудности выработки дефиниции  анализируемого явления породили неверие  в возможность его формулирования вообще4.

Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма5, которые, казалось, были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка6. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

''Государство, - подчеркивается в  учебнике под редакцией В.В.  Назарова, - это особая организация  публичной политической власти  господствующего класса (социальной  группы, блока классовых сил,

сего народа), располагающая специальным  аппаратом управления и принуждения, который представляет общество, осуществляет его интеграцию''7.

Существуют такие определения  государства, которые носят абстрактный  характер: ''Государство – это  организация политической власти, необходимая  для выполнения как сугубо классовых  задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества''8.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: ''государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок''9. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Существенным компонентом при  анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?

  1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.
  2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
  3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.
  4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
  5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на защите законности и правопорядка.
  6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.
  7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества10.

Понятие государства включает в  себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие:

-Теория элит, сформированная вначале ХХ века в работах В. Парето, Г. Моски и развита в средине века Х. Лассуэлом, Д. Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.

- Технократическая теория, возникшая в 20-х годах ХХ столетия и распространившаяся в 60–70-х годах. Сторонниками ее были Т. Веблен, Д. Барнхейм, Д. Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

-Теория плюралистической демократии, которая появилась в ХХ столетии. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства.11

По нашему мнению выше перечисленные  немарксистские теории, равно как  и другие, по-разному трактуют сущность государства. Но все эти теории объединяет одно: они отвергают классовый  характер государства и исходят  из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего  общества. Особенно это относится  к современным государствам. И  связи этой, надклассовый подход в  понимании сущности государства  нередко именуют  общесоциальным.

Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности государства.  В то же время в  большинстве изданных в прошлые  годы работ (его сущность рассматривалась  однозначно с классовых позиций  как орудие неограниченной власти) диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство  показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

Ныне признана ошибочной трактовка  государства исключительно с  классовых позиций12. Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного явления и обострение классовых противоречий.

Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения13. Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход14.

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы  быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных  слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальний направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях отдается приоритет  общечеловеческим ценностям. Таким  образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.15

Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы16.

Важным пунктом работы, на наш  взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и  развиваться без экономического фундамента, базиса, под  которым  обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного  общества, существующие в нем формы  собственности17. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет).  Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Социальную основу государства  составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают18. Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу неустойчиво.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства