Политические коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:46, контрольная работа

Краткое описание

Понятие “информационное общество” сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ в. в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием “индустрии знаний” и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие политической коммуникации………………………………………..5
1.1 Сущность, функции и структура политической коммуникации…………..5
1.2 Методы политической коммуникации…………………………………...…9
2 СМИ как инструмент коммуникации государства и общества………...…..11
Заключение ……………………………………………………………………....14
Список используемых источников………………………………………..……16

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие политической  коммуникации………………………………………..5

1.1 Сущность, функции и структура политической коммуникации…………..5

1.2 Методы политической коммуникации…………………………………...…9

2 СМИ как инструмент  коммуникации государства и общества………...…..11

Заключение ……………………………………………………………………....14

Список используемых источников………………………………………..……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Понятие “информационное  общество” сегодня уже перестало  быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ в. в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием “индустрии знаний” и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространство, совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным программистам, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления.

Можно оптимистически утверждать, что по своей объективной природе  новые коммуникационные технологии должны способствовать демократизации всех сторон общественной жизни, однако в силу не менее объективно существующей неравномерности доступа к источникам информации было бы ошибочным отрицать реальную возможность концентрации управления информационными потоками в руках достаточно узкого круга  лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание или, если угодно, манипулирования  им в политических целях.

С этой точки зрения феномен  коммуникации представляет очевидный  интерес для политологов. Коммуникация в сфере политики, или политическая коммуникация, подобно любым другим коммуникационным актам, может преследовать три цели: передачу информации, изменение  мнения, изменение поведения информируемых, однако ключевым в этом процессе, несомненно, является изменение поведения, поскольку  именно оно составляет стержень властно-управленческих отношений в обществе.

Политическая коммуникация оказывается и в числе явлений, которые не укладываются в привычные  рамки общесоциологических парадигм, в известной мере претендующих на роль универсальных теорий и включающих в себя собственно политологические подходы. Так, в условиях становления  информационного общества анализ проблемы борьбы за власть, очевидно, смещается  от традиционной постановки вопроса  о власти и собственности на средства материального производства в плоскость  борьбы за власть и собственность  на средства производства общественного  мнения.

Таким образом, изучение политической коммуникации, различных ее проявлений и последствий сталкивается с  проблемами, которые не решаются в  пределах общепризнанных политико-философских  теорий, подходов и школ, и тем  самым актуализирует задачу теоретико-методологического  осмысления происходящих социально-политических изменений посредством формирования новой парадигмы изучения политики, адекватной состоянию общества и  вызову времени. Возможный путь преодоления  указанных противоречий и поиска ответов на нерешенные вопросы видится  в своеобразном “смещении акцентов”, когда использование известных  политологических концепций для  анализа феномена коммуникации в  сфере политики будет сочетаться с применением элементов стремительно развивающейся теории коммуникации к изучению политических явлений, с  “коммуникационным прочтением”  самой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие политической  коммуникации

1.1 Сущность, функции  и структура политической коммуникации

 

Политика не существует вне  человеческой деятельности, различных  способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих  общественно-политическую жизнь. Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) предполагает некоторую информацию, мысль, эмоцию, чувство, которые передаются от человека к человеку, от одного поколения  к другому, то есть она представляет собой специфическую форму взаимодействия и общения людей в процессе их совместной деятельности.

Политическая коммуникация - процесс взаимодействия политических субъектов на основе обмена информацией, принятие и выполнение решений, контроль за их выполнением. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека.

Началом изучения явлений  политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период Первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин “политическая коммуникация”, появились в конце 40-х – начале 50-х гг. XX в. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением и вырастанием роли новых коммуникационных систем и технологий. В самом общем виде теория политической коммуникации рассматривает следующие комплексы проблем:

1) сущность и особенности  строения и функционирования  разнообразных средств политической  информации: речи, жестикуляции, печати, средств массовой информации. Соответственно, изучаются деятельность коммуникативных сетей, по принципу: “отправитель – переработчик – адресат политической информации”, проблемы взаимодействия речевых и электронных каналов информации, властного контроля над СМИ и др.;

2) разработка и совершенствование  знаковой, символической и семиотической  систем для политико-коммуникативных  передач, способы шифровки и  дешифровки политической информации, создания различных политических  мифологем, символических, рекламных  и пропагандистских образов и  сюжетов;

3) социально-политические  последствия информационного воздействия  на поведение и деятельность  субъектов политики, формирование  общественного мнения, течение электоральных  процессов, политическое управление  обществом.

Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю  направленность сигналов от элит к  массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.

Существуют три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), средства массовой информации. К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и так далее). В политической коммуникации обыкновенно  дело имеют с написанным или произносимым словом, но она может происходить  и при помощи всякого знака, символа  и сигнала, посредством которого передается смысл. Следовательно, к  коммуникации надо отнести и символические  акты – самые разнообразные, такие  как сожжение повестки о призыве  в армию, участие в выборах, политическое убийство или отправление каравана судов в плавание по всему свету. В значительной своей части политическая коммуникация составляет сферу компетенции  специализированных учреждений и институтов, таких как средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке социального общения, от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательного органа.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации. Под политической информацией понимаются сведения о политике, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) “источники” и “потребители” – взаимодействующие, в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.

Политическая коммуникация – это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией  в процессе борьбы за власть или  ее осуществление. Она связана с  целенаправленной передачей и избирательным  приемом информации, без которой  невозможно движение политического  процесса. Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или  вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением  и поддержанием контакта между субъектами политики).

Политическая коммуникация выступает как специфический, вид  политических отношений, посредством  которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

В современных исследованиях  политическая коммуникация рассматривается  как неотъемлемый элемент политической системы общества, часть общественно-политического  сознаниям бытия человека. В структуру  политической системы обязательно  входит информационно-коммуникативная  подсистема, которая устанавливает  связи между институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе  и политически, лишь при наличии  определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

Основные функции политической коммуникации:

• распространение идейно-политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование;

• интеграция и регулирование  политических отношений;

• формирование общественного (политического) мнения;

• распространение политической культуры, ее развитие у индивидуумов;

• политико-культурный обмен;

• подготовка общественности к участию в политике.

Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного общественного  мнения, демократическая политическая культура, свобода средств массовой информации от властных структур –  важные предпосылки оптимального развития политической коммуникации, устойчивого  социального процесса. В этом смысле теория политической коммуникации должна все в большей степени выступать  как наука и искусство достижения гармонии, координации интересов  общества, его групп и индивидов  посредством взаимопонимания, основанного  на правде и полной информированности, уважении коренных интересов человека.

Структура политической коммуникации приведена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Структура политической коммуникации

 

1. Коммуникация формирует  определенные связи и отношения  субъектов политики.

2. Институты-коммуникаторы  производят информацию, кодируют  и передают ее потребителям, изучают  общественное мнение о воздействии  и качестве информации.

3. Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные  системы (центры, банки данных, сети  и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

4. Типы, методы и формы  политической коммуникации - рациональная  и спонтанная коммуникация, неформальные  контакты, общение граждан с представителями  политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов,  референдумов, демонстраций и других  политических акций.

5. Содержание коммуникации  оказывает воздействие на мотивацию  поведения субъектов политики, формирование  общественного мнения; его социально-политические  последствия могут быть позитивными  и негативными. Сущность политической  коммуникации заключается в целенаправленных  контактах между людьми посредством  обмена информацией и духовного  общения в политическом процессе.

 

 

 

 

 

1.2 Методы политической коммуникации

 

Используются следующие  способы (методы) политической коммуникации двух типов (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Методы политической коммуникации

 

Мобилизационные методы включают устную агитацию и пропаганду.

Содержание, формы агитации и пропаганды нацелены преимущественно  не на убеждение, а на внушение, «навязывание»  потребителю информации идей и установок  коммуникатора. Неизбежные издержки агитации и пропаганды - манипулирование массовым сознанием и поведением граждан, дезинформация, пристрастное (с партийных, групповых позиций) комментирование  событий, игнорирование общественного  мнения.

Информация о работе Политические коммуникации