Шпаргалка по курсу "Психология политических коммуникаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 11:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зкзамену по курсу «Психология политических коммуникаций».

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologia_pol_kom.docx

— 48.16 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по курсу «Психология политических коммуникаций», в/о, 2013-2014 уч. г.

 

 

  1. Коммуникация. Характеристика политики как коммуникативной сферы.
  2. Структура коммуникативного акта. Модели коммуникации без обратной связи: модель Лассуэлла; модель Шеннона-Уивера.
  3. Модели коммуникации с обратной связью: модель У. Шрамма, модель М. Дефлера.
  4. Модели коммуникации социальных групп в обществе: модель  Ж.-М. Коттре, модель К. Синна.
  5. Модели альтернативных видов движения информации Й. Бордвика и Б. ван Каама.
  6. Двуступенчатая модель коммуникации (П. Лазарсфельд).
  7. Модели эффектов коммуникации: "модель привратника", модель "спираль молчания".
  8. Методология политико-психологических исследований.
  9. Политическое сознание (менталитет). Тоталитарное сознание.
  10. Политическое сознание (менталитет). Авторитарное сознание.
  11. Политическое сознание (менталитет). Демократическое сознание.
  12. Имидж-технологии в политической коммуникации. Функции политического имиджа. Требования к эффективному политическому имиджу.

 

  1. Стратегия и тактика конструирования имиджа политика.

Формирование политического имиджа с использованием маркетинговых технологий – это «основанная на изучении электората система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры, публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, направленная на получение максимального числа голосов избирателей для данного лидера». 
Основные этапы конструирования имиджа политического деятеля: 
· Определение требований аудитории (сегментов аудитории); 
· Изучение характеристик кандидата; 
·  Изучение имиджей конкурентов; 
· Соотнесение реальных качеств кандидата с ожидаемыми и создание плана для моделирования имиджа; 
· Выбор дополнительных характеристик; 
· Отбор и дифференциация составляющих имиджа. Формулировка составляющих имиджа; 
·  Позиционирование; 
· Выбор и разработка коммуникативных стратегий продвижения характеристик имиджа; 
· Реализация стратегии позиционирования; 
· Оценка эффективности стратегии позиционирования.

Далее, необходимо четко сформулировать достоинства политика в сравнении с его кандидатами соперниками, и особое внимание уделить уже состоявшимся политикам, баллотирующимся повторно. 
Проведением данного анализа занимается экспертная группа. 
Отбор и дифференциация составляющих имиджа, формулирование его характеристик 
Осуществление отбора и дифференциации качеств политика и пунктов его программы происходит по ряду причин.  
1.Объем рекламного сообщения ограничен: «Существует определенный набор сведений, который текстовик может в разумных пределах сообщить о виски, кандидате политической партии или вертикально сверлильном станке».  
 
2. Существует много зависимостей восприятия рекламируемых качеств. Это определяет разнообразие параметров отбора. 
3. Избиратель не в состоянии удержать в голове большое количество фактов о кандидате, как бы они не были написаны. 
 Р.Ривз в основание приводит высказывание: «Я предпочитаю рассматривать подробности, составляющие индивидуальность товара, как кусочки товара, как кусочки мозаики. Их нужно собрать в привлекательную, запоминающуюся картину, так как публика просто не может удержать в памяти множество отдельных фрагментов».  
Позиционирование. 
Позиционирование лидера есть не что иное, как формирование благоприятного образа и направление определенного восприятия имиджа кандидата населением с точки зрения его интересов. 
Т.Гринберг предлагает следующую типологию позиционирования: 
1. Позиционирование по ключевой особенности, по преимуществу кандидата, предпочтительному для целевой аудитории; 
2. Позиционирование «против категории» (например ,против «системы»); 
3. Позиционирование против конкретных конкурентов; 
4. Позиционирование по ассоциации (подобное позиционирование апеллирует к эмоциональному восприятию); 
5. Позиционирование по проблеме (выдвигается программа решения определенных проблем сегмента избирателей). 
Выбор и разработка коммуникативных стратегий продвижения характеристик имиджа. 
Сущность этого этапа в том, что имидж политика как бы переводится на язык аудитории. Г.Г.Почепцов выделяет в данном этапе еще один этап конструирования имиджа – «перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы».  
Кратко рассмотрим каждый из форм. 
Перевод имиджевых характеристик в тексты. 
Задачи текстов в формировании имиджа: 
· Классифицировать реальность (характеристики объекта, поступки и т.д.), исходя из потребностей и особенностей восприятия аудитории, но учитывая интересы информационной кампании; 
· Объединять политика и избирателей; 
· Формировать смысл событий; 
· Управлять потоками информации, способной повлиять на восприятие имиджа. 
Перевод имиджевых характеристик в визуальные образы. 
Визуальные образы – это портретные и другие виды фотографий для материалов политической рекламы, фотоматериалов для печатных средств массовой информации и телевидения.  
Правильно поставленные фотографии могут отразить не только выигрышный внешний образ кандидата, а так же его отношения с семьей и окружающими людьми, подчеркнуть выгодные факты его биографии, могут быть выражены интересы избирателей и их идеалы. «В фотографии выражаются…все те семейные, психические и даже эротические обстоятельства, весь тот стиль жизни, продуктом и привлекательным примером которого он является. Большинство наших кандидатов явно стараются продемонстрировать своими портретами устойчивость своего социального положения, свою видимую комфортную укорененность в семейных, юридических и религиозных нормах..».  
Перевод имиджевых характеристик в событийный контекст. 
Визуальное и текстовое изображение имиджа будет недостаточным без моделирования действительности, когда кандидат может продемонстрировать определенные качества. Имиджмейкеры предлагают моделирование проблем, врагов и смыслов событий. Кандидат должен зарекомендовать себя как лидера, умеющего побеждать.

 

  1. Модели образа политического лидера.

 

  1. Специфика формирования имиджа женщины-политика.

Существует несколько факторов влияющих на имидж женщины в политике. Женщине - лидеру важно знать гендерную специфику деловой лексики, уметь так построить свою речь, диалог или дискуссию, чтобы не уступать коллеге-мужчине в убедительности аргументов, уверенности в себе, умении отстаивать свои идеи. Невербальные средства общения - жесты, мимика, поза, походка, умение подавать и вести себя на политической арене, не уступая другим, все это является частью политического имиджа женщины. Когда это делается артистично, то создается яркий личностный образ.

Лицо - самая эмоционально выразительная часть внешности человека, на нем расположены такие яркие визуальные индикаторы, как губы, глаза, нос, лоб, подбородок. Обладание собственным имиджем, стилем самопрезентации - это ключ, который позволяет завоевать внимание, симпатию и уважение окружающих. Искусство самопрезентации предполагает:

- умение  адаптироваться к новым условиям,

- сохранение  уверенности в себе в кругу  незнакомых людей,

- доброжелательность, терпимость к инакомыслию в  споре и дискуссии.

Создание привлекательного внешнего вида. Умение пользоваться этим искусством наглядно проявляется во время выступлений перед большой аудиторией, особенно на телевидении. Специалисты рассматривают это как особую одаренность личности. Не стоит абсолютизировать значение внешности в деятельности женщины - лидера. Внешняя привлекательность определяется в сочетании с умением создать определенный стиль в одежде, прическе, макияже; степенью ухоженности и соблюдением здорового образа жизни.

Сложное взаимодействие индивидуальных, биологических и социальных факторов в формировании каждого человека создает неповторимый, только ему присущий внешний облик. К таким признакам относят:

- Внешние  данные,

-особенности  личностных характеристик  и. т  д.

Особенности определяют требования человека к одежде и правила выбора основных решений при формировании гардероба. Умение создать индивидуальный стиль в одежде составляет важную часть имиджирования, так как одежда является своеобразной визитной карточкой, средством самопрезентации. Она придает личностному содержанию адекватную внешнюю форму, несет информацию о социальном статусе, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношении к окружающим людям. Среди отрицательных характеристик стиля в одежде целесообразно выделить несоблюдение правил личной гигиены, экстравагантность, несоответствие сезонности, неаккуратность, безвкусицу. Деловой имидж женщины - как фактор, это образ здорового, динамичного человека. Поэтому целесообразно включение этого аспекта в структуру факторов имиджа.

Модель имиджа динамична. Ее формирование, изменение и дополнение осуществляется под влияние двух основных факторов: индивидуальных характеристик носителя имиджа и окружающей среды часть индивидуальных характеристик достаются человеку от природы, другие он приобретает в течение жизни (возраст, образование, воспитание). Матрицу дарований, обозначенную обобщенным понятием «умение нравиться людям», составляют следующие качества:

- привлекательная  внешность,

- коммуникабельность,

- способность  к сопереживанию

- способность  понять другого человека,

-красноречивость.

Все обозначенные характеристики можно целенаправленно развивать и корректировать в процессе воспитания, образования и отнести к факторам формирования имиджа. Даже биологические составляющие имиджа (рост, телосложение, черты лица ) можно изменять различными путями, начиная с поддержания хорошей спортивной формы и заканчивая, при необходимости, пластической операцией. Общеизвестно, что с возрастом, накоплением профессионального и жизненного опыта модель имиджа меняется. Кроме того, на имидж руководителя оказывают воздействие окружающая среда, природные и социальные факторы. Природные факторы (сезон, погодные условия внутри сезона) определяют состав гардероба, уровень защитных свойств одежды. Под влиянием социальной среды подразумевают зависимость имиджа от стандартов (мода, национальные традиции и т.п.), принятых в обществе, социального статуса его носителя и конкретной ситуации, в которой он находится. Очевидно, что лидер должен формировать свой имидж с учетом ценностных ориентации тех слоев населения, на поддержку которых он рассчитывает.

Имидж иллюстрирует социальный статус человека, его престиж и авторитет. Секретари, рабочие у конвейера, менеджеры и президент одной и той же фирмы должны выглядеть по-разному, т.к. они играют разные социальные роли. На изменение имиджа оказывает влияние конкретная ситуация: теле - или фотосъемка предъявляет одни требования, выступление с трибуны - другие. Модель имиджа, удачная для одной ситуации, может быть совершенно неприемлема для другой.

Эффективный имидж - результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора своей модели поведения и внешности.

Особенности профессиональной деятельности, стиль конкретной личности обусловливают выбор стиля одежды и манеры общения. Профессиональная среда определяет общий стиль одежды, принятый в том или ином бизнесе, той или иной профессии. Например, в финансовой сфере, политике стиль консервативнее, чем в художественной среде. Процесс утверждения позитивного имиджа цикличен. Серьезное отношение к собственному имиджу, его постоянное совершенствование повышают самоуважение, увеличивают работоспособность, что в конечном итоге приводит к успехам в работе и еще более повышает самооценку.

Предлагаемая систематизация элементов модели имиджа и факторов, влияющих на ее динамику, не претендуют на полноту и завершенность.

 

 

  1. Этнопсихологические характиристики политического имиджа.

 

  1. Характеристики имиджа политических партий.

Имидж политической партии является продуктом деятельности партии, ее отражением и создается из определенных составляющих и факторов. Воздействие этих факторов и определяет результирующий формат имиджа. Именно поэтому так важно не пускать на самотек построение имиджа, который может сформироваться стихийно и не всегда соответствовать тем целевым установкам, которые стоят перед политической партией. Работа по формированию имиджа политической партии должна быть связана с расширенным и многомерным описанием портрета этой политической организации, каким он должен быть увиден и воспринят той аудиторией, которой адресован. Чтобы имидж политической партии был эффективным он должен соответствовать ряду требований: 
 1)Востребованность. Имидж политической партии должен отвечать общественным запросам, ожиданиям и требованиям, которые исходят от больших групп  избирателей.  
Это требование является исходным и ключевым при конструировании эффективного имиджа политической партии, поскольку отражает взаимосвязь между политической партией и обществом. Подстройка имиджа под социальные ожидания осуществляется на основании социально-психологических исследований и социологических опросов, направленных на определение доминирующих в обществе ценностей, проблем, страхов, потребностей и т.д. Через категорию востребованности имиджа проявляет себя такая важнейшая функция политической партии как агрегация и артикуляция интересов общества. Именно выражая общественные интересы посредством политической коммуникации и политической деятельности, партия содействует формированию своего эффективного имиджа.  
2)Реалистичность. Имидж политической партии должен быть реален, соотноситься с действительностью, не представлять собой продукт фантазий.  
 
Очень важно при конструировании имиджа соблюдать требование по его реалистичности. В первую очередь он должен соотноситься с характером партии как политической организации, нацеленной на приход к власти в результате демократических выборов. В случае если имидж партии формируется как имидж организации, не совсем соотносимый с таковой, то политические перспективы такой партии можно считать весьма сомнительными. Имидж политической партии не должен быть «притянут за уши» идеологическими изысканиями высоколобых интеллектуалов, а прочно увязываться с реальностями политической системы и жизни страны.  
3) Яркость и простота. 
Имидж должен быть ярким, запоминающимся, отличным от других, вызывать положительные эмоции, относительно прост по своей структуре и набору характеристик.  
Имидж политической партии должен быть открыт и понятен избирателям и другим участникам политического процесса. Это означает, что при формировании имиджа политической партии не следует перегружать ее образ чрезмерно большим количеством характеристик. Имидж партии должен вызывать ограниченный и одновременно достаточный набор ассоциаций, отражающих основное предназначение партии в обществе, государстве, политике. Имидж партии должен создавать ощущение ее доступности для простого избирателя и  не восприниматься как закрытая политическая группировка или клиентела. 

Информация о работе Шпаргалка по курсу "Психология политических коммуникаций"