Пропаганда как самостоятельную часть системы политических коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:07, реферат

Краткое описание

Политическая реклама и агитация - процесс информационного воздействия на массы с целью побуждения к определенному политическому поведению. В частности, речь может идти о побуждении к голосованию определенным образом. Политический пиар - процесс формирования отношения к тому или иному персонажу, политической структуре, их действиям. Политическая пропаганда занимается работой с массовым сознанием или с сознанием определенной аудитории (ЛОМов - лидеров общественного мнения) с целью популяризации идеалов, целей, желаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Определение и классификация.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

Определение и классификация

Пропаганда (от лат. propaganda – распространение. Пропаганда -распространение идеологических и политических воззрений на аудиторию с целью формирования взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологии, оказания влияния на поведение человека или общества.

Надо выделять пропаганду как самостоятельную часть системы политических коммуникаций.

Эта система состоит из трех составляющих

1. Реклама и агитация

2. Пиар (Паблик Рилейшнз, общественные отношения)

3. Пропаганда.

Каждая из них выполняет  свою роль.

Политическая реклама  и агитация - процесс информационного воздействия на массы с целью побуждения к определенному политическому поведению. В частности, речь может идти о побуждении к голосованию определенным образом.

Политический пиар - процесс формирования отношения к тому или иному персонажу, политической структуре, их действиям.

Политическая пропаганда занимается работой с массовым сознанием или с сознанием определенной аудитории (ЛОМов - лидеров общественного мнения) с целью популяризации идеалов, целей, желаний.

Методы воздействия на массовое сознание во всех трех случаях  не отличаются. Но очень существенно  отличаются цели и стратегии их достижения.

Реклама и агитация занимаются в основном мобилизацией сторонников, а также побуждением сторонников  к удовлетворению собственных желаний.

Пиар занимается подготовкой  массового сознания к тому, чтобы  воспринять пропагандистскую активность, а также к тому, чтобы, после  восприятия пропаганды, поменять свою идентичность или принять предлагаемую идентичность.

Пропаганда, в свою очередь, занимается, в отличие от агитации, не побуждением, а убеждением, и, в  отличие от пиара, не разравниванием поля, а засеванием его семенами.

Агитация и реклама  чаще всего направлены на сторонников.

Пиар работает как со сторонниками, так и с "чистым полем" - неопределившимися.

В отличие от агитации и  рекламы пропаганда имеет дело, как  со сторонниками, так и с противниками, так и с неопределившимися - болотом.

В политической системе все  эти составляющие взаимосвязаны  и взаимозависимы, а иногда, одни перетекают в другие. Условно говоря, можно представить схематическое изображение системы политических коммуникаций:

АКТОР (государство)

СПК (система политических коммуникаций)

Пиар +++ Пропаганда +++ Реклама

Формирует доверие +++ Формирует убеждения +++ Побуждает к голосованию

Давайте возьмем в качестве примера Россию, 1999 год. Страна на грани  развала, президент периодически недееспособен. Появляется молодой и энергичный премьер-министр.

Методами пиара до населения  доносится мессидж (послание), что молодой премьер не чета старому президенту, что он энергичен, эффективен и вообще...

Методами пропаганды до населения  донесли мессидж, что молодой премьер разделяет одни и те же ценности, что и все общество - ценности суверенитета, социальной справедливости и т.п., что он видит те же язвы, которые обличает и все общество - бедность, засилье олигархов и др.

Методами агитации население  было побуждено к голосованию  за молодого премьера. Так Владимир Путин победил в первом туре выборов  в 2000 году.

Структура пропагандистского мессиджа

Пропаганда обязательно  имеет адресанта (актора). От имени кого и в пользу кого исходит тот или иной мессидж.

Мессидж представляет собой информационное сообщение. Оное сообщение передается посредством источника информации. Источник информации доносит ее до адресата (реципиент). Успех пропагандистского мессиджа приводит к изменению ценностей, убеждений, взглядов адресата. Результатом пропагандистского мессиджа являются нужные адресанту (актору) действия. Таким образом, в идеале схема пропагандистского мессиджа выглядит следующим образом: Актор - Информация - Источник информации - Реципиент - Изменение поведения Реципиента - Действие, выгодное Актору.

Пропаганда - это самая  дешевая по государственным меркам система обеспечения государственной  безопасности.

 

Вторая лекция: Пропаганда и идеология. Манипуляции. Типология.

Напомню, что на первой лекции мы с вами обсуждали, что такое  пропаганда, и чем она отличается от пиара, рекламы и агитации. Сегодня  мы рассмотрим пропаганду с точки  зрения современности, посмотрим на пределы действия пропаганды, а также  познакомимся с методами ведения  пропаганды.

Итак, определение: пропаганда - распространение идеологических и политических воззрений на аудиторию с целью формирования взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологии, оказания влияния на поведение человека или общества.

Уже из определения понятно, что пропаганда не может существовать сама по себе. Всякая пропаганда опирается  на идеологию. Идеология является базисом  для пропагандистской активности. 

 

Что такое идеология

Классическое определение, которым я рекомендую пользоваться: идеология - это система взглядов и идей, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Маркс называл идеологией ложное сознание, выражающее специфические  интересы определенного класса, выдающиеся за интересы всего общества.

Несмотря на то, что во многих определениях присутствует классовая  составляющая, на самом деле идеология  может быть и бесклассовой. Например, она может иметь отношение  к конкретной социальной группе. Может  существовать идеология геев, идеология эмо, идеология самцов, идеология студенчества. Однако в политическом пространстве идеология обычно классифицируется и привязывается к интересам классового общества. А главное, что можно вынести и в определение - политическая идеология обеспечивает реализацию власти.

Политическая идеология  не является наукой, поскольку вне  зависимости от того, складывается ли она спонтанно, или является искусственным  творением, она не подразумевает  научной проверки и не объясняет  мир с научной точки зрения. Идеология не объективна и никогда  не будет объективной, более того, она изначально пристрастна. Если наука  занимается синтезом и анализом, то идеология предполагает упрощение. В отличие от науки, оперирующей  реальностью, идеология имеет дело с идеальными моделями и конструкциями.

Борьба идеологических концепций - это норма существования различных  обществ. По сути дела - это борьба за свой образ жизни. Идеология, в отличие  от религии, принимает существование  другой идеологии внутри себя, но идеология борется за главенство собственной линии. Конфликтующие идеологии зачастую приводили государства к кровопролитным войнам.

Идеологические концепции  в сфере политики довольно четко  можно определить:

  • Либеральная
  • Консервативная
  • Социалистическая
  • Националистическая
  • Фашистская

В настоящее время в  мире господствуют первые три, перемежаясь  с четвертой идеологией. Безусловно, доминирующей в развитых странах  является либеральная идеология. При  этом надо понимать, что все эти  определения довольно условны. И  каждая страна имеет собственный  характер и собственный оттенок.

К примеру, страны Прибалтики, чуть ли не единственные в мире сейчас имеют либерально-фашистскую идеологию. Франция постепенно отходит от идеологии  консервативного национализма, свойственного  Пятой республике. Польша - страна либерально-консервативная (экономический либерализм соединен со значительной долей консерватизма  в укладе поляков). США - страна эталонного либерализма. Однако, эталон этот выглядит довольно непривлекательно. Российская идеология определяется правящей партией как социальный консерватизм. Об этом подробнее.

В России конституционно запрещается  введение государственной идеологии. Однако никакая страна не может существовать без идеологии вообще. Если у нее  нет своей идеологии, значит, она  окормляется чужой, а, чаще всего, и чуждой идеологией. Так было в 1990-е годы, когда в России доминировала идеология американского либерализма. Да-да. На голубом глазу из общества с социалистической идеологией за мгновение попытались сделать общество, живущее американской идеологией. Безуспешно, естественно.

Кстати, статью в Конституции, запрещающую введение государственной  идеологии, чаще всего трактуют очень  расширительно - что государство  вообще не может иметь никакой  идеологии. Это неправда, это ложь, и это мнение навязывается теми, кто хотел бы видеть наше государство  безыдейным, а значит, без руля и  без ветрил. Запрет на введение государственной  идеологии лишь означает запрет на то, чтобы одна какая-то идеология  официально объявлялась государственной. Вот это - очень правильная мера.

Почему правильная? Потому, что наличие одной официально закрепленной идеологии делает государство  и общество немобильным интеллектуально. Демобилизует. Точно так же, как  одна - социалистическая - идеология  марксизма к концу советского периода демобилизовала общество в  СССР и разрушила государственную  машину. Идеология имеет отношение  к конкретному времени и к  конкретному месту, тем более, к  конкретному внешнему окружению. И  что хорошо было в 20-е годы прошлого века - время господства пролетариата и количественного преобладания крестьян, то стало неприемлемо в  конце прошлого века, во время господства Научно-технической революции.

Теперь вернемся к вопросу  о современной идеологии. В России идеологическая база сейчас представляет смешанный конгломерат (что естественно  для страны, которая в новом  формате существует всего 19 лет) из идеологии либерализма (экономическая  составляющая), консерватизма (образ  жизни), социализма (социальные гарантии). Есть небольшие вкрапления национализма, но они несущественны. И вот эта  тройственность идеологии является некоторой проблемой. Поэтому в  определении идеологии используется та составляющая, которая безусловно принимается большинством общества. В частности, о либеральной составляющей в идеологии современной России не принято говорить, хотя она крайне сильна.

Как результат получается социал-консервативная идеология. Эта  идеология, оформившись, получила и  соответствующее название.

Вообще, право на название собственной идеологии наша страна получила, только когда превратилась из интеллектуальной колонии в более-менее  независимое государство. И, в том  числе, когда превратилась из экономической  колонии в тоже более-менее независимое  государство. Первое начало происходить  с конца 90-х, второе - с тех пор, когда мы расплатились по внешним  долгам. Формирование идеологии активно  шло в 2004-2006 годах. В настоящее  время она называется суверенная демократия.

Пусть в России многие отказывают этой идеологии в праве на существование, но так как и ее противники, и  ее сторонники описывают Россию, исходя из отправной точки, и спорят с  точкой, которая называется "суверенная демократия", значит, эта идеология  существует реально. Эта идеология  также сейчас принята во всем мире как русская. Когда политики говорят "суверенная демократия", они имеют  в виду Россию. И это хорошо. Суверенными  демократиями хотят стать и другие государства, что значит - наш паттерн  работает.

Суверенная демократия представляет собой довольно слаженную концепцию. Подробно о ней можно прочитать  в школьном учебнике, соавтором которого я являюсь, "Новейшая история России 1945-2008". Вкратце - это главенство демократических  прав и свобод в России, обеспечение  социальной защиты для неимущих слоев, обеспечение реального суверенитета России, а также отказ от революционных  перемен и потрясений. Такой пакт был негласно заключен выборами второго  президента России Владимира Путина и перезаключен выборами третьего президента России Дмитрия Медведева.

Никто не говорит и не убеждает, что идеология суверенной демократии является извечной и должна сохраняться в незыблемости, но понимание  того, что суверенная демократия - это  уже политический факт, с которым  в настоящее время надо иметь дело, должно присутствовать обязательно при любой пропагандистской активности в России.

Наличие идеологии суверенной демократии тем более важно, что  собственная идеология позволяет  поставить заслон пропагандистской активности наших внешних конкурентов.  

 

Пропаганда как оружие

Пропаганда не есть зло  и не есть добро. Пропаганда - это  всего лишь оружие. Оружие в руках  бандита - зло. Оружие в руках стража правопорядка, который защищает от бандита - добро. Оружие позволяет обеспечить свою безопасность, даже не применяя его. Так, атомное оружие нельзя рассматривать  как абсолютное зло. Обладание атомным  оружием обеспечило безопасность нашей  страны в 1950-х годах и продолжает обеспечивать его сейчас. С точки  зрения сдерживания и гарантирования своего выживания атомное оружие в руках российского государства  является благом. Ядерное оружие в  руках террористов или сумасшедших  режимов вроде КНДР или США - зло.

С пропагандой ситуация такая  же. Пропаганда является средством  распространения идеологии, поддержания  собственной идеологии и борьбы с враждебной идеологией.

В России общим мнением  является тот факт, что либеральная  идеология по-американски является враждебной российскому общественному  сознанию, да и государственной машине.

Информация о работе Пропаганда как самостоятельную часть системы политических коммуникаций