Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УУП.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10

1.1 Понятие, правовое  регулирование административной  ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10

1.2  Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19

1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38

2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45

2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...……….74

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества.

Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.[2.24, с.6]

Перестройка всех сторон жизни, радикальная экономическая  реформа, последовательная демократизация и гласность, органически связанные с укреплением дисциплины и законности, требуют решительного противодействия любым нарушениям правопорядка. Вследствие этого необходимо поднять на качественно новую ступень борьбу с правонарушениями и преступностью, осуществляемую как основными субъектами профилактики административных правонарушений и преступности, так субъектами, оказывающими последним содействие в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. К таким содействующим субъектам относится и служба участковых уполномоченных полиции.

Проводимые в последние  годы реформы в социальной сфере  в определенной степени характеризуются  логической непродуманностью и непоследовательностью. Некоторая поспешность их принятия и проведения, в ряде случаев, к  сожалению, приводят к нежелательным последствиям, среди которых представляется необходимым выделить общее количество ежегодно совершаемых подростками административных правонарушений. В условиях построения правового государства в нашей стране обозначенная проблема приобретает особую актуальность.

Прежде всего, надо определиться с понятийным аппаратом, а кого же следует понимать под этим термином. «Несовершеннолетний, – отмечается в специальной литературе, – тот, кто не достиг определенного возраста, с которого закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т.е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности. Возраст совершеннолетия не является универсальным для всех государств мира. Обычно – это 18 лет. Но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. Поэтому когда о возрастной группе несовершеннолетних идет речь в международно-правовых актах, обычно границей совершеннолетия указывается 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством». Именно так определяют совершеннолетие Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила ООН 1984 г.)» .[2.13, С.11]

Необходимо отметить, что для участкового уполномоченного полиции деятельность по предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не является профилирующей. Но необходимо так же констатировать, что хотя данный вид деятельности не является профилирующим, именно участковый уполномоченный полиции играет немаловажную роль в процессе предупреждения и пресечения административных правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, целью  данного исследования будет продемонстрировать комплекс проблем, возникающих у  участкового уполномоченного полиции в процессе пресечения и предупреждения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а так же наметить наиболее эффективные пути их решения.

Говоря о предупреждении преступности, нельзя не учитывать, что  преступный путь несовершеннолетнего, начинаясь нередко с нарушений  школьной дисциплины, идёт, как правило, через совершение административных деликтов. .[2.28, С.16]

С конца прошлого века в России наметился реальный переход  от так называемой карательной превентивной практики к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической и социально-правовой поддержки  семей и детей группы риска. Карательная практика имела свою длительную историю в нашем государстве, но на фоне происходящих сейчас в Российской Федерации социально-политических, экономических перемен, она явно изжила себя. Требуются новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Указ президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О предупреждении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних» положил начало в России новой социальной практики и легализовал создание инфраструктуры, ориентированной на социальную профилактику, помощь, поддержку при профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Позднее основные принципы охранно-защитной превенции были закреплены Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».[1.6] В данном законе отражены государственные субъекты, которые обязаны: а) обеспечивать предупреждение безнадзорности и правонарушений; б) осуществлять охрану прав несовершеннолетних; в) контролировать состояние воспитательной работы с ними; г) оказывать социально-педагогическую, социально-правовую и педагогическую помощь семьям и несовершеннолетним. В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона, органы внутренних дел входят в систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, мы пришли к выводу, что служба участковых уполномоченных полиции является элементом механизма государственной системы профилактики, наряду с которой в неё входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также иные подразделения органов внутренних дел.

Несмотря на то, что  система органов профилактики, их права и обязанности закреплены на законодательном уровне, положительной  динамики в подростковой среде не отмечается. Возникает необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность всех субъектов профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и службы участковых уполномоченных полиции, как одного из вспомогательных субъектов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений в подростковой среде. Так, необходимо приведение законодательства, регламентирующего задачи службы участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в соответствие с требованиями, предъявляемыми на современном этапе развития общества. Все вышеуказанное и определило актуальность темы.

Степень разработанности  темы исследования. В юридической науке профилактика правонарушений несовершеннолетних является одним из перспективных направлений. Вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних затронуты в исследованиях Ю.М. Антоняна, А.А. Бакаева, Л.И. Беляевой, Е.В. Головкина, А.И. Долговой, А.Н. Кривоносова, В.Н. Кудрявцева, В.А. Лелекова, В.И. Попова и др. Изучением административной ответственности, в том числе и несовершеннолетних, занимались А.Б. Агапов, д.Н. Бахрах, Л.А. Стеблецова, М.С. Студеникина, А.В. Корепин, Е.Ю. Корчагина, А.А. Ушацкая и др. Отдельные вопросы, касающиеся основных направлений деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, рассматривались в работах д.А. Корецкого, Ф.Е. Колонтаевского, Т.Ю. Обыдёновой, Т.В. Палеховой, Б.В. Россинского, А.С. Усковой, А.Ю. Якимова и др. Проблемы производства по делам об административных правонарушениях затронуты в исследованиях В.М. Безденежных, А.С. Бондаренко, В.Р. Кисина, А. П. Коренева, И.Г. Солодкой, Ю.В. Надольской и др.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления службой участковых уполномоченных полиции, а также государственными и негосударственными органами, деятельности по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних, а также по привлечению к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей.

Предметом исследования являются задачи участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Цели и задачи исследования. Цель научного исследования состоит в раскрытии задач участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, выработке конкретных предложений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования статуса службы участковых уполномоченных полиции, а также на повышение эффективности деятельности данной службы.

Достижение указанной  цели предполагается путем решения  следующих исследовательских задач: определения места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и внесения предложений по их совершенствованию; определения места службы участковых уполномоченных полиции в государственной системе профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; провести анализ нормативно-правовой основы, регламентирующей деятельность службы участковых уполномоченных полиции в направлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрение профилактики среди несовершеннолетних, проводимой участковыми уполномоченными полиции, как одной из основных функций данного подразделения; провести анализ взаимодействия службы участковых уполномоченных полиции с другими органами системы профилактики.

Методология и методы исследования. Методологической основой настоящего исследования является система правовых знаний, определяющая основные требования к процессу познания, мы использовали фундаментальные положения социального и государственного управления, административного права, административной деликтологии, относящиеся к теме исследования.

Научная новизна исследования. В работе проведено комплексное исследование исторических, теоретических, нормативных и организационных аспектов деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Научная новизна исследования выразилась в уточнении понятий, элементов и особенностей деятельности участковых уполномоченных полиции в данной сфере. Ее анализ осуществлен на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, КРФ об АП, подзаконных актов, с учетом последних изменений и дополнений, а также нормативных правовых актов МВД России.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования заключается в том, что его выводы и предложения дополняют основные положения деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; определяют роль, компетенцию и составляющие элементы организации деятельности участковых уполномоченных в данном направлении; способствуют повышению ее эффективности.

Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской  работе, в учебном процессе при  преподавании учебных дисциплин «Административная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности участковых уполномоченных полиции», при проведении практических занятий с сотрудниками полиции общественной безопасности.

Практическая значимость исследования состоит в изложении правовых основ организации деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; в предложениях по совершенствованию службы участковых уполномоченных полиции в реализации возложенных задач и функций в данной области их деятельности.

Дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.  

1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних

Нормы административного права  закрепляют широкий круг мер принудительного  воздействия, применяемых государственной  администрацией для обеспечения  правопорядка, к числу которых  относится и ответственность.

Информация о работе Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних