Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УУП.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая изложенное, представляется целесообразным сформулировать ряд выводов, касающихся организационных форм взаимодействия заинтересованных субъекту профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также предложений по устранению недостатков в этой деятельности.

1. Одной из важнейших особенностей организационных форм управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних является множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, полномочиям и обязанностям.

При этом все субъекты, входящие в систему профилактики, сохраняют свою организационную самостоятельность и действуют лишь в пределах компетенции, установленной законом. Таким образом, каждый субъект профилактики является носителем конкретных прав и обязанностей, совокупность которых составляет его правовой статус. Однако меры ответственности за невыполнение обязанностей законом не установлены.

2. Несмотря на различие  субъектов профилактики, они функционируют  не изолированно, а во взаимодействии  друг с другом. Подобные рекомендации, касающиеся функций заинтересованных органов и учреждений, обсуждались еще в 1977 г. при становлении системы профилактики. В частности отмечалось, что, различаясь по конкретным задачам, объему (масштабу), уровню и формам деятельности субъекты профилактики системно связаны, их объединяют: общая цель и совокупность “подцелей“, взаимосвязь нормативно закрепленных функций, правовая и информационно-аналитическая база, целенаправленное руководство, координация и планирование».

З. Совместная деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики и не связанных между собой отношениями подчиненности; предполагает внедрение в практику ряда рекомендаций по совершенствованию взаимодействия. К основным из, них, на наш взгляд, относится: применение каждым субъектом профилактики лишь присущих ему форм и методов работы, равенство субъектов профилактики, невмешательство одних органов в исключительную компетенцию других органов и учреждений, установленную федеральными законами и другими нормативными правовыми актами; согласованность действий разных органов и учреждений для достижения общих целей; инициативность каждого органа в постановке вопросов для совместного обсуждения и решения; обеспечение заинтересованных органов сведениями, необходимыми для исполнения возложенных функций и их анализ; прогнозирование, планирование и контроль за устранением выявленных упущений и т. д.

4. Основным органом,  обеспечивающим координацию деятельности  субъектов профилактики, являются  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, однако правовой акт об их работе существенно устарел и не отвечает современным требованиям.

5. Управление в сфере  профилактики правонарушений несовершеннолетних  представляет деятельность, успех  которой в значительной степени  зависит от комплексного использования органами внутренних дел и другими заинтересованными учреждениями возможностей всех ведомств и общественных формирований, участвующих в воспитательной работе с несовершеннолетними и предупреждении правонарушений.

6. Совершенствование управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних в существенной степени зависит от решения ряда организационных вопросов деятельности органов внутренних дел. В этом отношении представляется необходимым:

осуществление мер по приближению сил и средств органов внутренних дел к населению. Пути такого приближения разнообразны: совмещение места работы и жительства сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции; регулярное проведение профилактических отработок местности органами внутренних дел; организация приема населения представителями правоохранительных органов по месту жительства этого населения; активизация лекционной работы со стороны правоохранительных органов; расширении практики выездных заседаний суда и т. д. Кроме того, одним из наиболее оптимальных решёний этой проблемы является создание и постепенное расширение с учетом местных условий сети территориальных отделений полиции;

обеспечение совершенствования  профессионального мастерства кадров. В частности, многофункциональность деятельности службы участковых уполномоченных полиции, подразделений по делам несовершеннолетних и своеобразие условий их работы предполагают специальную форму системы служебной подготовки для них, разработку особых программ самостоятельного обучения и не только правового, но и по вопросам организации служебного времени, его рационального использования. Требуется также качественно изменить формы и методы переподготовки кадров криминальной полиции и полиции общественной безопасности, в том числе путем изучения в процессе переподготовки основ педагогики, психологии и ювенального права.

7. В отношении использования  возможностей общественности в  профилактике правонарушений существуют  различные точки зрения ученых  и практиков. Ряд из них считают, что существовавшая в советском обществе система мер предупреждения преступности не может и не должна быть восстановлена, так как она не соответствует положениям конституции России 1993 г., социальным, экономическим, правовым, политическим возможностям, современному состоянию преступности. С этой позицией трудно согласиться. Прошлый опыт нашей страны в профилактической работе сохранился в ряде регионов, а также широко используется и в зарубежных странах. Таким образом, можно сделать следующий вывод:

Хотя профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не является в соответствии с законодательством РФ профилирующим направлением деятельности участковых уполномоченных полиции, она остаётся одной из основных задач, стоящих перед последними в процессе осуществления деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Но следует помнить, что профилактика правонарушений, совершаемых  несовершеннолетними всегда носит  комплексный характер. А значит, для достижения эффективной работы системы профилактическая деятельность её элементов должна строиться на началах взаимодействия функционально- специализированных конкурирующих субъектов, объединенных общей целью, итогом которого станет не сумма результатов отдельных звеньев, а многократно возросший «совокупный результат системы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотренные в ходе работы вопросы предупреждения и  пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, позволили сформулировать следующие положения:

1. Административную ответственность  несовершеннолетних, можно определить  как разновидность административной  ответственности в целом, представляющей  собой особое правовое отношение  по реализации установленных государством прав и обязанностей с одной стороны уполномоченных субъектов, с другой стороны лиц в возрасте от 16 до 18 лет в связи с совершением последними административных правонарушений.

2. Криминогенная обстановка, сложившаяся на сегодняшний день в РФ, показывает, что несовершеннолетние наиболее часто совершают административные правонарушения в таких областях, как:

А. В области обеспечения  дорожного движения.

Б. На транспорте.

В. В сфере обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности.

З. Под административно- юрисдикционной деятельностью участкового  уполномоченного полиции по делам административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, следует понимать деятельность, службы участковых уполномоченных полиции по возбуждению административно-юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними лицами.

4. Задачами участкового  уполномоченного полиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними являются:

А. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Проведение общей и индивидуальной профилактики.

Б. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

В. Выявление и пресечение случаев совершения несовершеннолетними  правонарушений и/или преступлений;

Г. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Д. Укрепление взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

5. Деятельность по  профилактике безнадзорности, беспризорности  и правонарушений несовершеннолетних  должна непременно должна строиться  на основах тесного взаимодействия и сотрудничества между всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следует отметить, что  на современном этапе развития общества, органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и служба участковых уполномоченных полиции, в своей работе добились достаточно высоких результатов. Но, несмотря на все положительные моменты, остаётся еще много нерешённых проблем в части предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Представляется что для решения вышеуказанных вопросов необходимо:

1.  Систематизировать полномочия конкретных служб и подразделений ОВД (в том числе службы участковых уполномоченных полиции) с комментированием норм КРФ об АП по применению мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

2. В целях устранения  проблем, возникающих у участкового  уполномоченного полиции в процессе осуществления деятельности по предупреждению и пресечению административных правонарушений несовершеннолетних, законодателю необходимо внести изменения в Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, тем самым детально закрепив задачи, стоящие перед службой УУП по предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Ведь участковый уполномоченный полиции, хотя в соответствии с законодательством РФ напрямую не является субъектом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, все же играет важную роль в осуществлении данного направления деятельности.

3. Необходимо усовершенствовать  административное законодательство  в части КРФ об АП, регламентирующей осуществление участковым уполномоченным полиции административно-юрисдикционной деятельности. А в частности, по возможности расширить круг дел об административных правонарушениях, по которым участковый уполномоченный полиции вправе будет не только составлять протоколы об административных правонарушениях, но и непосредственно рассматривать их.

4. И, наконец, для  эффективного решения проблем  профилактики беспризорности, безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, необходимо всесторонне повышать  уровень взаимодействия функционально-  специализированных конкурирующих  субъектов, объединенных общей целью, итогом которого станет не сумма «результатов отдельных звеньев», а многократно возросший «совокупный результат системы».

В общем, подводя итог настоящего исследования, нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на все недостатки в работе профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, служба участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел продолжает играть немаловажную роль в вопросах предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими возраста 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Федеральный Закон Российской Федерации «О полиции».- Новосибирск: Сиб.  Унив. Изд-во, 2011.-48 с.
  3. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года Российская газета. 2011 г.
  5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года
  6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177. (С измен. и доп.).
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года —Российская газета. 2011.456с.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФ об АП) от 30 декабря 2001 года. — с изм. на 20 января 2012 года
  9. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» от 3 июня 1967 года
  10. Указ Президента Российской Федерации «О милиции общественной безопасности в Российской Федерацию» от 12 февраля 1993 года 209 (с изменениями и дополнениями от 2 декабря 1998 года).
  11. Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 года
  12. Постановление Правительства Российской Федерации «О подразделениях милиции общественной безопасности» от 7 декабря 2000 926 (с изменениями и дополнениями от 26 июля 2001 года, 10 августа 2005 года). - Собрание законодательства Российской Федерации.
  13. Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции по организации деятельности участковых уполномоченных полиции» от 16 сентября 2002 года) № 900 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МВД России от 3 мая 2003 года). - БИЛ ФОИВ. 2003.
  14. Приказ МВД России «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной полиции, полиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов» от 13 мая 2003 года
  15. Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» от 21 июня 2003 года
  16. Приказ МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности центов временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» от 2 апреля 2004 года.— РГ. 2004. 25 августа.
  17. Приказ МВД России «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» от 2 июня 2005 г.
  18. Приказ МВД России «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 1 июня 2005 года «О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 11 июня 2005 г.
  19. Комплексная программа совершенствования деятельности ОВД по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. утвержденная решением Коллегии МВД России от 2 апреля 2002 года
  20. Закон Республики Бурятия № 2003-IV от 05 мая 2011 года « Об административных правонарушениях».
  21. Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 344.
  22. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1; №18. Ст. 1721; № 30. Ст. 3029; № 44. Ст. 4295; 2003. № 27. Ст. 2700, 2708, 2717; № 46. Ст. 4434, 4440; № 50. Ст. 4847, 4855; № 52. Ст. 5037; 2004. № 30. Ст. 3095; № 31. Ст. 3229; № 34. Ст. 3529, 3533.
  23. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177; 2001. № 3. Ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880; Российская газета. 2004. 31 августа, 7, 30 декабря.
  24. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 50. Ст. 4905.

Информация о работе Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних