Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УУП.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Оценка доказательств  — это мыслительная, логическая деятельность лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Объектом такой деятельности являются каждое из доказательств и все собранные по делу доказательства в их совокупности. Оценить всю совокупность доказательств — значит решить вопрос, дают ли они возможность принять категоричное законное юрисдикционное решение по делу об административном правонарушении.

3. По результатам рассмотрения  дела выносится решение, которое  бывает двух видов: постановление  и определение (ст. 29.9 КРФ об АП).

Общие правила назначения административных наказаний регламентированы главой 4 КРФ об АП. Наказание назначается в пределах санкции соответствующей нормы (в КРФ об АП имеются отдельные исключения, например, см. ч. З ст. 23.3); закон не допускает назначения наказания ниже низшего предела.

Рассматривая административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую УУП по делам об административных правонарушениях совершаемых несовершеннолетними, возникает необходимость рассмотреть существующие недостатки в осуществлении производства по данной категории дел, а т.ж. проблемы мало эффективности деятельности службы УУП по предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых указанной категорией лиц. Отсутствие должной превенции на ранних стадиях формирования установок противоправного поведения у несовершеннолетнего, недостатки практики производства об административных правонарушениях, осуществляемого в отношении несовершеннолетних правонарушителей, родителей и лиц, их заменяющих, несоблюдение принципа неотвратимости наказания приводят впоследствии к совершению ими деяний с более высокой степенью общественной опасности. Таким образом, проблема совершенствования практики производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей и лиц, их заменяющих, имеет высокую степень актуальности. [2.10, с. 15]

Порядок рассматриваемого производства строго регламентирован  законодательством и отступления  от требований закона недопустимы. Вместе с тем, в отдельных регионах при  осуществлении производства по делам  в отношении несовершеннолетних правонарушителей, родителей и лиц, их заменяющих, зачастую игнорируются предписания нормативных актов.

Так, согласно статье 24.5 КРФ об АП, производство по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними правонарушителями, не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

- отсутствие события  административного правонарушения;

- отсутствие состава  административного правонарушения, в том числе не достижение  физическим лицом на момент совершения противоправйых действий (бездействия) возраста административной ответственности или невменяемость правонарушителя;

- действия несовершеннолетнего  в состоянии крайней необходимости;

- издание акта амнистии, если он устраняет применение  административного наказания;

- отмена закона, установившего  административную ответственность;

- истечение сроков  давности привлечения к административной  ответственности;

- наличие по одному  и тому же факту совершёния  противоправных действий (бездействия)  несовершеннолетним, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

- смерть несовершеннолетнего  правонарушителя, в отношении  которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении.

Тем не менее, в ходе анализа  правоприменительной практики выявлены факты производства по делу об административном правонарушении в случаях, когда в действиях несовершеннолетнего имелись признаки крайней необходимости, а также в случаях, когда сроки давности привлечения к административной ответственности несовершеннолетнего истекли.

В отдельных регионах имеются недостатки практики производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в отношении несовершеннолетних правонарушителей, родителей и лиц, их заменяющих, при оформлении протоколов об административном правонарушении, в которых в обязательном порядке должны быть указаны:

- дата и место составления  протокола;

- должность, фамилия  и инициалы лица, составившего  протокол;

- сведения о личности  несовершеннолетнего правонарушителя;

- место, время совершения  и событие совершенного правонарушения;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей  и потерпевших, если таковые  имеются;

- статья нормативного  акта (КРФ об АП или закона субъекта Российской Федерации), предусматривающая административную ответственность за совершение данного правонарушения;

- объяснения правонарушителя,  потерпевших, свидетелей;

- иные сведения, необходимые  для своевременного, всестороннёго,  полного и объективного рассмотрения  данного дела.

В то же время, анализ практики производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних свидетельствует о многочисленных случаях небрежности при составлении протокола по фактам совершения несовершеннолетним административного правонарушения. В соответствии с ч. 5 статьи 28.2 КРФ об АП, протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, несовершеннолетним правонарушителем, в отношении которого составлен протокол, ‘его родителем, при наличии потерпевших и свидетелей протокол может быть также подписан и этими лицами. В случае отказа несовершеннолетнего правонарушителя от подписания протокола, в нем делается запись об этом. При подписании протокола лицо, в отношении которого он составлен, имеют место факты лишения подростков возможности сделать замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.

В соответствии с ч. З  ст. 28.2 КРФ об АП в протоколе об административных правонарушениях несовершеннолетних должна производиться запись о разъяснении правонарушителю его прав, которые заключаются в том, что он вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу. Однако эта запись в протоколах зачастую отсутствует. Таким образом, можно сделать следующий вывод: Под административно-юрисдикционной деятельностью участкового уполномоченного полиции по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, следует понимать деятельность службы УУП по возбуждению административно-юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними лицами. Следует отметить, что на практике, при производстве по данной категории дел возникает ряд проблем. И одной из основных причин этих проблем является пробелы в ныне действующем законодательстве, в частности, в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

2.3 Взаимодействие участкового  уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

Одним из направлений  деятельности участкового уполномоченного полиции является работа с несовершеннолетними правонарушителями, родителями и лицами, их заменяющими.

По данным проведенного исследования, временные затраты  на реализацию указанной функции  в общем объеме работ городских  и сельских участковых уполномоченных полиции составляют соответственно 1,9% и 2,0% от общего бюджета рабочего времени. Незначительный объем рабочего времени, который занимает эта работа, объясняется тем, что данное направление деятельности не является профилирующим для участкового уполномоченного полиции. Служба участковых уполномоченных полиции, не являясь в соответствии с законодательством, субъектом профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, призвана оказывать помощь сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних в осуществлении данной деятельности.

Как показывает практика, в каждом административном районе в  предупредительную работу с несовершеннолетними, кроме службы УУП, прямо или косвенно вовлечено около 50 различных по функциональному назначению, характеру и ведомственной подчинённости органов, учреждений и организаций. К сожалению, осуществляемое ими взаимодействие часто является формальным и не способствует объединению усилий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Даже наличие у всех субъектов превентивной деятельности единой цели не приводит к эффективному её достижению.

Профилактика преступлений носит комплексный характер. От того, насколько полно учтены причины  и условия совершения преступлений, насколько интенсивно воздействие на группы негативных факторов, питающих преступность, зависит успех предупредительной работы. Ответственность за рост преступности возлагается на органы внутренних дел. Таким образом, МВД России принимает на себя ответственность за комплекс профилактических мероприятий, сочетающих задачи организационные, воспитательные, правовые, материально-технические. Представляется, что подобная постановка вопроса со стороны МВД России в условиях, когда иные субъекты не исполняют предусмотренных законодательством обязанностей - вынужденная и, хотелось бы надеяться, временная необходимость. Не может один и тот же орган с одинаковой эффективностью влиять, к примеру, на состояние преступности среди несовершеннолетних, причины которой - сложно переплетающиеся совокупности уголовно-правовых, криминологических, психологопедагогических, морально-эстетических, организационных и других проблем.

Обеспечение названных  целей предполагает как совместное проведение заинтересованными органами профилактических мероприя1’ий, так и внесение предложений субъектам профилактики, иным органам и учреждениям об осуществлении ими действий, входящих в их компетенцию (об оказании социальной помощи подросткам и их семьям; применении к правонарушителям мер административного взыскания, рассмотрения возможности возбуждения уголовных дел и т. д.).

Для достижения указанных  целей созданы определенные законодательные  предпосылки. Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. органы и учреждения системы профилактики, в том числе служба участковых уполномоченных полиции, обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних (на образование, труд, отдых, жилище и т. д.), о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

орган прокуратуры - о  нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

орган внутренних дел (подразделения  по делам несовершеннолетних)- о  выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и  иных лиц, жестоко обращающихся с  несовершеннолетними и (или) вовлекающих  их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

орган управления социальной защитой - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства  в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений, а также в связи

прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных  учреждениях;

орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку  в другие заинтересованные органы и  учреждения направляется информация об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; об организации трудоустройства, отдыха и досуга несовершеннолетних и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, и по иным вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних. Причем полученная информация подлежит хранению и использованию порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию порядка  обмена информации, в практической деятельности по исполнению этих предписаний имеется много упущений, связанных с укрытием сведений о совершении несовершеннолетними в учебных заведениях и по месту жительства мелких краж, хулиганства, употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, спиртных напитков либо участии подростков в иных антиобщественных деяниях. Подобные случаи, как правило, обусловлены нежеланием информировать органы внутренних дел о правонарушениях, имевших место в учебных заведениях, неудовлетворительной работой должностных лиц субъектов профилактики и иными факторами. В данном случае вновь приходится констатировать отсутствие в законе положений об ответственности должностных лиц за укрытие информации.

Информация о работе Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних