Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УУП.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

- службы и подразделения, для которых предупредительная деятельность в отношении несовершеннолетних является основной задачей. Таковыми являются подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПДН) и центры временной содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Согласно действующему законодательству борьба с безнадзорностью правонарушениями несовершеннолетних ведется всеми службами органов внутренних дел. От того, какое место в деятельности перечисленных субъектов занимает предупреждение правонарушений несовершеннолетних, зависит и объем их полномочий.

Так, начальник горрайлиноргана  и его заместители в пределах своих полномочий организуют деятельность подразделений по руководству участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в целях обеспечения:

—розыска несовершеннолетних, ушедших из семьи, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из приемников-распределителей или  специальных учебно-воспитательных учреждений;

—комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних и осуществления в этих целях взаимодействия с органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными фондами;

—выявления причин и  условий, способствующих правонарушениям  несовершеннолетних, разработки предложений  по их устранению;

—работы по своевременному выявлено и привлечению к ответственности  лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность, а также родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений.

Участковые уполномоченные полиции, руководствуясь положениями приказа МВД России от 16 сентября 2002 года, № 900 (с последующими изменениями), с целью предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних и в отношении них:

- выявляют и пресекают административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимают меры к устранению данных обстоятельств;

- устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимают к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;

- выявляют на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информируют об этом заинтересованные подразделения криминальной полиции и принимают в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности;

- выявляют на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применяют к указанным лицам своевременные меры профилактического, правового и медицинского воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений;

- проводят разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок, либо ущемляющих законные права и интересы на почве систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Оказывают содействие работникам здравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечение психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих;

- оказывают содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляют в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

- старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции вправе рассматривать дела об административных правонарушениях совершаемых несовершеннолетними (имеются в виду лица, достигшие 16 лет и имеющие право на управление транспортными средствами категории «А») в сфере дорожного движения и налагать административные наказания от имени органов внутренних дел в соответствии со ст. 23.3 (п. 9) КРФ об АП. [1.13]

По общему правилу  в соответствии ч. 1 ст. 28.3 КРФ об АП протоколы об административных правонарушениях составляется должностными лицами органов, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

Таким образом, сотрудники органов  внутренних дел в зависимости  от их функциональных обязанностей и  принадлежности к той или иной службе органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, по статьям КРФ об АП. Помимо этого должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КРФ об АП, а перечень таких должностных лиц в настоящее время определен приказом МВД России «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

Таким образом, административно-процессуальные меры, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях  органами внутренних дел, в отношении  несовершеннолетних нарушителей представляют собой разновидность правовых мер в целом (доставление, административное задержание, привод, составление протокола, получение объяснения, досмотр, изъятие, назначение экспертизы, истребование документов и т.д.), однако имеют дополнительную нормативную основу, определяющую как правовой статус субъекта их применения (ОВД), так и статус несовершеннолетних. Соответственно, отличие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних заключается в процессуальных особенностях применения данных мер, которые связны со спецификой правового статуса данных субъектов. К сожалению, четкое закрепление порядка применения указанных мер к несовершеннолетним правонарушителям, являющихся особыми субъектами административной ответственности, в действующем законодательстве отсутствует, имеются лишь отдельные положения, касающиеся конкретных мер.

Анализ мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям сотрудниками органов  внутренних дел на всех стадиях производства, позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, назрела необходимость нормативного закрепления положения об обязательности сообщения о применении любой, из исследуемых мер к несовершеннолетнему его родителям или лицам, их заменяющим, а также последующего присутствия законных представителей несовершеннолетнего при производстве процессуальных действий в соответствии с положениями ст. 25.3 КРФ об АП. Однако данное обстоятельство не должно противоречить принципу оперативности производства по делам несовершеннолетних, нельзя допускать волокиту в оформлении процессуальных действий. Во-вторых, в целях обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в случае необходимости задержания несовершеннолетнего правонарушителя представляется целесообразным доставлять его (вне зависимости от места его проживания и удаленности от места совершения правонарушения) в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД с сообщением об этом оперативному дежурному по ОВД, производить разбирательство по делу с последующей его передачей на рассмотрение не в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в специализированный суд (в перспективе по делам несовершеннолетних). По мнению большинства сотрудников органов внутренних дел, существенных отличий в процедуре проведения личного досмотра (ст. 27.7 КРФ об АП) и личного обыска (ст. 184 УПК РФ) не выявлено, поэтому видится необходимым уточнение названия административно-процессуальной меры как «административный личный обыск» для конкретизации возможных действий сотрудников органов внутренних дел при применении данной принудительной меры с соблюдением всех требований, предусмотренных действующим законодательством.

Для подтверждения достоверности  полученных доказательств по делу об административном правонарушении, связанным  с нахождением лица, его совершившего, в состоянии опьянения, к указанным в ст. 27.12 КРФ об АП основаниям направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения следует добавить совершение лицом административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.9, 20.20, 20.21, 20.22 КРФ об АП.

Анализ статей 23.2 и 23.3 КРФ об АП позволяет сделать следующие выводы: во-первых, дела об административных правонарушениях, совершенные несовершеннолетними, рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления районов и городов, однако протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 23.3 КРФ об АП, составляют сотрудники органов внутренних дел с последующей передачей материалов на рассмотрение указанным комиссиям; во-вторых, дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его а рассмотрение указанной комиссии. Таким образом, органы внутренних дел имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних в сфере дорожного движения.

В частности, рассматривать дела о таких административных правонарушениях несовершеннолетних от имени ОВД вправе:

А) начальник ГИБДД, его  заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его  заместитель — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КРФ об АП: 12.2, 12.6, 12.3,12.11, 12.12, 12.13, 12.23, 12.14, 12.17, 12.24, 12.25, 12.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Б) сотрудники ГИБДД, имеющие  специальное звание — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КРФ об АП: 12.1, 12.2 ч.1,2 , 12.5 ч.1, 12.18, 12.19, 12.20, 12.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В) государственные инспектора дорожного надзора — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.33 КРФ об АП

Г) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КРФ об АП:

12.1 «Управление транспортным  средством, нё зарегистрированным  в установленном порядке»;

12.2 ч.1, 2 «Управление транспортным  средством с нарушением правил  установки наем государственных  регистрационных знаков»;

12.3 «Управление транспортным  средством водителем, не имеющим  при себе документов, предусмотренных  Правилами дорожного движения» (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки);

12.23 ч.2 «Нарушение правил  перевозки людей»;

12.28 «Нарушение правил, установленных для движения транспортных  средств в жилых зонах»;

12.29 ч. 1, 2 «Нарушение Правил  дорожного движения пешеходом  1ЛИ иным лицом, участвующим  в процессе дорожного движения»;

12.30 ч. 1 «Нарушение Правил  дорожного движения пешеходом,  пассажиром или иным участником  дорожного движения, повлекшее создание  помех в движении транспортных средств либо легкого вреда здоровью потерпевшего»;

Следует заметить, что  дела об административных правонарушениях  несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 29.5 КРФ об АП). В этой связи возникают трудности при применении норм законодательства в случаях совершения административных правонарушений несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также их родителями или иными законными представителями. На практике данное положение в большинстве случаев приводит к безнаказанности правонарушителей.

Полномочия органов  внутренних дел по пересмотру постановлений  делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом, сводятся к следующему:

Во-первых, постановление  по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом ОВД, может быть обжаловано в вышестоящий  орган, вышестоящему должностному лицу, которые должны при рассмотрении жалобы руководствоваться положениями главы 30 КРФ об АП; во-вторых, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается должностному лицу, которое вынесло постановление по делу и которое обязано в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела соответствующий суд, вышестоящий орган, должностному лицу (ст. 30.2 КРФ об АП).

В связи с тем, что  к несовершеннолетним правонарушителям органы внутренних дел могут применить  только предупреждение или назначить административный штраф, от данного обстоятельства зависит объем полномочий по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. [2.5, с. 25]

Необходимо отметить, что в практической деятельности органов внутренних дел существуют проблемы реализации указанных полномочий. Это связано, во-первых, с несоблюдением действующих правовых норм самими сотрудниками органов внутренних дел, с допущением отступлений от требований закона. Данное утверждение, к сожалению, подтверждается результатами проверки основных показателей правоприменительной деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей органами прокуратуры (на примере Орловской области).

Информация о работе Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних