Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ УУП.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Среди наиболее типичных нарушений принципа законности со стороны сотрудников ОВД можно выделить:

1) несоблюдение сроков  составления протокола административном  правонарушении (ст. 28.5 КРФ об АП): протокол составляется через 5 дней (вместо двух);

2) нарушение подведомственности  рассмотрения дел об административных  правонарушениях несовершеннолетних (ст. 23.2 КРФ об АП).

3) неправильная квалификация  деяния несовершеннолетнего (составление  протокола на родителей по  ст. 20.22 КРФ об АП, когда несовершеннолетний достиг 16 лет, то есть деяние должно быть квалифицировано по ст. 20.21 КРФ об АП);

4) при выявлении правонарушения  физическому лицу не разъясняются  его права и обязанности, предусмотренные  ст. 25.1 КРФ об АП требуется формальная подпись об ознакомлении с положениями этой статьи;

5) не составляются  протоколы о доставлении или задержании несовершеннолетнего, не делаются соответствующие записи о доставлении и задержании несовершеннолетнего (ст. 27.2, 27.4 КРФ об АП), обязательном сообщении об этом родителям или лицам, их заменяющим.

6) выявлены факты осуществления  производства по делу об административном правонарушении в случаях, когда в действиях несовершеннолетнего имелись признаки крайней необходимости, а также в случаях, когда сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод:

Во-первых, в настоящее  время с учетом действующего законодательства РФ об административных правонарушениях  требуется систематизация полномочий конкретных служб и подразделений  органов внутренних дел с комментированием норм КРФ об АП по применению мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Это вызвано фактическим «сваливанием» работы с несовершеннолетними на подразделения по делам нёсовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, хотя следует заметить, что борьба с правонарушениями несовершеннолетних должна быть основана на комплексном решении вопросов при участии всех подразделений органов внутренних дел.

И во-вторых, закрепленные в правовых нормах полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних реализуются зачастую с нарушениями установленных требований, что вызвано недисциплинированностью самих сотрудников и несовершенством КРФ об АП, данное обстоятельство негативно влияет на правоприменительную деятельность ОВД.

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО  УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

2.1 Задачи и функции  участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних

Административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними  относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и  государства. На протяжении последних 30 лет темпы роста преступности среди несовершеннолетних устойчиво превышают аналогичный показатель среди взрослых в среднем в 2,5 раза.

Несовершеннолетними совершается  большое количество административных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция эти негативные явления в среде несовершеннолетних достаточно распространены. Количество несовершеннолетних, к которым приняты меры воздействия за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции или появление в общественных местах в состоянии опьянения, возросло.

 Практика показывает, что правонарушения несовершеннолетними  зачастую совершаются:

- в силу «ложного»  героизма, самоутверждения и лидерства  в группе подростков;

- из-за распространения  среди подростков представлении о допустимости насильственных действий в конфликтных ситуациях, под влиянием средств массовой информации, пропагандирующих «суперменство», жестокость, культ насилия, презрение к окружающим;

- несвоевременного выявления  сотрудниками полиции криминальных семейно-бытовых ситуаций, неудовлетворительного реагирования на такие конфликты;

- неадекватных мер,  принятых к подросткам, за ранее  совершенное преступление или  правонарушение, породившие чувство  безнаказанности и вседозволенности;

- нерешенности проблемы досуга и трудовой занятости несовершеннолетних;

- слабой организации  по выявлению несовершеннолетних, страдающих психическим заболеванием;

- недостаточной профилактической  работы.

Такие подростки легко  попадают под влияние взрослых и уличной Микросреды. Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит в связи с тем, что органы и учреждения, на которые возложены охрана прав, обучении воспитание несовершеннолетних, с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей: для решения этой задачи необходимо формирование единой государственной политики, призванной решить проблемы детства и юношества, обеспечить социальную и правовую защиту несовершеннолетних.

Антиобщественные действия несовершеннолетнего, выражающиеся в  систематическом употреблении наркотических  средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и  семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Множественность субъектов  профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, — одна из существенных особенностей профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Из приведенного выше перечня видно, что отделы полиции (и как составляющая- служба участковых уполномоченных полиции), являются хотя и, несомненно, важным, но лишь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. То есть правовые меры, а тем более административно-принудительные меры должны играть лишь вспомогательную роль. В соответствии со ст.20 ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а так же оказывают в этих целях необходимое содействие:

подразделениям по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел;

центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

подразделениям криминальной полиции органов внутренних дел;

другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Несмотря на то, что  основная тяжесть непосредственной борьбы с правонарушениями, совершаемых  несовершеннолетними лежит на правоохранительных органах, а частности на подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, служба участковых уполномоченных полиции играет немаловажную роль в данном направлении. На наш взгляд, целесообразно более подробно остановиться на задачах и функциональных обязанностях, стоящих перед службой участковых уполномоченных полиции в борьбе: с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними.

В соответствии с ФЗ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  основными задачами деятельности по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:

1 .Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и  антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин  и условий, способствующих этому;

2. Обеспечение защиты  прав и законных интересов несовершеннолетних;

З. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся  в социально- опасном положении;

4. Выявление и пресечение  случаев вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В соответствии с Законом  «О полиции» от 2011 г. задачами полиции являются:

1. Обеспечение безопасности  личности; 2. Предупреждение и пресечение преступлений административных правонарушений; З. Выявление и раскрытие преступлений; 4. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. 5. Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; 6. Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим законом.

Исходя из всего вышеперечисленного, постараемся все же определиться с перечнем задач, стоящих перед  участковым уполномоченным полиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Задачами участкового уполномоченного полиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними являются:

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и  антиобщественных действий несовершеннолетних. Проведение общей и индивидуальной профилактики.

2. Выявление и устранение  причин и условий, способствующих  безнадзорности, беспризорности, правонарушениям  и антиобщественным действиям  несовершеннолетних;

З.Выявление и пресечение случаев совершения несовершеннолетними  правонарушений и/или преступлений;

4. Выявление и пресечение  случаев вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

5. Укреплению взаимодействия  с подразделениями по делам  несовершеннолетних органов внутренних  дел, органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Таким образом, определившись  с перечнем задач, стоящих перед службой УУП по вопросу предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с перечнем его функциональных обязанностей в данном направлении.

Основным содержанием  работы участкового уполномоченного полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социального, организационного и воспитательного характера.

Проводя не реже одного раза в квартал поквартирный (подворный) обход административного участка в целях изучения и анализа складывающейся на административном участке оперативной обстановки, участковый уполномоченный полиции обязан:

- выявлять родителей  или лиц, их заменяющих, не исполняющих  ‘или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия;

- выявлять на административном участке лиц, имеющих малолетних несовершеннолетних детей и допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя, своих детей и окружающих;

- выявлять несовершеннолетних  с девиантным (отклоняющимся) поведением;

- устанавливать места  сбора и концентрации групп  подростков антиобщественной направленности, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;

- устанавливать организаторов,  либо содержателей притонов для  потребления наркотических средств  и психотропных веществ, занятия  проституцией, а также лиц, вовлекающих  несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- предупреждать и пресекать  групповые противоправные проявления со стороны несовершеннолетних, акты вандализма, антиалкогольное законодательство и другие уличные правонарушения, контролировать соблюдение правил поведения детей и подростков в общественных местах;

- доставлять в подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних заблудившихся детей;

- осуществлять индивидуальную  профилактическую работу с родителями  и лицами, их заменяющими, отрицательно  влияющими на воспитание детей;

- проводить разъяснительную работу с несовершеннолетними, допускающими нарушения общественного порядка, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

Информация о работе Определение места и роли института участковых уполномоченных полиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних