Аудит налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

К настоящему времени в России сформировалась экономическая система, основанная на рыночных отношениях, для управления которой потребовались качественные изменения во всех без исключения областях экономической деятельности, в том числе в бухгалтерском учете и аудите. Последнее десятилетие характеризуется частыми корректировками налогового законодательства, внесением изменений в изначально принятые налоговые законы, созданием для налогоплательщиков области повышенного риска при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 6
Нормативная база аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на
прибыль 6
Цель, задачи аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на
прибыль 8
1.3 Экономическая сущность налога на прибыль 9
1.4 Аудиторские услуги в деятельности организаций 13
1.5 Составление плана и программы аудита 17
Методика и технология аудита расчетов с бюджетом по налогу на
прибыль в ООО «Магазин №4» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Магазин №4» 21
2.2 Подготовка и планирование аудиторской проверки расчетов с
бюджетом по налогу на прибыль в ООО «Магазин №4» 28
2.3 Технология аудиторской проверки расчетов с бюджетом в ООО
«Магазин №4» 32
2.4 Аудиторские процедуры проверки учетной политики в части уплачиваемых налогов 36
2.5 Проверка правильности формирования налогооблагаемой базы 38
2.6 Оценка правильности расчета налоговых обязательств и отражения в учете 40
2.7 Проверка правильности составления и своевременности сдачи деклараций 42
2.8 Проверка правильности и своевременности уплаты налогов. Заключение аудитора 44
Заключение 47
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит налогов.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                              

4

1 Теоретические основы аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

6

    1. Нормативная база аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на 

      прибыль

6

    1. Цель, задачи  аудита учета расчетов с бюджетом  по налогу на

     прибыль

 

8

1.3 Экономическая сущность налога на прибыль

9

1.4  Аудиторские услуги  в деятельности организаций

13

1.5 Составление плана и программы аудита

17

  1. Методика и технология аудита расчетов с бюджетом по налогу на

      прибыль в ООО «Магазин №4»

21

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Магазин №4»

21

2.2 Подготовка и планирование аудиторской проверки расчетов с

      бюджетом по налогу на прибыль в ООО «Магазин №4»

28

2.3 Технология аудиторской  проверки расчетов с бюджетом  в ООО

      «Магазин №4»

32

2.4 Аудиторские процедуры проверки учетной политики в части уплачиваемых налогов

 

36

2.5 Проверка правильности формирования налогооблагаемой базы

38

2.6 Оценка правильности расчета налоговых обязательств и отражения в учете

 

40

2.7 Проверка правильности составления и своевременности сдачи деклараций

 

42

2.8 Проверка правильности и своевременности уплаты налогов. Заключение аудитора

 

44

Заключение                                                                                                         

47

Список использованной литературы

50

Приложение 1. Бухгалтерская отчетность ООО «Магазин №4»

54

Приложение 2. Оценка неотъемлемого риска при аудите учета расчетов с бюджетом

55

Приложение 3. Примерный вопросник тестирования систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета в части начисления и уплаты налогов

 

56


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

К настоящему времени  в России сформировалась экономическая  система, основанная на рыночных отношениях, для управления которой потребовались  качественные изменения во всех без исключения областях экономической деятельности, в том числе в бухгалтерском учете и аудите. Последнее десятилетие характеризуется частыми корректировками налогового законодательства, внесением изменений в изначально принятые налоговые законы, созданием для налогоплательщиков области повышенного риска при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

В настоящее время  на территории России собирается свыше 40 налогов и сборов. В связи  с этим налоги занимают значительную долю в расходах обязательствах организаций. В связи с этим проверка правильности и своевременности уплаты налогов и сборов является актуальной и важной не только для организаций, но и для государства.

Как известно, налоговая  система основывается на принципах:

- обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения.

- индивидуальности определения  величины налога в отношении  каждого налогоплательщика;                                                                                      

-безвозмездности уплачиваемых  сумм, что означает отсутствие  факта непосредственного предоставления  налогоплательщику благ, продукции,  прав, документов взамен уплачиваемой  суммы налога;

- отчуждения доли денежных  средств, принадлежащих организации  или физическому лицу.

Финансовое положение  любой организации особенно чувствительно  к изменениям в налогах. От четкости и стабильности налоговой системы  непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых государство, на мой взгляд, заинтересовано не меньше предприятий.

Несовершенство, противоречивость налогового законодательства, отсутствие необходимой информации и квалифицированной помощи со стороны  налоговых органов приводят к возникновению ситуаций, когда сложно найти правильное решение конкретного вопроса по исчислению налога. С выходом новых нормативных актов, разъяснений по вопросам налогообложения растет потенциальный риск допущения ошибок при исчислении налоговых платежей. Поскольку неправильное определение налогооблагаемой и налоговой (по НК РФ) базы приводит к финансовым санкциям, а принятие нормативных документов по налогообложению опережает все допустимые для их изучения сроки, требуется проведение аудиторских проверок налоговых платежей, что обеспечит своевременное исправление расчетов по налогам. сходя из актуальности, выбрана тема дипломной работы.

Целью курсовой работы является описание действующих методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Предмет изучения в курсовой работе – учет и аудит расчетов по налогу на прибыль, объект – ООО «Магазин №4»

При написании данной работы были использованы законодательные  акты, регулирующие учет и аудит  расчетов с бюджетом, методическая литература разных авторов, в основном В.И. Подольского, И.Н. Богатой, В.П. Шеремета, статьи из периодических изданий – Аудиторские ведомости, Бухгалтерский учет, Аудитор и др.

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

 

1.1 Нормативная  база аудита учета расчетов  с бюджетом по налогу на прибыль

В процессе аудиторской  проверки расчетных операций по налогам  и сборам следует руководствоваться  следующими основными нормативными документами. Аудитором используются следующие нормативные акты, приведенные в таблице 1.1:

Таблица 1.1 – РД 1 -  Нормативная база аудита 

Внешняя нормативная  база

п/п

Наименование нормативного правового акта

Дата

Номер

1

2

3

4

1

Конституция Российской Федерации

12.12.93

 

2

Налоговый кодекс РФ (часть первая)

31.07.1998

146-ФЗ

3

Налоговый кодекс РФ (часть  вторая)

05.08.2000

117-ФЗ

4

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

21.11.1996

129-ФЗ

5

Федеральный  закон   «Об аудиторской деятельности»

31.12.2008

307-ФЗ

6

Федеральный закон о внесении изменений в части гл. 21 и о признании утратившим силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах

22.07.2006

119-ФЗ

7

Приказ Минфина РФ «Об утверждении  Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

29.07.1998

34-н

8

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана    счетов    бухгалтерского   учета финансово- хозяйственной  деятельности организаций    и    Инструкции    по    его  применению»

31.10.2000

94-н

9

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»

6.07.1999

43н

10

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения   по   бухгалтерскому   учету  «Расходы организации» ПБУ 10/99»

06.05.1999

33н

11

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98»

09.12.1998

60н

12

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02

19.11.02

114н

13

Приказ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-6-06/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”

21.01.2002

БГ-6-06/25

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

14

Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ

20.12.2000

 БГ-3-06/447

15

Приказом МНС РФ “Об  утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 “Налог на прибыль  организаций ” части второй Налогового кодекса РФ

26.02.2002

БГ-3-02/98

16

Приказом МНС РФ “Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль”,

29.12.2001

БГ-3-02/585

17

Постановление Правительства  РФ «Об утверждении федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности

23.09.2002

696

18

Постановление Правительства  РФ «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

04.07.2007

405

Внутренняя  нормативная база

п/п

Наименование документа

1

2

1

- Положение  об учетной политике организации, 

- расчеты,  справки, сведения,

- договоры с контрагентами,

- протоколы решений  общего собрания учредителей,  акционеров,

-протоколы решений  совета директоров,

- приказы исполнительной  дирекции,

 учредительные  документы, протоколы собраний  учредителей;

- приказы,  распоряжения

2

Первичная документация для расчета налогооблагаемых баз:

- унифицированные  документы, служащие основанием  для отражения в учете операций  по продаже (оказанию) услуг, по  учету затрат на производство (оказание)  услуг и другие первичные  документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций,

- отчеты  кассира с приложенными первичными  документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.),

- выписки  банков по рублевым и валютным  счетам с приложенными первичными  документами (счета, платежные поручения, авизо и др.),

- платежные  поручения, счета-фактуры, накладные,  приходные и расходные кассовые  ордера, авансовые отчеты подотчетных  лиц

3

Регистры синтетического и аналитического учета:

-главная книга;

- журнал хозяйственных операций;

- журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 20,26, 68, 90, 91, 99 и др.,

- оборотно-сальдовые  ведомости по счетам 20,26, 68, 90, 91, 99 и др.

4

Финансовая (бухгалтерская) отчетность:

- форма № 1 «Бухгалтерский  баланс»;

- форма № 2 «отчет о прибылях и убытках»;

- пояснительная записка

5

Регистры налогового учета, первичные налоговые документы (счета-фактуры и др.), налоговые  расчеты, декларации по налогам


1.2 Цель, задачи  аудита учета расчетов с бюджетом  по налогу на прибыль

Целью аудита учета расчетов с бюджетом в ООО «Магазин №4»  является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности  перечисления в бюджет налога на прибыль. По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

  • правильность определения налогооблагаемой базы;
  • правильность применения налоговых ставок;
  • правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;
  • правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;
  • правильность составления налоговой отчетности [9, с.349].

Задачи могут быть расширены в зависимости от особенностей деятельности организации, в которой  осуществляется проверка и требований аудируемого лица.

Андреев В.Д. предлагает выделить следующие задачи проверки:

Независимо от организации  работ в ходе аудита расчета с бюджетом необходимо:

- Охватить все налоги, плательщиком которых является проверяемая организация, уделив особое внимание тем, удельный вес которых наибольший в общей величине уплачиваемых организацией налогов.

- Ознакомиться с актами  по результатам проверок организации со стороны налоговой инспекции за предшествующий год и перепиской организации с налоговой инспекцией (инспекциями).

- Ознакомиться с расчетами  по налогам. Убедиться в том, что все суммы, указанные в них, соответствуют данным бухгалтерского учета.

- Проверить полноту  и правильность определения облагаемого оборота.

- Проверить правильность  применения ставок налогов и  других платежей.

- Убедиться в обоснованности  применения налоговых льгот.

- Проверить правильность  ведения бухгалтерского учета по налогам; соответствие организации синтетического и аналитического учета требованиям налогового законодательства.

- Удостовериться в  том, что расчеты (декларации) по налогам своевременно представляются в налоговую инспекцию; налоги уплачиваются своевременно и в полном объеме [8, с.328].

1.3 Экономическая сущность налога на прибыль

Государство может  воздействовать на ход экономической  жизни, лишь  располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует  система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой  системы государство активно влияет на рынок, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и «угнетению» других.

В современном  государстве для мобилизации  средств в бюджет применяется  сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор  и около 20  лицензионных видов деятельности).

Причины такой  множественности заключаются в  различиях источников (зарплата, дивиденды  по акциям, арендная плата, другие формы  дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Множественность налогов позволяет в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя  психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение  формируются фонды, за счет которых  государство:

– финансирует  некоторые расходы на простое  и расширенное воспроизводство  в хозяйстве;

– финансирует социальные программы – пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

– обеспечивает оборону и безопасность;

– содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной  власти и управления;

– предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и  основная функция налогов – служить  источником средств для государственной  казны: государственного бюджета и  других денежных фондов государства.

Вторая функция  налогов в рыночной экономике  – служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью  равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся  в  одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция  налогов в рыночной экономике  – быть средством облегчения жизни  малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов – по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в  странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные  объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными    платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату  пенсий  и  пособий  по  линии  социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.

Информация о работе Аудит налогов