Государственный бюджет Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств. Для достижения данной цели будем рассматривать решение следующих задач: - исследование теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета. - ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны. - проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………
6
1.1 Экономическая сущность сектора сельского
хозяйства…………………………………………………………………………
6
1.2 Структура сектора сельского хозяйства …………………........................ 9
1.3 Финансы предприятияй сельского хозяйства …………………………….. 11
2 АНАЛИЗ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФИНАНСОВЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………
18
2.1 Анализ состава и динамики сектора сельского хозяйства……………. . 18
2.2 Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций в период с
2011-2012 гг………………………………………..
26
3ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ...………………………………………………….
33
Заключение………………………………………………………………….. 37
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

С.

Введение…………………………………………………………………….

4

   

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………

 

 

6

1.1 Экономическая сущность сектора сельского хозяйства…………………………………………………………………………

 

6

1.2 Структура сектора сельского хозяйства …………………........................

9

1.3 Финансы предприятияй сельского хозяйства ……………………………..

11

   

2 АНАЛИЗ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………

 

 

 

18

2.1 Анализ состава и динамики сектора сельского хозяйства……………. .

18

2.2 Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций в период с 2011-2012 гг………………………………………..

 

26

3ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ...………………………………………………….

 

33

   

Заключение…………………………………………………………………..

37

Список  использованных источников………………………...….

39

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С самого давнего  времени, когда только образовалось первое государство, любой стране нужна была  защита её собственностей и внутренней безопасности. В этот самый период можно сказать и появляется бюджет, с целью затрат на какие-либо конкретные нужды. Через разные системы, как, например, таможенные пошлины, налогообложение, страна начала получать доходную часть бюджета или доходы. На сегодняшний день мы не можем сказать, что государственный бюджет собирает деньги просто для того, чтобы  расходовать их на разные социальные программы и т.д. Государство сегодня выполняет очень важные функции: регулирует в стране с помощью бюджетной политики макроэкономических процессов .

При помощи балансировки в расходах и доходах, государство  в стране может существенным образом  влиять на экономический рост. При  этом  большое влияние на ВВП даёт фискальная политика , в отличие от кредитно-денежная политики. Свидетелем этого являются мультипликаторы государственных расходов, налогов в сравнении с денежным мультипликатором.

Пожалуй, расходы  бюджета являются,  главной категорией в изучении государственного бюджета. Денежные средства, ведь именно для этого, и консолидируются в данный фонд.

Данная курсовая работа рассматривает вопрос: «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в  Республике Беларусь». Нельзя не согласиться с актуальностью данной темы , так как нестабильное положение государственного бюджета чувствует на себе каждый гражданин нашего государства: исходя из своей заработной платы; по развитию уровня образования, охраны правопорядка, культуры и многих разных других сфер, напрямую зависящих от государственной казны. Также, можно сказать, что среди сотен разных законов, указов, декретов, распоряжений и поступлений, можно выделить один законодательный акт, из года в год он принимается и определяет  нашу  жизнь на ближайшие 12 месяцев. Этот законодательный акт, касается каждого из нас, но с ним мало у кого хватает сил и ума  ознакомиться.  Главным финансовым документом страны является закон о бюджете. И если каждый из нас все таки удосужится ознакомиться то он поможет сделать удивительные открытия: насколько и кто будет жить лучше или хуже в ближайшем времени.

Объектом исследования курсовой работы являются расходы республиканского бюджета.

Предметом исследования данной работы выступает государственный бюджет в разрезе его расходной части за последние три года.

Целью исследования курсовой работы является анализ использования  финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Для достижения данной цели будем рассматривать  решение следующих задач:

  - исследование  теоретических аспектов организации  расходной части государственного  бюджета.

  - ознакомление  с нормативно-правовой базой,  регулирующей порядок использования  финансовых ресурсов бюджета  страны.

  -  проведение  анализа состава,  структуры и  динамики расходной части   республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

  - проведение  анализа состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита за 2009 –2011 г.

  - предложение  рекомендаций по совершенствованию  механизма использования финансовых  ресурсов государственного бюджета.

Главным нормативно-правовым документом, законодательно закрепляющий перечень, порядок формирования и использования финансовых ресурсов республиканского бюджета, считается Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2008 год».

  Данная работа основывается на изучении теоретических исследований, монографий таких авторов, как Мультан Г.К., Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Сорокина Т.В., Плотницкий М. И. и др., а также периодических изданий. Аналитическая часть курсовой работы базируется на статистическую информацию, представленную Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.

В первой главе  курсовой работы рассматриваются понятие  и экономическая сущность государственного бюджета, представлены теоретические  аспекты организации расходной  части государственного бюджета, исследованы  основные направления их использования, изучены возможные источники финансирования расходов государственного бюджета, а также  бюджетного дефицита.

Во второй главе  данной работы исследуется анализ состава, структуры и динамики расходной  части республиканского бюджета и источников финансирования республиканского бюджета за последние три года.

В третьей главе  автором курсовой работы предложены основные направления совершенствования  механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета  Республики Беларусь, рассмотрено и проанализировано применения предлагаемых рекомендаций на практике.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ  ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

    1. Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

 

На самых первых стадиях развития общества государство было в состоянии превалирующую часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, различных сооружений и т.д. оплачивать за счёт поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Войны играли важную роль в пополнении государственной казны. В этот период времени принудительные сборы с граждан собирались лишь в самых исключительных случаях.

При феодализме же, нужды правителей сначала воздавались за счет доходов от собственных имуществ, но с ростом расходов со своих подданных устанавливались обязательные подати. Монархи же могли основную часть собранных средств не контролируя расходовать в своих интересах [2, с. 52].

Товарно-денежные отношения начали развиваться с ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена разных продаж. В этих условиях возникает возможность возрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими различными сборами товаропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы были направлены не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержание отдельных слоев населения, а также на развитие промышленности, транспорта, образования, торговли и здравоохранения [3,c. 68].

Для обоснования  потребности в ресурсах, их точное направление, пояснение возможности финансового обеспечения государственных расходов, создаются и составляются отдельные сметы доходов и затрат[ 5,с. 79] .

Чем выше сложность процесса изъятия государством части общественного продукта и перераспределить его, тем ещё труднее управлять этим государством [8, с. 122].

Бюджет получает своё название только лишь в конце 17 века в Англии (с англ.- сумка), где начинается попытка составления  единой общей сметы доходов и расходов [2,с. 143].

В России в 1654 году появляются первые упоминания об общей смете доходов и расходов государства. Но при разработки такого важного, главного документа, как государственная общая смета доходов и расходов, осуществляется нерегулярно. Только уже при Петре I создаётся коллегия для управления финансовыми делами государства. Однако, лишь в 1812 году бюджет России начинает ежегодно разрабатываться, после того как образовывается Министерства финансов [6, c. 34].

К концу 18 - начале 19 века свои бюджеты имели почти все государства Европы, в них представлялись доходы и расходы на нынешний год. Говорить об экономическом потенциале государства могли тогда, когда был представлен размер бюджета, его структура и сбалансированность, вместе с тем говорили о состоянии его финансовых ресурсов и платежеспособности [6, c. 56].

Первые бюджеты  во многих странах, таких как: Россия, Англия, Франция и др. были строго конфиденциальны. Прикрывая интересы господствующего класса, буржуазия пыталась утаить некоторые расходы, потому допускалась фальсификация отдельных статей, сокрытие негласных затрат, в большинстве случаев использовались средства целевых фондов, дополнительно создаваемых резервов [6, c. 23].

Объективные и субъективные факторы бюджета влияют на его содержание. К объективным факторам можно отнести: уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, оказывающие главное последнее воздействие на сущность бюджета; экономические и социальные, природные особенности любой страны, традиции каждой страны, развитие на данном историческом этапе. Несомненно, что государственный бюджет каждой страны имеет свои, у каждой страны они по-своему хороши национальные особенности [7, c. 165].

К субъективным факторам можно отнести: политику правительства, тип государства, приоритеты развития каждой страны, внутреннюю и внешнюю экономическую ситуацию и др. [10, с. 54].

Бюджеты каждой страны при своём общественном строе в одном историческом периоде представляют одни и те же черты по структуре доходов и расходов, назначению бюджета. Аккумуляция денежных средств в государственную казну, является главным назначением бюджета которая выполняет функций государства. Перераспределение национального дохода осуществляется также при помощи государственного, осуществляющее удовлетворение потребностей общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, внутренней и внешней безопасности, правопорядка. Главную, важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов играет бюджет, также в развитии социальной сферы усовершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных и региональных пропорций [3, c. 46].

Существует  много понятий бюджета. Это можно объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая категория, также основной финансовый план государства, централизованный фонд финансовых ресурсов, инструмент государственного регулирования и наконец, как закон, обязательный для выполнения всеми участниками бюджетных отношений.

Если говорить о Республики Беларусь, то в Бюджетном Кодексе "государственный бюджет" определяется как "план по формированию и использованию денежных средств для обеспечению реализации задач и функций государства". Как самостоятельные части, в бюджетную систему Республики Беларусь включаются: республиканский и местные бюджеты [3, c 13].

По своей экономической сущности, государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юр. и физ. лицами в связи с созданием, распределением и использованием фонда общегосударственных денежных средств. Исходя из бюджета, государство имеет возможность сосредотачивать свои финансовые ресурсы на главных, решающих участках экономического и социального развития [2, c. 36].

 Бюджет, будучи экономической формой, по своей сути существования настоящих, объективных отношений, выполняет своё специфическое общественное значение – по удовлетворению нужд и потребностей общества, его государственно-территориальных структур, может быть рассмотрен в качестве самостоятельной экономической категории [6, c. 135].

К числу  особенностей экономической категории относятся следующие:

- особой экономической формой перераспределительных отношений является государственный бюджет, которая вязана с обособленной частью национального дохода государства и использованием данной части с целью удовлетворения нужд и потребностей общества и (или) отдельных его государственно-территориальных формирований;

Информация о работе Государственный бюджет Беларуси