Административные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 06:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ действующих нормативных положений, рассмотрение существующей практики об административных наказаниях.
Для реализации поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
Рассмотрено понятие административной ответственности и проанализированы его отличия от других видов ответственности
Описан состав административного правонарушения
Рассмотрено административное наказание как мера административной ответственности и его виды
Проанализированы цели и функции административных наказаний
Рассмотрены обстоятельства, исключающие административную ответственность
Проанализированы особенности исполнения административных наказаний и изложены предложения по улучшению качества исполнения административных наказаний.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности 8
1.1. Понятие административной ответственности, отличие ее от других видов юридической ответственности 8
1.2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Состав административного правонарушения 13
1.3. Административные наказания как мера административной ответственности. Их виды 27
Глава 2. Административные наказания и общие правила их назначения 35
2.1. Понятие, цели и функции административных наказаний 35
2.2. Основания применения отдельных видов административных наказаний 40
2.3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность 53
2.4. Особенности исполнения административных наказаний 58
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение 1. 81
Приложение 2. 82
Приложение 3. 83

Вложенные файлы: 1 файл

Административные наказания. Понятие, цели и функции (дип) 228.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

    Разъяснения по данному вопросу давал также  и Пленум ВАС РФ в Постановлении  от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях" (п. 18). Так, он указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

    Таким образом, самостоятельное устранение юридическим лицом после составления административным органом протокола об административном правонарушении, но до рассмотрения дела об административном правонарушении может быть учтено административным органом в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

    Таким образом, обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    1. Особенности исполнения административных наказаний
 

    Исполнение  постановлений - заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Выделение норм об исполнительном производстве в специальном разделе КоАП обусловлено особенностями этой стадии.

    При исполнении постановления о назначении административного наказания в  виде предупреждения судьей, органом, должностным лицом, вынесшими решение по делу, вручается копия постановления, т.е. совершается одно, а не несколько действий. Таким образом реализуется этап фактического приведения постановления в исполнение. Кроме того, этот этап может реализоваться не только благодаря действиям субъектов, но благодаря наступлению определенных правовых последствий. Например, постановление, не вступившее в законную силу, как правило, не может быть обращено к исполнению.59

    Согласно  п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.04.2011 N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве"60 в ч. 1 ст. 31.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях слово "года" заменено словами "двух лет". Таким образом, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

    На  стадии исполнения завершается производство, исполняются принятые по делам постановления, решения. Появляется достаточное количество этапов, в которых участвуют новые  субъекты производства, действуют особые принципы. Стадию исполнения постановления можно разделить на четыре этапа:

    - возбуждение дела и доведение  постановления до сведения нарушителя, если в деле нет документа,  подтверждающего ознакомление нарушителя  с принятым постановлением или  решением, разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления (отсрочка, рассрочка, приостановление или прекращение исполнения постановления);

    - обращение постановления к исполнению (возбуждение дела об исполнительном  производстве и направление постановления  в орган, должностному лицу, которые уполномочены приводить постановления, решения в исполнение);

    - приведение в исполнение постановления  (решения);

    - окончание исполнения постановления  (решения).

    По  мнению некоторых авторов, такие  суждения не совсем верны, поскольку исполнение постановления по делу указанной категории начинается с этапа вступления постановления в законную силу, который завершает стадию рассмотрения дела. И только после этого начинается стадия исполнения постановления. Следовательно, такой этап к стадии исполнения не относится, тем более что в Кодексе указано, что еще на стадии рассмотрения возможен пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. 30.11 КоАП).61 Возникает вопрос: как исполнить постановление о назначении наказания в виде предупреждения, административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения, административного ареста, дисквалификации, административного приостановления деятельности немедленно без вступления постановления в законную силу? Ответ на него дают ст. ст. 32.1, 32.3, 32.8, 32.11, 32.12 КоАП, регламентирующие порядок исполнения этих видов наказаний. В статьях оговариваются исключения, при которых постановление по делу об административном правонарушении исполняется немедленно после его вынесения.

    Многие  ученые считают, что административное право носит прежде всего управленческий, императивный характер, использует метод  власти и подчинения, возможность  административного принуждения, усмотрения должностных лиц в рамках закона. Эту позицию ученых подтверждают положения ч. 1 ст. 32.8 КоАП. Например, такое наказание, как административный арест, может применяться без обжалования или протеста в порядке исключения.62

    Институт  обжалования служит надежной системой сдержек и противовесов практически  на всех стадиях производства по делам  об административных правонарушениях. Стадии исполнения и пересмотра постановлений не следуют в процессе одна за другой, а могут существовать одновременно.

    Постановление по делу об административном правонарушении как акт управления может вступать в силу немедленно после вынесения  и подлежит исполнению именно с этого  момента, т.е. отсюда и начинается стадия исполнения.

    Стадия  же пересмотра постановлений, как факультативная, может возникнуть в любой момент: не только в течение установленного законодателем 10-дневного срока, но и позже. Появившись, она "включается" в стадию исполнения, что выражается в правовых последствиях - от приостановления стадии исполнения до завершения стадии пересмотра. Это первая из существенных особенностей стадий производства по делам об административных правонарушениях. Вступая в законную силу, постановление о назначении наказания дает правовую основу началу разрешения вопросов, связанных не только с его рассмотрением, но и исполнением. Вторая особенность исполнения постановлений состоит в том, что они, будучи исполненными сразу же после вынесения без вступления в законную силу, могут быть опротестованы прокурором или обжалованы в соответствующий суд.

    Слышалов  И. В. в своей диссертации предлагает ч. 2 ст. 31.2 КоАП изменить и сформулировать следующим образом: «Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, предусмотренных законом, в случае если лицо, подлежащее административной ответственности, согласно с принятым решением».63

    Если  указанное лицо оспаривает принятое решение и ходатайствует о  его пересмотре, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают немедленное исполнение наказания в виде административного ареста, выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, административного приостановления деятельности". Аналогичные изменения необходимо внести в ст. 31.6 КоАП, в которой регламентируется порядок приостановления исполнения постановления о наказании.

    Законодатель  предусмотрел процедуру приостановления исполнения административного наказания только в том случае, когда протест на вступившее в законную силу постановление по делу выносят прокуроры (их заместители) субъектов Федерации, Генеральный прокурор России и его заместители. Последнее, как это ни странно, не распространяется на исполнение наказания в виде административного ареста. Что же касается жалобы иных заинтересованных лиц, то такого основания для приостановления исполнения постановления в действующем законе нет. Ранее аналогичная норма КоАП РСФСР предусматривала такую возможность. Возникает очевидное противоречие. С одной стороны, согласно ст. 31.3 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу, а с другой - постановление необходимо исполнить немедленно (ст. 32.8), без предоставления гражданину права на обжалование. Если буквально понимать смысл ст. 31.1 КоАП, то постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если постановление или решение по жалобе, протесту не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования, или немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту. Постановление мирового судьи или районного суда (судьи) под последнее требование не подпадает.

    Очевидно, что указание статьи Кодекса - исполнить  постановление немедленно - противоречит как Конституции РФ, так и уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному  законодательству. По общему правилу в целях защиты прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, в срок назначенного административного ареста надлежит засчитывать срок фактического административного задержания. Однако в деятельности органов внутренних дел бывают ситуации, когда правоприменитель не учитывает срок, в некоторых случаях значительный, примененного к правонарушителям административного задержания. Следовательно, срок нахождения правонарушителя под арестом может быть необоснованно продлен.

    В определенной степени немедленное исполнение наказания, находило свое объяснение, когда административный арест применялся в основном за мелкое хулиганство, бродяжничество, к лицам, злостно нарушающим общественный порядок.

    Кроме того, по ранее действующему законодательству постановления, выносимые судьями районных судов, были окончательными и не подлежали обжалованию. Сегодня закон до окончания установленного срока или рассмотрения жалобы считает постановления не вступившими в законную силу. Следовательно, исполнение подобных постановлений нельзя признать правомерным. Справедливо отмечают некоторые ученые, что для обеспечения качества и своевременности исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности некоторые ученые считают необходимым разработать самостоятельный Административно-исполнительный кодекс или Административно-процессуальный кодекс РФ.64

    Возможность исполнить наказание немедленно после вынесения неподлежащего  обжалованию решения возникает, если решение по жалобе или протесту принял Высший Арбитражный Суд РФ, так как решение вступает в законную силу немедленно, с момента его принятия. Моментом принятия решения следует считать объявление его судом лицам, участвующим в деле. Если же решение принято арбитражным судом субъекта Федерации, то момент вступления его в законную силу зависит от того, было оно обжаловано в апелляционном порядке или нет. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента, когда вынесено постановление апелляционной инстанции. Решение второй судебной инстанции также считается окончательным, и после его вынесения постановление по делу вступает в законную силу немедленно. Не подлежат кассационному обжалованию или опротестованию и решения Верховного Суда РФ, поэтому они вступают в законную силу немедленно после провозглашения. В дальнейшем постановление по делу может быть опротестовано в порядке надзора Генеральным прокурором РФ или его заместителями, а также прокурором субъекта Федерации или его заместителями. Такая процедура создает немало проблем. Должностные лица лишены права обжаловать подобные решения и вынуждены, как и другие заинтересованные лица, обращаться с жалобой в прокуратуру. В итоге увеличивается объем работы должностных лиц и затрудняется возможность обжаловать решения и реализовать право на защиту.

    Дополнительным  барьером в осуществлении права  граждан на обжалование действий и решений должностных лиц  стало разъяснение Пленума Верховного Суда, данное им в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 г. В нем, в частности, оговаривается порядок применения ст. 30.9 КоАП. Согласно разъяснению, жалоба на решение мирового судьи может быть рассмотрена только вышестоящим районным судом. Решение последнего - окончательное. При обжаловании решения районного суда гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в областной суд. Решения районного или областного судов считаются окончательными и могут быть пересмотрены только после их вступления в законную силу. В дальнейшем постановление по делу может быть опротестовано прокурором субъекта РФ или его заместителями, что не облегчает, а, наоборот, усложняет работу правоохранительных органов, защиту законных прав и интересов граждан.

    Полагаем, что повысить эффективность действующего законодательства можно, если в ст. 30.11 КоАП "Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов" внести изменения и дополнения. В частности, предоставить право приносить протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении районным и городским прокурорам и их заместителям. Полномочия прокуратуры по вынесению протеста на решения по результатам рассмотрения жалобы или протеста можно оставить без изменений.

Информация о работе Административные наказания