Административные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 06:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ действующих нормативных положений, рассмотрение существующей практики об административных наказаниях.
Для реализации поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
Рассмотрено понятие административной ответственности и проанализированы его отличия от других видов ответственности
Описан состав административного правонарушения
Рассмотрено административное наказание как мера административной ответственности и его виды
Проанализированы цели и функции административных наказаний
Рассмотрены обстоятельства, исключающие административную ответственность
Проанализированы особенности исполнения административных наказаний и изложены предложения по улучшению качества исполнения административных наказаний.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности 8
1.1. Понятие административной ответственности, отличие ее от других видов юридической ответственности 8
1.2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Состав административного правонарушения 13
1.3. Административные наказания как мера административной ответственности. Их виды 27
Глава 2. Административные наказания и общие правила их назначения 35
2.1. Понятие, цели и функции административных наказаний 35
2.2. Основания применения отдельных видов административных наказаний 40
2.3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность 53
2.4. Особенности исполнения административных наказаний 58
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение 1. 81
Приложение 2. 82
Приложение 3. 83

Вложенные файлы: 1 файл

Административные наказания. Понятие, цели и функции (дип) 228.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

       Оглавление 

       Введение

 

    Актуальность темы исследования. В XXI в. законодательство об административной ответственности бурно развивается. Был принят новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП)1. С 1 июля 2002 г. в него внесено более 120 поправок. За это время все субъекты РФ приняли законы (кодексы) об административных правонарушениях. Были внесены поправки в систему административных наказаний, увеличены размеры таких наказаний, как штраф, лишение прав, дисквалификация. Значительно увеличилось число составов административных правонарушений и количество субъектов, привлекаемых к административной ответственности. Большие изменения внесены в четвертый раздел КоАП "Производство по делам об административных правонарушениях" (ст. ст. 28.7, 29.10, 30.5 и др.). Можно согласиться с Н.Г. Салищевой в том, что "основные принципы административной ответственности, нашедшие закрепление в нормах КоАП, доказали свою жизненность и стабильность"2.

    Административные  наказания признаются разновидностью административного принуждения.3 От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в соответствии с детально урегулированной правом процедурой. Важен и формальный момент - административными наказаниями могут считаться только те меры, которые названы и охарактеризованы в законе (ст. ст. 3.2 - 3.12 КоАП).

    Однако  сегодня можно говорить о том, что существующий перечень административных наказаний не удовлетворяет потребностям времени, так как перестали учитывать реалии  времени  и фактически утратили силу. Несмотря на многочисленные изменения и дополнения, которые вносились и вносятся в КоАП, он являлся устаревшей юридической конструкцией, не отвечающей потребностям  современного российского общества.

    В связи с выше обозначенными существующими  проблемами в административном праве  сейчас весьма актуально разобраться в таком институте как административные наказания.

       Целью выпускной квалификационной работы является анализ действующих нормативных положений, рассмотрение существующей практики об административных наказаниях.

       Для реализации поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:

  1. Рассмотрено понятие административной ответственности и проанализированы его отличия от других видов ответственности
  2. Описан состав административного правонарушения
  3. Рассмотрено административное наказание как мера административной ответственности и его виды
  4. Проанализированы цели и функции административных наказаний
  5. Рассмотрены обстоятельства, исключающие административную ответственность
  6. Проанализированы особенности исполнения административных наказаний и изложены предложения по улучшению качества исполнения административных наказаний.

       Объектом  исследования являются правоотношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

       Предметом исследования явились Кодекс об административных правонарушениях РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующих административные правонарушения, труды российских ученых в этой области, а также существующая судебная практика.

       При исследовании основных положений об административных наказаниях применялись общенаучные и частные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, наблюдение, а также сравнение реальной практики с требованиями нормативно-правовых актов).

       Теоретической основой исследования выступают работы отечественных авторов по административному праву и арбитражному процессуальному  праву.

       Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

       Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности

    1. Понятие административной ответственности, отличие ее от других видов юридической ответственности
 

    Юридическая ответственность - важная часть правовой системы. Ей посвящены многие научные  работы правоведов. К сожалению, официального понятия юридической ответственности  нет.

    Профессор И.А. Алексеев предложил такое определение: "Юридической ответственностью называется применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления нарушенного правопорядка и (или) наказания лица, совершившего правонарушение"4. Бахрах Д.Н. это определение считает неудачным. «Меры правового принуждения применяются и к невменяемым лицам, и к свидетелям, которые не являются по повесткам в суд, и к лицам, помещаемым в приемники-распределители, а также во многих других случаях применения принудительных мер, которые не являются мерами юридической ответственности. Кроме того, в определении ничего не сказано о том, что существуют процессуальные нормы, четко регулирующие порядок привлечения к ответственности».5

    И.А. Галаган отметил, что под ответственностью "следует понимать конкретные меры государственного принуждения, применяемые уполномоченными на то органами государства и должностными лицами, содержащие государственное осуждение противоправных действий и выражающиеся в отрицательных для правонарушителя последствиях". В этом определении также не названа такая особенность ответственности, как четкий порядок привлечения к ней.

    Юридическая ответственность имеет ряд существенных признаков:

    - официальное осуждение виновного  и признание его деяния правонарушением;

    - применение к виновному установленных  правом санкций уполномоченными  субъектами власти;

    - регламентированный правом порядок.

    Исходя  из этих признаков Бахрах Д.Н. предлагает такое определение: "Юридическая  ответственность - это официальное  признание деяний правонарушениями и применение к виновным установленных законом санкций уполномоченными субъектами власти в закрепленном правом порядке".6

    Учитывая  особенности каждого вида юридической  ответственности и названные  выше общие признаки юридической  ответственности, можно без особого труда сформулировать понятия разных видов юридической ответственности (см. приложение 1), в том числе и административной.

    До  середины 20 века такая мера наказания, как административная ответственность  применялась довольно широко местными органами власти.7

    Административная  ответственность выражается в применении уполномоченным органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему правонарушение. В данном случае под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.8

    Но  признаки юридической ответственности видоизменяются по отношению к административной ответственности, помимо этого они характерны исключительно для данного вида ответственности.

    Юридическая ответственность характеризуется  определенными свойствами, а именно: она является средством (способом, механизмом) охраны правопорядка, состоит из реализации санкций правовых норм, а также реализуется в конкретных процессуальных формах.

    Попытаемся  охарактеризовать основные черты административной ответственности.

    Административная  ответственность - это юридическая  ответственность. Она может быть установлена как нормативно-правовыми актами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Из сказанного можно сделать вывод, что она имеет собственную нормативно-правовую основу9. Как отмечалось ранее, нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. Надо заметить, что в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами, что является также отличительной чертой указанного института. Рассматривая далее виды ответственности, укажем на то, что дисциплинарная и материальная ответственности устанавливаются законодательством о труде, локальными нормативными актами организаций, а также федеральными и местными законами, подзаконными актами, которые устанавливают характерные положения отдельных категорий рабочих и служащих. Стоит отметить, что для материальной ответственности также характерно регулирование гражданским законодательством, и в отдельных случаях - нормами административного права. Для гражданской ответственности характерно регулирование нормами только гражданского права. Она является имущественной и носит компенсационный характер.

    Применение  административной ответственности - всегда последовательный процесс. Применение административной ответственности  невозможно без факта административного правонарушения, а именно - конкретной санкции статьи, предусмотренной законодательством. Применение за уголовное преступление административной ответственности невозможно10, так как правовым основанием уголовной ответственности является преступление, а дисциплинарной - дисциплинарный проступок, при этом основанием материальной ответственности необходимо считать причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт, основанием гражданской ответственности – гражданско-правовой деликт.

    Данная характерная черта присуща исключительно административной ответственности, так как она может наступать как в результате нарушения административного законодательства, так и в случаях нарушения законодательства иных отраслей права.

    Также отличительной чертой административной ответственности можно назвать множественность правовых норм, которые призваны регулировать различные области российского права. Следует отметить, что правом привлечения виновных к административной ответственности обладают только специальные органы, уполномоченные на осуществление данных функций.

    Административная  ответственность может выражаться в назначении на виновного наказания. Как следствие применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Нормативными актами установлен полный перечень составов административных правонарушений.

    В статье 1.5 КоАП говорится о том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, помимо этого следует обратить внимание на тот факт, что КоАП устанавливает презумпцию невиновности лица, в отношении которого уже ведется производство по делу. И лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением административных правонарушений, предусмотренных главой 12.11 Так, например, суд, ссылаясь на ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, указал, что исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности и является обязательным12. На этот счет можно привести еще один пример из судебной практики - решение Арбитражного суда Пермского края от 24 ноября 2010 года по делу № А50-19893/201. Суд указал, что обязанность по доказыванию наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лежит на государственном органе, вынесшем постановление о привлечении к административной ответственности. Постановлением 17-го Арбитражного Апелляционного суда от 28 января 2011 года № 17АП-13367/2010-АК данное решение оставлено без изменения.13

Информация о работе Административные наказания