Административные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 06:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ действующих нормативных положений, рассмотрение существующей практики об административных наказаниях.
Для реализации поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
Рассмотрено понятие административной ответственности и проанализированы его отличия от других видов ответственности
Описан состав административного правонарушения
Рассмотрено административное наказание как мера административной ответственности и его виды
Проанализированы цели и функции административных наказаний
Рассмотрены обстоятельства, исключающие административную ответственность
Проанализированы особенности исполнения административных наказаний и изложены предложения по улучшению качества исполнения административных наказаний.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности 8
1.1. Понятие административной ответственности, отличие ее от других видов юридической ответственности 8
1.2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Состав административного правонарушения 13
1.3. Административные наказания как мера административной ответственности. Их виды 27
Глава 2. Административные наказания и общие правила их назначения 35
2.1. Понятие, цели и функции административных наказаний 35
2.2. Основания применения отдельных видов административных наказаний 40
2.3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность 53
2.4. Особенности исполнения административных наказаний 58
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение 1. 81
Приложение 2. 82
Приложение 3. 83

Вложенные файлы: 1 файл

Административные наказания. Понятие, цели и функции (дип) 228.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

    1.3. Административные  наказания как  мера административной  ответственности.  Их виды

 

    Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

    Административные  наказания — это разновидность  административного принуждения. От иных мер административного принуждения  они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические  цели, применяются в строго урегулированном  процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2—3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса. А такие, например, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; запрещение органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ транспортировки пищевых продуктов в случаях нарушений санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных федеральными административными правовыми актами и применяемых в административном порядке, не относятся к административным наказаниям. Порядок их применения не регулируется нормами КоАП РФ.

    Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

    В соответствии со ст. 3.2 за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    1) предупреждение;

    2) административный штраф;

    3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    5) административный арест;

    6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    7) дисквалификация;

    8) административное приостановление деятельности.

    Характеризуя "лестницу" административных наказаний, не каждый из исследователей приходит к выводу о заложенной в ней законодателем какой-либо закономерной последовательности. Например, отмечается, что "по расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести (строгости) каждого из наказаний в соотношении между собой"24. Представляется, что данная позиция справедлива, но лишь отчасти, поскольку при определении закономерности последовательности расположения видов административных наказаний в перечне необходимо прежде всего выявить тот критерий, который был положен законодателем в основу такой упорядоченности. Причем заметим, что степень суровости административного наказания может быть определена исходя из различных критериев, но не каждый из них возможно приложить к порядку перечисления в законе видов административных наказаний. Выстраивая перечень административных наказаний в КоАП РФ, законодатель в основу его построения положил степень суровости административного наказания в зависимости главным образом от "ценности" объекта его ограничительного воздействия.

    Приведенный перечень административных наказаний представляет собой не простую совокупность элементов, а взаимосвязанные части единого системного образования, построенного по определенным правилам.

    Свидетельством  системности административных наказаний  служит то, что всем им независимо от того, на какой ступени "лестницы" они находятся, присуща карательная природа. Кара25 - это правовой урон субъекту административно-противоправного поведения. Будучи административно наказанным, он претерпевает определенные страдания, лишения, ухудшение своего правового положения.

    Карательная направленность административных наказаний  прослеживается и в том, что применение любого из них влечет в качестве правового последствия одно и  то же состояние наказанности лица, в отношении которого оно назначено. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

    Карательность не является самодостаточным правовым свойством наказаний. Это лишь средство профилактического воздействия  в режиме общей и частной превенции.26

    Закрепленные  в ст. 3.2 административные наказания как систему характеризуют общие правила их назначения.

    Кроме вышеперечисленных признаков системы административных наказаний Жамбиева Е.М. называет такие признаки как статичность входящих в нее элементов, целостность, самодостаточность.27 Исходя из указанных признаков, она дает следующее определение системе административных наказаний – «это установленный законом императивный и исчерпывающий перечень видов административных наказаний, закономерно расположенных по степени их сравнительной тяжести, обладающих относительной стабильностью, единством оснований и правил назначения, преследующих карательно-профилактическую цель применения к конкретным субъектам административно-противоправного поведения».

    А автор Максимов В. И. предлагает следующее определение: «система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства».28

    Несмотря  на наличие фундаментальных, основополагающих признаков, система административных наказаний содержит в своем составе  довольно разнообразный и неоднородный по своим качествам перечень мер  административной ответственности. Поэтому Жамбиева Е.М. предлагает посмотреть на систему через призму определенных критериев, позволяющих обнаружить их своеобразие29.

    Согласно  официальной классификации административные наказания делятся по юридическим свойствам на два вида: основные и дополнительные.

    Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут устанавливаться  и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ). Эта классификация имеет большое правоприменительное значение, поскольку ею обусловлено принципиальное правило: за одно административное правонарушение может быть назначено основное или основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности.

    Дополнительное  наказание не может назначаться  самостоятельно, на что указано в  Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 530.

      Например, выдворение применяется как в виде основного, так и дополнительного административного наказания.

    К нарушениям, за которые предусмотрено  выдворение, относятся:

    - нарушения установленного порядка  режима пребывания;

    - нарушения правил въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ);

    - поступление иностранного гражданина  или лица без гражданства на  работу или заключение им договора  на выполнение работы (услуг) при  отсутствии надлежащего разрешения, выданного на его имя (ст. 18.10 КоАП РФ).

    Также конфискация может применяться в качестве основного и дополнительного административного наказания, например: конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства.

    Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ позволяет административные наказания классифицировать по порядку их установления. В соответствии с этим критерием меры наказания подразделяются на устанавливаемые: централизованно, т.е. на федеральном уровне (все элементы системы наказаний устанавливаются КоАП РФ), и децентрализованно, т.е. законами субъектов РФ могут устанавливаться только предупреждение и административный штраф.31

    Административную  ответственность помимо прочих особенностей отличает субъектный состав ее адресатов. Это обстоятельство не могло не найти отражения в системе административных наказаний. В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ к юридическим лицам могут применяться предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация, административное приостановление деятельности.32

    Специфика административных наказаний преломляется и через такой критерий, как  степень распространенности по кругу субъектов административно-противоправного поведения. Среди них можно выделить так называемые универсальные меры наказания, которые применяются ко всем или к подавляющему числу субъектов административной ответственности (предупреждение, административный штраф) и лимитированные наказания, т.е. применяемые к определенным субъектам административного правонарушения с соблюдением соответствующих ограничений. Так, возмездное изъятие и конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.6, ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ). К этой категории административных наказаний относятся также лишение специального права, дисквалификация.

    Существенно отличает одни административные наказания от других их содержание. Если взять за основу классификации этот фактор, то в системе административных наказаний легко можно обнаружить: морально-правовые меры, имущественные, ограничивающие личные свободы человека и гражданина, организационные33.

    В качестве критерия классификации мер административной ответственности также Жамбиева Е.М. предлагает использовать вид санкции применяемой нормы, в соответствии с которым административные наказания подразделяются на императивные и альтернативные. Альтернативные наказания представляют собой закрепленные в санкции нормы два или более основных административных наказаний, применение одного из которых исключает правовую возможность назначения другого. Закрепление же в санкции статьи одного основного административного наказания - свидетельство безальтернативности наказания, т.е. его императивности. Что же касается дополнительных административных наказаний, то в силу специфики юридических свойств их альтернативность или безальтернативность в санкции нормы рассматривается по отношению к самим себе (например, влечет... с конфискацией или без таковой).34 Примерами в подтверждение императивных наказаний можно назвать административный штраф (ст. 5.24), конфискацию (ч. 4 ст. 11.17), административный арест (ст. 20.25), дисквалификацию (ч. 2 ст. 5.27).

    Разнообразие  системе административных наказаний  придает реальная продолжительность их действия. С рассматриваемой позиции они могут быть единовременными и длящимися. К первой группе можно отнести предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискацию, административное выдворение. Ко второй - лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности.

    Продолжая градацию системы административных наказаний на виды, можно использовать такое основание, как "самобытность наказания", его неповторимость в  других правовых институтах юридической  ответственности. Административные наказания  в этом смысле можно поделить на: уникальные (например, предупреждение, административное выдворение) и популярные, имеющие место в системе, скажем, уголовных наказаний (штраф, арест).

    Изложенная  выше классификация отнюдь не претендуют на исчерпывающую завершенность. Эта проблема по-прежнему открыта для новых научных интерпретаций, ибо образование системы и создание действенного механизма ее функционирования - далеко не одно и то же.

Информация о работе Административные наказания