Цены и объем производства в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. В

Содержание

Введение 3
1 Основные черты и виды монополии 5
2 Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 15
3 Экономические последствия функционирования монополии 20
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

17.docx

— 123.42 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                       3

1 Основные черты и виды монополии                                                                       5

2 Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии     15

3 Экономические последствия  функционирования монополии                           20

Заключение                                                                                                                 25

Список использованных источников                                                                       27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История монополии достигает  глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но новейшая история  монополизма  начинается в последней  трети XIX столетия, особенно во время  экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято  называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений – кризисов и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю  свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти  проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого атрибута рынка, о котором  Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Проблема монополий в  экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика  или же распределительная.

Обычно положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, т.е. присутствует элемент монополизма  в ее поведении. Этот элемент накладывает  отпечаток на поведение фирмы  в отношении цены и объема выпуска  продукции. В данной теме рассматривается  монополизм абсолютный, другими словами, чистая монополия. Это противоположный  спектр рыночной структуры. Такая ситуация тоже, как и совершенная конкуренция, встречается редко. Но рассмотрение чистой монополии позволяет выяснить некоторые экономические закономерности функционирования рынка, которые ранее невозможно было обнаружить.

Цели  курсовой работы:

  • изучение основных понятий и характерных черт чистой монополии;
  • понять причины возникновения монополии и факторы, способствующие монополизации;
  • разобраться в механизме  функционирования чистой монополии, установлении цены  и объема выпуска продукции.

Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь  представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная  власть и какова социальная цена ее власти, каковы особенности ценообразования  в условиях чистой монополии.

Задачами курсовой работы являются

  • рассмотрение экономической сущности монополии, ее власти, издержек общества;
  • исследование условий максимизации прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования, исследование монополизма.

Разработкой данной темы занимались такие известные экономисты как: Э.Жд. Долан, Д. Линдсей, К.Р. Макконел, С.Л.Брю, Р. Пиндайк, Д.Рубенфельд, П. Самуэльсон, С. Фишер и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ

 

Монополии – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [3, c.75].

Монополия происходит от греческих  слов: «monos» – один, единственный и «pоleо» – продаю. В экономической теории абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этим термином обозначается и сама фирма – единственная в отрасли [18].

Примерами монополий в  РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.

В городах существуют специфические  монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2013 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в  том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.

Понятно, что, как и совершенная  конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более  замкнутых рынках, к примеру, в  маленьком городке, мы можем наблюдать  явление чистой монополии. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями [6, c.118].   

Количество конкурентов  во многом зависит от существования  различных барьеров, препятствующих вступлению новых фирм в отрасль. Эти барьеры есть не что иное, как факторы монополизации. К  ним относятся:

1) эффект масштаба. В некоторых  отраслях (производство стали, алюминия, автомобилестроение и др.) существующая  технология такова, что достигнуть  минимальных средних издержек  в долгосрочном периоде возможно  только при большом объеме  производства как в абсолютном значении, так и относительно доли рынка. Мелкие фирмы, которые попытаются войти в такую отрасль, не смогут получать прибыли и удержаться в отрасли в связи с тем, что не имеют возможности реализовать эффект масштаба и производить продукцию с меньшими или такими же средними издержками, как монополист. Возможно, что отрасль будет эффективна с точки зрения минимизации издержек в том случае, если весь объем производства будет сосредоточен на одном предприятии. Наличие двух и более производителей обусловит более высокие средние издержки у каждого из них, так как не будет полностью реализован эффект масштаба;

2) финансовые барьеры.  В некоторых отраслях, для того  чтобы иметь эффективное производство, необходимы крупные капиталовложения. Для этих целей достаточно  трудно изыскать финансовые средства, что и является барьером для  вступления новых фирм в отрасль;

3) патенты. В законодательстве  многих стран, в том числе  Беларуси, предоставляется правовая  охрана изобретению в течение  определенно­го времени, если  оно является новым, имеет изобретательский  уровень и промышленно применимо.  Изобретение является новым, если  оно неизвестно из уровня техники;  имеет изобретательский уровень,  если для специалиста явным  образом не следует из уровня  техники; является промышленно  применимым, если может быть изготовлено  и ис­пользовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении  и других отраслях народного хозяйства. Например, в США изобретателю предоставляется право контролировать рынок продукта в течение 17 лет, в Беларуси – 20 лет, что обеспечивает обладателю патента монопольное положение на рынке в течение времени его действия.

Крупная фирма имеет возможность  финансировать собственные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки или покупать патенты других фирм, что позволяет ей усилить свои рыночные позиции, вытеснить конкурентов  и стать монополистом. В мире известны такие фирмы, как General Motors, Xerox, Polaroid и другие, которые стали монополистами в результате обладания патентами.

4) лицензии – государство  может создавать барьеры для  вхождения фирм в отрасль путем  выдачи лицензий (разрешений) на  занятие определенными видами  деятельности. Таким образом, ограничение  вследствие этого предложения  товаров приводит к монополизации  этой отрасли. Например, производство  медицинских или ветеринарных  препаратов;

5) частная собственность  на важнейшие виды невозобновляемых природных или редких ресурсов. Так, например, фирмы по производству алюминия (Aluminum Company of America), никеля (Inco – Кана­да), бриллиантов (De Beers – ЮАР) обеспечили себе монопольное положение вследствие контроля над сырьевыми ресурсами – они не допускали к ним конкурентов;

6) нелегальные методы  борьбы с конкурентами (нечестная  конкуренция). Истории известны случаи, когда против соперников применялись такие методы борьбы, как лишение сырья, подвоза, сбыта, кредита, переманивание персонала, договоры с поставщиками ресурсов, банками, покупателями, объявление бойкота, использование демпинга, а также агрессивные действия против конкурентов. Эти методы обстоятельно описаны в работах Дж.А. Гобсона «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.), Н.И.Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.), В.И. Ленина «Империализм как высшая фаза капитализма» (1916 г.). В настоящее время такие методы законодательно запрещены, однако в некоторых странах они все же встречаются [10, c.92-94].

Особенность монопольной  цены заключается в том, что она  сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в  зависимости от того, кто ее формирует  — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в  обоих случаях  обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого  производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему  части продукта. Отличают монопольную  высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней  вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта [12, 187-201].

Монопольной цены складывается из следующих составляющих:

1) средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

2) обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

3) монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это  верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение  длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают  в отрасль других предпринимателей, которые в результате «ломают» монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение  других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.

Следует учитывать также  и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она  вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот  товар, на который  существует неэластичный спрос. Но и  в такой ситуации подорожание  продукции приводит к ограничению  ее потребления. Монополист имеет две  возможности: или применить небольшой  дефицит для удержания высокой  цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам [12, c.164-166].

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1) естественная;

2) административная;

3) экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1) деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении;

Информация о работе Цены и объем производства в условиях чистой монополии