Цены и объем производства в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. В

Содержание

Введение 3
1 Основные черты и виды монополии 5
2 Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 15
3 Экономические последствия функционирования монополии 20
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

17.docx

— 123.42 Кб (Скачать файл)

Графическая интерпретация метода MR = МС для случая монопольного производителя представлена на рисунке 3.

 

 

                       




                                                  A     MC


                                                                     ATC    


                                              B


                                                        E                                  

                                                     


                         0                                                               

 

Рисунок 2.3 – Определение оптимального объема производства для фирмы-монополиста методом MR-MC

 

Точка пересечения графиков MR и МС (точка Е) и ее параметр отражает оптимальный объем производства. Причем на данном рисунке и на рисунке выше количественно совпадут. Далее по графику определяем, по какой цене данный объем производства может быть реализован монополистом, это параметр точки А — . Проекция точки В на ось ординат () отражает величину средних валовых издержек, соответствующих объему Qopt Таким образом, валовой доход монополиста будет соответствовать площади прямоугольника O, а величина валовых издержек — площади прямоугольника OB. Прибыль рассчитаем следующим образом:

 

  (1)

 

что соответствует площади  заштрихованной фигуры. Или:

 

     (2)

 

При одних и тех же издержках  чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить  более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение  объема вызывает нерациональное использование  ресурсов, о чем свидетельствует  тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.

Ценовое регулирование может  привести к полному или частичному отказу монополистов от недоразмещения ресурсов с целью получения экономических прибылей. Социально оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются; цена, обеспечивающая справедливую прибыль, устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ

 

К основным негативным последствиям монополии принято относить:

  • завышение цены. Монопольная цена превышает тот уровень, который установился бы в условиях совершенной конкуренции. В краткосрочном периоде это уровень предельных издержек. В долгосрочном периоде – уровень средних издержек.

Завышение цены означает, что  монополист искусственно завышает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Соответственно наносится ущерб благосостоянию потребителей, которые покупают данную продукцию и тем потребителям, которые из-за повышения цены вынуждены отказаться от потребления данного товара.

  • занижение объема выпуска. Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции выпуск каждой отдельной фирмы наращивается до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продаваемого товара. У монополиста этот уровень выпуска не достигается, так как предельный доход падает быстрее цены. При монопольном выпуске предельная полезность товара оказывается выше предельных издержек. Такой выпуск нельзя признать эффективным. Некоторое количество ресурсов необоснованно высвобождается из данной отрасли и могло бы быть эффективно в ней использовано.
  • неэффективное использование привлеченных ресурсов. В долгосрочном

равновесии монополиста не обеспечивается эффективный масштаб, так как

в результате ограничения  сил конкуренции нет механизма, способствующего тому, чтобы долгосрочные средние издержки достигли минимума. Следовательно, привлеченные ресурсы  используются неэффективно.

  • завышение прибыли. Монополист получает экономическую прибыль в долгосрочном периоде, что экономически не обосновано, происходит за счет ущерба, нанесенного монополией благосостоянию потребителей и потенциальных конкурентов-производителей.
  • консерватизм в управлении и торможение внедрения достижений НТП.

При значительных входных  барьерах и отсутствии близких субститутов  снижаются стимулы к развитию производства, внедрению технических  новинок, выпуску новых товаров, снижению издержек, совершенствованию  качества [15, c.112-129].

Сравнение условий и результатов  хозяйствования при совершенной  конкуренции и монополии позволяет  прийти к двум основным выводам. Во-первых, используя рыночную власть, позволяющую  ограничивать силы «невидимой руки рынка», монополисты получают сверхприбыли путем перераспределения доходов  общества в свою пользу. Во-вторых, чистые монополии при достаточно высоких  отраслевых барьерах способны не только перераспределять доходы, они также  снижают благосостояние общества в  целом, нанося урон экономической эффективности.

Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.

Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках  выше минимальных, что указывает  на более низкую эффективность использования  ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком  высоким ценам, монополия ведет  к сокращению общественного благосостояния.

Допустим, что функция  спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рисунок 3.1).

 

 

 


                               P


                                                                            


                                                                             MC


                                                                   B


                                                                              D

                                                             MR


                                                                                              Q

Рисунок 3.1 – Монопольный выпуск

 

В этом случае монопольный  выпуск составит против конкурентного Q при соответствующих ценах и . Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В) + (А – C), что даст величину потерь, равную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (МС=АС) на уровне конкурентной цены (рис. 4) в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину, равную (P–)/2. В случае с монополией он сокращается до (P–)/2, а монопольная прибыль составит (–). Если монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу [14, c. 169].

Однако при монопольном  ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину, равную площади треугольника В, представляющей собой разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого груза» (W) и определяется как W – (∆Р∆Q) / 2, где ∆Р = Р – P., a ∆Q = Q – Q.

Определив относительную  величину монопольной надбавки к  цене d = ( – )/= ∆P/ и выразив через нее эластичность спроса Ed = (∆Q/Qk)/( ∆P/Pk) = (∆Q/Qk)/d, мы можем определить ∆Q = Edd и ∆Р = d. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W= QkPkEdd2 / 2.

Потери «мертвого груза» – не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции [11, c.216-226].

Хотя потери эффективности  из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано  это с тем, что, с одной стороны, чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии, а с другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда факторов, которые ограничивают реализацию их рыночной власти.

Монополия приводит не только к отрицательным последствиям – она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще  в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы, что свидетельствует о необходимости антимонопольного регулирования.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Фирмы-монополисты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.

В Республике Беларусь нынешняя система хозяйствования унаследовала экономику с высокой степенью монополизации. Поэтому на данном этапе  огромное значение имеет создание и  усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования монополистических  процессов и конкуренции, понимание  населением Республике Беларусь необходимости  экономических реформ в данной сфере.

 В настоящее время  антимонопольная политика направлена  на регулирование естественных  монополий, где действует Закон РБ «О естественных монополиях». Принимаются постановления, улучшающие эффективность работы закона. Также разрабатываются и претворяются в жизнь реформы, призванные снизить влияние естественных монополий на экономику республики. Об эффективности антимонопольного регулирования можно судить по проведению демонополизации в сфере искусственных монополий, в ходе которой происходило разгосударствление и разукрупнение. На сегодняшний день в РБ существует многокомплексный подход по выявлению и пресечению деятельности монополий во всех отраслях экономики.

 Антимонопольная служба  Беларуси еще очень молода, но  уже сделаны ее первые шаги  к нормализации ситуации по  данным проблемам, принят Указ  Президента № 499 «О некоторых  мерах по совершенствованию антимонопольного  регулирования и развитию конкуренции», перенимается опыт по улучшению  конкурентной среды и борьбы  с монополиями в развитых странах.  Республика Беларусь принимает  участие во всевозможных встречах  и конференциях, проводимых по  совершенствованию антимонопольного регулирования.

Информация о работе Цены и объем производства в условиях чистой монополии