Чистая монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, то, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.

Содержание

Введение
Характерные черты.
Причины образования.
Виды чистой монополии.
Спрос на продукт и предельный доход монополиста.
Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии в краткосрочный и долгосрочный период.
Решение задач
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РГР по микро.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. П.О. Сухого»

 

 

 

 

Кафедра

«Экономическая теория»

 

 

 

 

 

расчётно-графическая работа

по микроэкономике

Чистая монополия

вариант 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы УП-11

Новикова О. С.

 

Принял преподаватель

Фадина Т. В.

 

 

 

 

Гомель, 2012

cодержание

  

  Введение

  1. Характерные черты.
  2. Причины образования.
  3. Виды чистой монополии.
  4. Спрос на продукт и предельный доход монополиста.
  5. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии в краткосрочный и долгосрочный период.
  6. Решение задач

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, то, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея - идея максимизации прибыли - помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.

Монополии выделяют государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством  концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной  прибыли.

И те, и другие монополии можно охарактеризовать с точки зрения чистой монополии. Чистая монополия - тип отраслевого рынка, на котором:

1) одна фирма  продает уникальный продукт, не  имеющий близкого заменителя; 2) доступ  на рынок закрыт; 3) фирма-монополист  обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт. При чистой монополии ценовая конкуренция отсутствует или ограничена.

В настоящей  расчётно-графической работе рассмотрены  теоретические и практические аспекты  чистой монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характерные черты чистой монополии.

 

Единственный  производитель. Чистый или абсолютный, монополист-это отрасль, состоящая  из одной фирмы; единственный производитель  данного продукта или единственный поставщик ресурсов.

Нет близких  заменителей. Продукт монополии  уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

Диктуемая цена- отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она "соглашается с ценой". Контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения.

Вступление  в отрасль в условиях чистой монополии  заблокировано. В большинстве случаев  регулируемые государством предприятия  общественного пользования: газовые  и электрические компании, водопроводная  компания, компания кабельного телевидения и телефонная компания - являются естественными монополиями.

Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Первая: немалый объем  экономической деятельности - может  быть, 5 или 6% ВНП - ведется в условиях, которые приближаются к чистой монополии. Вторая: изучение чистой монополии дает возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и олигополии. Эти две рыночные ситуации сочетают в различной степени черты чистой монополии и чистой конкуренции.

Отсутствие  конкурентов, которое характеризует  чистую монополию, в значительной степени  объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для  вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать  всю потенциальную конкуренцию.

 

  1. Причины образования.

 

Причины возникновения  и развития монополий связаны  с действием объективных экономических  законов, развитием производительных сил и существенными изменениями  в технологическом способе производства.

Во-первых, действие закона конкуренции. Закон конкуренции и каждая его функция подчинены достижению главной цели производства — максимизации прибыли.

Во-вторых, причиной возникновения монополии является действие закона концентрации капитала и производства.

Таким образом, конкуренция рождает концентрацию производства, а данная концентрация, на определенной ступени своего развития, приводит к монополии.

В-третьих, причиной создания монополии является процесс  централизации капитала.

Таким образом, концентрация и централизация капитала и производства создали объективную необходимость и возможность возникновения монополий, стали их экономическим основанием.

В-четвертых, причиной возникновения монополий стала  трансформация индивидуальной частной  собственности.

В-пятых, экономические кризисы второй половины XIX в. стали фактором ускорения концентрации и централизации производства и создания на этой основе монополий.

 

  1. Виды чистой монополии

 

1.Естественные  монополии — они складываются  в результате действия естественным  образом действующих факторов.

 Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.

2.Монополии  опирающиеся на уникальные месторождения  природных ископаемых.

 Пример: «Инко»  — Аргентинская компания, добывающая 70% мирового никеля,  «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers – концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.

3.Монополии  контролируемые и регулируемые  государством — сети электро-  и тепло-снабжения, поскольку  предприятия работающие в этих  отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.

 Пример в  РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно  коммунальных услуг.

4.Закрытые монополии  — образуются, когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.

 Пример: предприятия  военно-промышленного комплекса,  фармацевтическая промышленность.

5.Открытые монополии  — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.

 Пример: французская  фирма «Dupont» была первой, кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» – впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы.

6.Географические  монополии — образуются в отдалённых  и географически изолированных  населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.

7.Технологические  монополии — образуются в связи  с особенностями применяемой  технологии, к примеру, городские телефоны.

 

  1. Спрос на продукт и предельный доход монополиста.

 

Монополист  сам определяет цену, исходя из цен  спроса. Общий доход монополиста  определяется TR=P*Q. Монополист может  изменять не только объем, но и цену. Он свободен только в выборе одного параметра, определяющего доход: либо цены, либо объема, но никак не того и другого вместе. Общий доход монополиста может расти и падать, а поведение монополиста зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе ему выгодны снижение цены и рост выпуска, при неэластичном – повышение цены и сокращение выпуска. Средний доход монополиста (AR=TR/Q=P) не является постоянным, он уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает. Предельный доход

MR=▲TR/▲Q не равно P. Монополист вынужден снижать цену на все единицы продукции. Каждая дополнительно проданная единица продукции приносит доход, к-ый меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR<P.

 Сравнивая  общий доход TC и общие издержки TC, монополист будет наращивать  выпуск до тех пор, пока разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной. Равновесный выпуск монополиста достигается при отсутствии прироста прибыли, т.е. MR=MC < P.

 В общем  виде мы можем записать: 1) когда  спрос эластичен, снижение цены  ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то  снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

 

  1. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии в краткосрочный и долгосрочный период.

 

Чистая монополия  определяет объем производства, максимизирующий  прибыль, исходя из издержек и спроса. Различия между чистым монополистом и чистой конкурентным продавцом  лежит на стороне рыночного спроса.

В условиях чистой конкуренции продавец встречается  с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину, то есть на постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Это означает:

1) Цена превышает предельный доход, то есть чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Так как предельный доход есть изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается. Предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигает максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

2) Монополист  диктует цену и объем производства. То есть монополист неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции произвести, то есть одновременно выбирает цену и объем производства.

3) Максимизация  прибыли, то есть стремящийся  к прибыли монополист использует  то же логическое обоснование,  что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

 

  1. Решение задач

 

  1. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в такой рыночной структуре, как монополистическая конкуренция? Какие, с вашей точки зрения, формы конкурентной борьбы наиболее приемлемы для этой структуры??

Ответ:

потому что  монополисты не могут постоянно  снижать цену на продукты, т.к. фирма  должна получать нормальную прибыль, т.е. цена должна равняться средним издержкам, если цена будет выше, то получится  еще и экономическая прибыль  и у фирмы будет стимул продолжать деятельность.

 

  1. Для монополиста функция спроса на продукцию имеет вид Qd=44-0,5P, производственная функция Q=L0,5. Работники нанимают на конкурентном рынке труда по ставке заработной платы 9 ден. ед. определить количество работников, необходимых для максимизации прибыли фирмы.

Решение

Для совершенно конкурентного рынка труда MRP=W. Следовательно, MRP=9.

По формуле МP=TP’=Q’ находим MP из функция Q=L0,5 .

Исходя из MRP=MP*P находим Р.

   9=0,5*Р

    Р=18.

После этого  в функцию Qd=44-0,5P подставляем Р и находишь Qd.

    Qd=44-0,5*18,

    Qd=33,

Потом в Q подставляем Qd и получаем L.

Информация о работе Чистая монополия