Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить, что понимается под институтом уголовно-правовых средств борьбы с незаконным оборотом оружия.
Для достижения указанной цели необходимо будет в данной работе решить следующие задачи:
- исследовать оружие как объект правового регулирования;
- рассмотреть правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия

Содержание

Введение………………………………………………..…………..………………..………..…3
Глава 1. Оружие как объект правового регулирования......................................................4
§ 1 Новое в Законе "Об оружии"…………………………………………….……….…4
§ 2. Законные способы приобретения оружия…………….…………………..……….6
§ 3. Коллекционирование оружия: правовое регулирование и
организация контроля ………………………………………………………………….16
Глава 2. Правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия...........................24
§ 1. Ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ и взрывных устройств по новому УК РФ…………..…..…….24
§ 2. Квалификация незаконного оборота гладкоствольного охотничьего
оружия …………………….…………………………………………………………....34
§ 3. Преступления с использованием нетрадиционных видов оружия.
Криминологическая и уголовно-правовая характеристика………………………...39
Заключение…………………………………………..……………………………………….46
Список литературы……………………..……………………...............................................45

Вложенные файлы: 1 файл

НезакОборОруж.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)


Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………..…………..………………..………..…3

Глава 1. Оружие как объект правового регулирования......................................................4

§ 1 Новое в Законе "Об оружии"…………………………………………….……….…4

§ 2. Законные способы приобретения оружия…………….…………………..……….6

§ 3. Коллекционирование оружия: правовое регулирование и

организация контроля ………………………………………………………………….16

Глава 2. Правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия...........................24

§ 1. Ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов,

взрывчатых веществ и взрывных устройств по новому УК РФ…………..…..…….24

§ 2. Квалификация незаконного оборота гладкоствольного охотничьего

оружия …………………….…………………………………………………………....34

§ 3. Преступления с использованием нетрадиционных видов оружия.

Криминологическая и уголовно-правовая характеристика………………………...39

Заключение…………………………………………..……………………………………….46

Список литературы……………………..……………………...............................................45

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность противодействия вооруженной  преступности в значительной мере определяется правовым режимом обращения гражданского оружия, степенью его доступности населению, организацией контроля над ним.

Количество частного огнестрельного оружия колеблется от менее чем одного на 1000 человек населения (Тунис, Сингапур) до более чем 120 (ФРГ). Показатель по Финляндии - 400 единиц на 1000 человек. В этой стране, где около половины населения имеет огнестрельное оружие, а также в Германии, Дании, Швеции, Румынии и некоторых других странах нет запретов на владение длинноствольными и ручными типами гражданского огнестрельного оружия.

Зарубежные ученые, изучавшие связь  между уровнем вооруженности  населения и показателями его смертности от несчастных случаев и самоубийств, пришли к выводу, что доступность огнестрельного оружия гражданам повышает вероятность их гибели от насильственных преступлений.

Нападение с использованием пистолета  влечет убийство в 5 раз чаще, чем  то же действие с применением холодного оружия, - различие, связанное с так называемым эффектом технического превосходства.

В США право на владение оружием  регламентируется 2-й поправкой к  Конституции США. В ней сказано: "Поскольку для безопасности свободного государства необходима хорошо организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям". Между тем исследование оборота огнестрельного оружия в США подтвердило зависимость между количеством оружия у населения, практикой контроля за ним и применением его в преступлениях. Динамика применения оружия в преступлениях почти вдвое опережает рост самих преступлений.

По статистике, в семьях, владеющих  огнестрельным оружием, оно применяется  против одного из членов семьи в 6 раз чаще, чем в семьях, где его нет. По данным Национального союза по запрещению огнестрельного оружия, лица, владеющие оружием, в 6 раз чаще применяют его против родственников, соседей и знакомых, чем против грабителей и воров.

Исследования показывают, что, приобретая оружие, человек в 2,6 раза повышает вероятность погибнуть от него в своем доме; уровень самоубийств среди владельцев оружия в 4,8 раза выше, чем среди безоружных.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы определить, что понимается под институтом уголовно-правовых средств борьбы с незаконным оборотом оружия.

Для достижения указанной  цели необходимо будет в данной работе решить следующие задачи:

- исследовать оружие как объект правового регулирования;

- рассмотреть правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия.

Структура работы включает в себя введение, две главы, состоящие  из шести параграфов, заключение и список литературы.

 

ГЛАВА 1. ОРУЖИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ 1. Новое в Законе "Об оружии"

Недолгим был срок действия Закона Российской Федерации "Об оружии". Принят он был в мае 1993 г., введен в действие с 1 января 1994 г. А с 1 июля 1997 г. уже вступит в силу новый закон с аналогичным названием.

Необходимость столь частых изменений  в этой области законодательства некоторые специалисты объясняют серьезными изменениями, произошедшими за эти годы в политической, экономической, социальной и правовой сферах, обострением криминальной ситуации в стране и расширением нелегального оборота оружия. С ними можно согласиться, однако необходимо добавить, что ныне действующий Закон РФ "Об оружии", хотя и готовился не один год, был недостаточно продуман и слабо отвечал потребностям практики оборота оружия. А ведь только после 1 января 1994 г. граждане России на законных основаниях для целей самообороны и охоты приобрели более 3 млн. гладкоствольных охотничьих ружей. На сегодняшний день официально зарегистрировано примерно 900 тысяч владельцев газового оружия, только в Москве действуют 29 магазинов по его продаже. Трудно преувеличить потребность в эффективно работающем законе, регулирующем этот процесс "вооружения".

Новый закон "Об оружии" не только внес необходимые изменения и  дополнения в некоторые статьи действующей его редакции, но и ввел новые статьи и понятия. Он по-новому регламентирует механизм производства, продажи, приобретения, владения и применения оружия. Уточнен понятийный аппарат, определен порядок выдачи разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия.

В понятийный аппарат впервые включены определения "основных частей огнестрельного оружия", "патрона", "сигнального оружия". В отличие от действующего Закона, к понятию "оружие" теперь не будут относиться "основные части оружия, определяющие его функциональное назначение".

В новой редакции в разделе гражданского оружия выделена самостоятельная группа - оружие самообороны, увеличено количество относящихся сюда наименований. К данной категории законодатель отнес огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, огнестрельное бесствольное и газовое оружие, а также электрошоковые устройства и искровые разрядники. В действующем Законе к понятию "оружие самообороны" относится только газовое оружие самообороны1.

Расширен список и охотничьего  оружия. Теперь к охотничьему оружию отнесено не только огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное и пневматическое оружие, но и огнестрельное гладкоствольное с длиной нарезной части не более 140 мм, а также огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, и холодное клинковое. Кроме того, сюда включено также сигнальное и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой или с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых определяется Правительством РФ.

Отметим, что в новом Законе впервые  дается определение служебного оружия, под которым подразумевается "огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие". Для служебного оружия введены дополнительные ограничения. Так, "емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых металлов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации". Перечень служебного и гражданского оружия, в соответствии с Законом, утверждает Правительство РФ2.

Взамен понятия "боевое оружие", введено понятие "боевое ручное стрелковое и холодное оружие". Это изменение обусловлено тем, что теперь боевое ручное стрелковое и холодное оружие в соответствии с новым Законом могут использовать не только государственные военизированные организации, но и юридические лица с особыми уставными законами (Центральный банк РФ, в том числе и Российское объединение инкассации, сберегательный банк Российской Федерации и др.).

Утверждены новые ограничения, касающиеся оборота оружия. Так, например, запрещено ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного оружия и холодного оружия. В действующем Законе такое ограничение отсутствует.

Новым законом запрещается поступление  боевого стрелкового оружия и  боеприпасов в сферу гражданского и служебного обращения через частные охранные предприятия и службы безопасности.

Вводится ограничение для юридических  лиц, имеющих право торговли гражданским  и служебным оружием. Им запрещено совмещать в одном торговом зале продажу оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.

Охотничье огнестрельное оружие с  нарезным стволом смогут теперь приобретать  только те граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту (при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет)3.

Военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, сегодня имеющие право ношения и хранения огнестрельного оружия с нарезным стволом, по новому закону такого права лишены.

Среди новелл отметим, что введено  количественное ограничение на приобретение гражданами Российской Федерации охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия. Количество оружия этого вида не должно превышать 5 единиц.

Газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, сигнальное, а также холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане будут приобретать не свободно, а лишь на основании лицензии. Выдачу лицензий и разрешений на хранение и ношение оружия осуществляют органы внутренних дел.

Одним из серьезных новшеств является то, что снят запрет на приобретение и использование электрошоковых устройств и искровых разрядников физическими лицами, а также юридическими лицами с особыми уставными задачами. Это логичный шаг: ведь во время действия запрета никакой ответственности за его нарушение не было установлено. Теперь разрешено на законных основаниях приобретение (без получения лицензии и регистрации) электрошокового оружия самообороны - электрошоковых устройств и искровых разрядников, соответствующих требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам министерства здравоохранения и медицинской промышленности России. Правда, эти нормы предстоит еще определить. По законодательству других стран (США, Германии, Южной Кореи) напряжение электрошоковых устройств и искровых разрядников не должно превышать 60 кв.

Важно отметить, что теперь лица, впервые  приобретающие огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, обязаны по месту жительства пройти проверку знаний правил безопасного обращения с оружием по программе, которую определяет министерство внутренних дел Российской Федерации.

Существенно изменена ст. 24 Закона "Об оружии". Теперь граждане Российской Федерации могут применять только оружие, имеющееся у них на законных основаниях, и только для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Таковы общие характеристики нового Закона РФ "Об оружии". Несомненно, он позволит решить ряд важных задач, связанных с оборотом гражданского и служебного оружия. А для этого необходимо быстро разработать новые законодательные и подзаконные акты. Правительству РФ поручено до 1 февраля 1997 г. внести в Государственную Думу Федерального собрания РФ предложения об установлении административной ответственности за нарушение данного Закона, до 1 марта 1997 г. определить и утвердить размеры единовременных сборов, взимаемых при выдаче и продлении сроков действия лицензий, разрешений и сертификатов, а также определить порядок получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного огнестрельного оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Кроме того, предстоит переработка подзаконных актов, издаваемых министерствами Российской Федерации, для приведения их в соответствие с новым Законом.

§ 2. Законные способы приобретения оружия

Оружие в зависимости от целей  его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам, подразделяется на следующие виды: гражданское, служебное и боевое (ручное стрелковое и холодное).

Граждане в своей деятельности используют в основном гражданское  оружие. Поэтому другие его виды вследствие требований безопасности граждане покупать не могут. Служебное оружие используется только юридическими лицами с особыми уставными задачами, а боевое ручное стрелковое и холодное государственными организациями (военизированными и другими). Это связано с тем, что данные виды оружия обладают значительно большими тактическими возможностями и лучшей боеспособностью по сравнению с гражданским.

Граждане Российской Федерации  приобретают гражданское оружие в целях самообороны, для спортивных занятий и охоты. Поэтому гражданское оружие подразделяется на оружие самообороны, спортивное, охотничье, сигнальное и холодное клинковое.

Информация о работе Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия