Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 12:35, курсовая работа
Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых – на протяжении дошкольного детства ребенок вступает в разного рода контакты со взрослыми людьми, содержание общения его с окружающими изменяется.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования условий развития коммуникативных способностей дошкольников 7
1.1 Подходы к проблеме общения и коммуникативных
способностей дошкольников в концепциях
зарубежных и отечественных психологов 7
1.2 Развитие форм общения в онтогенезе 11
1.3 Особенности развития коммуникативных способностей
дошкольников 20
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование условий развития коммуникативных способностей дошкольников 23
2.1 Определение методов исследования и
организация эксперимента 23
2.2 Проведение констатирующего эксперимента и анализ
полученных результатов 25
2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных
способностей дошкольников 31
Заключение 38
Список литературы
Министерство образования и науки Удмуртской республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский
социально-педагогический
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине «Психология»
На тему: «Условия развития коммуникативных способностей у детей
старшего дошкольного возраста»
Специальность:
«Дошкольное образование»
Курс IV
Форма обучения: заочная
Выполнил студент:
__________________________
Руководитель учебной дисциплины «Психология»
__________________________
ИЖЕВСК, 2011
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования условий развития коммуникативных способностей дошкольников 7
1.1 Подходы к проблеме общения и коммуникативных
способностей дошкольников в концепциях
зарубежных и отечественных психологов 7
1.2 Развитие форм общения в онтогенезе 11
1.3 Особенности развития коммуникативных способностей
дошкольников 20
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование условий развития коммуникативных способностей дошкольников 23
2.1 Определение методов исследования и
организация эксперимента 23
2.2 Проведение констатирующего эксперимента и анализ
полученных результатов 25
2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных
способностей дошкольников 31
Заключение 38
Список литературы 42
Приложение
Введение
Проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка (Л. А. Венгер, М. И. Лисина, и др.). Потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В. С. Мухина и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка. Дефицит общения ребенка, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Данная проблема особенно важна на современном этапе в связи с гуманизацией дошкольного образования. Так, авторы «Концепций дошкольного образования» отмечают, что общение ребенка является основой его психического развития (ощущений, восприятия, мышления, памяти и др.) и личностного развития: потребности, эмоционально-волевой сферы, интересов и способностей, самосознания, самооценки, уровня притязаний и др.
Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых – на протяжении дошкольного детства ребенок вступает в разного рода контакты со взрослыми людьми, содержание общения его с окружающими изменяется. Именно общение, его содержание и коммуникативные способности являются одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей со взрослыми. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае же несоответствия (опережение или отставание) степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Знание условий развития коммуникативных способностей дошкольников помогут найти правильный подход к решению проблем общения, что и определило актуальность выбранной темы исследования.
Объект: процесс развития коммуникативных способностей дошкольника.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных способностей дошкольника.
Цель: изучить психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей дошкольника.
Гипотеза: коммуникативные способности дошкольника будут развиваться успешнее, если создать соответствующие для их развития психолого-педагогические условия:
- активизирование и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса;
-
анализ причин, вызывающих трудности
в общении (дефицит общения с
окружающими, дефицит полноценной,
соответствующей возрасту
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий, как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения; применение игровых методов развития коммуникативных способностей (так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Задачи:
1) выявить психолого-педагогические условия, влияющие на развитие коммуникативных способностей дошкольника;
2) изучить средства и методы, используемые воспитателем для развития коммуникативных способностей дошкольника;
3) разработать систему требований к психолого-педагогическим условиям для динамичного развития коммуникативных способностей дошкольника;
4) экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на успешность развития коммуникативных способностей дошкольника;
5) составить рекомендации по развитию коммуникативных способностей дошкольника.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;
2) эмпирические: беседы, наблюдение, диагностические методики исследования форм общения дошкольников, эксперимент.
В работе использовались следующие психологические методики:
1. Методика «Выявление способности к общению» (Е. Н. Прошицкая);
2. Методика «Изучение коммуникативных умений», разработанная на основе методики, предложенной в пособии «Практикум по детской психологии» под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной;
3. Наблюдение за детьми в играх и совместной деятельности и первичная ознакомительная беседа с родителями и педагогом исследуемой группы.
База исследования: МДОУ №266, город Ижевск, Удмуртская республика. В исследовании принимали участие 10 детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Глава I. Теоретические аспекты исследования условий развития коммуникативных способностей дошкольников
1.1. Подходы к проблеме общения и коммуникативных
способностей дошкольников в концепциях
зарубежных и отечественных психологов
Изучение и описание развития любого аспекта психической жизни ребенка всегда представляет значительные трудности. Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. Еще в XVII веке английский философ Джон Локк рассматривал ребенка как чистую доску («Tabula rasa»), на которой окружающая среда и общество в лице своих представителей пишут то, что им нужно. Если родители и среда оказывают правильное воздействие на ребенка, он усваивает положительные формы поведения и становится хорошим членом общества. Психическое развитие, исходя из этого, заключается в накоплении социально приемлемых форм поведения и выработке полезных привычек и навыков.
Другое направление основывается на взглядах французского философа XVIII века Жан-Жака Руссо, который уже в новорожденном ребенке видел человеческую личность с врожденными способностями и положительными задатками. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы не нарушать естественное созревание этих задатков и не менять врожденную природу ребенка. Психическое развитие рассматривается как созревание природных задатков и их реализация. В настоящее время мало кто из психологов придерживается этих взглядов в чистом виде. Обычно признается и роль наследственности, и роль среды в психическом развитии ребенка, но на первое место выдвигается или один, или другой фактор.
Одним из первых начал разработку проблемы генезиса общения английский психолог Джон Боулби [J. Bowlby, 1952a, b]. Он говорил о важном значении отношений ребенка с матерью. Близкие к нему по своим творческим позициям Рене Спитц [1945, 1946а, б] во Франции, Анна Фрейд [1946, 1951] в Австрии, так же считали, что недостаток общения с матерью ставит под угрозу жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию.
Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Сторонники теории «импритинга» – запечатления, также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее заключается в переносе механизма «импритинга» (описанного впервые К. Лоренцем на основе наблюдений над птенцами) без должных оснований и на поведение ребенка. Согласно гипотезе «импритинга», у детей раннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому, ухаживающему за ними, – его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют образ, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяющего ее.
В 50-е гг. учеными США в рамках теории «социального научения» были проведены множество работ, направленных на анализ контактов ребенка с взрослыми и другими детьми на разных этапах детства. Общение ребенка с матерью и со сверстниками получило в их трудах истолкование как разновидность явлений, подчиняющихся закону «стимул - реакция».
В начале 60-х гг. широкое исследование генезиса общения развернулось в СССР. Н. М. Щелованов, его коллеги и ученики: Н. М. Аскарина [Воспитание детей…,1955], М. Ю. Кистяковская [1970], Р. В. Тонкова-Ямпольская [Социальная адаптация…, 1980] изучали взаимодействие детей с окружающими взрослыми. В советской детской психологии реализуется подход к развитию как превращению постепенно накапливающихся количественных изменений в коренные качественные, основанный на принципах диалектического материализма [Д. Б. Эльконин, 1960; А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин – в кн.: Психология детей…, 1964; Психология личности…, 1965; А. Н. Леонтьев, 1972].
Огромным вклад в изучение формирования общения детей был внесен отечественным психологом М. И. Лисиной и ее учениками. Мая Ивановна Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет – общение ребенка со взрослым – и разработала его концепцию, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребность, мотивы и средства [М. И. Лисина Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986].
Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребенка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания и пр. Во всех этих исследованиях культурный опыт передавался ребенку в процессе общения и отношений ребенка с взрослым оставался за рамками этих исследований как нечто вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.
Коммуникативные способности позволяют
ребенку решать разного рода задачи, возникающие
в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е.
понимать позицию и состояние другого
человека, несовпадающие с его собственными), распознавать
различные коммуникативные ситуации и
правила действия в них, выстраивать в
коммуникативной ситуации свое поведение
адекватно и творчески. В современном
дошкольном образовании развитие коммуникативной
сферы происходит спонтанно, не является
предметом специального формирования.
В то же время именно становление вполне
определенных форм общения («кооперативно-
Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.
1.2. Развитие форм общения в онтогенезе
Содержанием ведущей деятельности в период новорожденности является создание и поддержание социально заданных условий жизни ребенка. В рамках этой деятельности у ребенка формируется первая психологическая инстанция – мотив, субъективным выражением которого служат первичные эмоции: удовольствие/неудовольствие.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным в 2 месяца). Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно – эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.