Условия развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых – на протяжении дошкольного детства ребенок вступает в разного рода контакты со взрослыми людьми, содержание общения его с окружающими изменяется.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования условий развития коммуникативных способностей дошкольников 7
1.1 Подходы к проблеме общения и коммуникативных
способностей дошкольников в концепциях
зарубежных и отечественных психологов 7
1.2 Развитие форм общения в онтогенезе 11
1.3 Особенности развития коммуникативных способностей
дошкольников 20
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование условий развития коммуникативных способностей дошкольников 23
2.1 Определение методов исследования и
организация эксперимента 23
2.2 Проведение констатирующего эксперимента и анализ
полученных результатов 25
2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных
способностей дошкольников 31
Заключение 38
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

И наконец, на заключительном этапе проводились игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков).

На этапе развития коммуникативных способностей могут быть проведены коррекционно-развивающие занятия на:

- формирование положительных эмоциональных  реакций ребенка в отношениях  с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и умений (см. приложение, занятие № 1 «Умею ли я слушать другого человека»);

- формирование навыков эмоционально-стабильных реакций и общения детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта (см. приложение, занятие № 2 «Роли, которые играют люди»);

- формирование эмпатических реакций  ребенка (см. приложение, занятие № 3 «Хочу сказать приятное другому человеку»);

- создание возможности, чтобы ребенок  мог задуматься о природе человеческой  привлекательности и симпатии (см. приложение, занятие № 4);

- формирование у детей умений  и навыков неконфликтных ситуаций  в процессе общения с окружающими (см. приложение, занятие № 5);

- ознакомление детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям (см. приложение, занятие № 6).

Одновременно с проведением коррекционно-развивающих занятий необходимо проводить игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и способностей «Клубочек», «Сиамские близнецы», «Дотронься до...», «Рукавички», «Найти друга». Описание занятий представлено в приложении 2.

Можно предложить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям. Занятия могут быть следующие: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птицы», «Муравьи», «Ожившие игрушки», «На птичьем базаре». Описание занятий представлено в приложении 3.

Содержание подобранных занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий стремились подвести детей к тому, что считается главным, – к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Подчеркнутое внимание и доброжелательность товарищей помогут снять многие барьеры в установлении коллективных взаимоотношений. При подборе игр так же учитывалось, что содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга.

Одна из задач развивающей работы заключалась в том, чтобы дать непопулярному, особенному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется лишь правилами игры, позволяет ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Игры, проведенные с этой целью на этом этапе: «Живые куклы», «На мостике», «Уступи дорожку».

В дальнейшем становится необходимой организация совместной, продуктивной деятельности детей, где нужно согласовывать свои действия и умения договариваться с другими. Нередко формирование коллективных отношений предлагается начинать с самостоятельной деятельности, но при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может их объединить. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общей цели. Приведенные выше игры позволили наладить отношения со сверстниками и подготовить «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.

В ходе формирующей работы необходимо придерживаться следующих условий: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; создавать психолого-педагогические условия для развития коммуникативных способностей и навыков дошкольников, для формирования доброжелательного отношения дошкольников к сверстникам; создавать в детском коллективе вербальную атмосферу, которая знакомит детей не только с правилами ограничителями, но и широко знакомить с правилами-побудителями, а также с образцами конкретных способов доброжелательных взаимоотношений; создавать ситуацию деятельности, при которых вступление ребенка во взаимоотношения со сверстниками становится неизбежным, а доброжелательный характер этих взаимоотношений получал высокую оценку окружающих и положительно сказывается на результатах деятельности. Эти условия являются необходимым элементом формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Итак, были подобраны рекомендации, а так же ряд игр, упражнений и занятий по коррекции нарушения коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста и развития коммуникативных способностей. Применение данных рекомендаций и использование игровых занятий, с учетом возрастного развития детей и компетентности педагога положительно скажутся на развитии коммуникативных способностей дошкольников.

 

Заключение

 

Проблема развития коммуникативных способностей и навыков общения является одной из глобальных проблем психологии, поскольку общение рассматривается как основное условие развития ребенка, как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека. Будучи многогранным, процесс общения включает в себя формирование и развитие личности; развитие общества и общественных отношений; социализацию личности; создание и развитие общественных способов взаимодействия людей, обмен эмоциями, обмен деятельностью, обмен информацией, обучение, передачу умений и навыков, формирование отношения к себе, к другим людям и обществу в целом.

В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы, было отмечено, что общение – обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми. Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Таким образом, все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют, или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь, или молча, слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт, с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть»; «Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали.

В освоении ребенком правил поведения наблюдается определенная последовательность. Установлено, например, что правила взаимоотношений в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила бытовые, потому что выполнение первых требует волевых усилий, и применять их нужно гибко, сообразуясь с часто меняющейся ситуацией. Исследования показали, что для усвоения правил поведения благоприятен младший и средний дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают их значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание это еще несовершенно.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

В исследовании достаточно подробно рассмотрены особенности общения в дошкольном возрасте, выделены условия развития коммуникативных способностей дошкольников и отмечены методы и средства развития коммуникативных способностей детей. По результатам теоретического анализа научной литературы было организовано и проведено экспериментальное исследование, в ходе которого было отмечено влияние психолого-педагогических условий на успешность развития коммуникативных способностей дошкольника. По итогам эксперимента были подобраны рекомендации по развитию коммуникативных способностей дошкольников. Тем самым, были выполнены задачи исследования и достигнута цель работы, доказана достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что коммуникативные способности дошкольника будут развиваться успешнее, если создать соответствующие для их развития психолого-педагогические условия: активизирование и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса; анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности и развития речи); внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения; применение игровых методов развития коммуникативных способностей (так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте); учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников. Исследование завершено.

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001 – 288 с – (Серия «Мастера психологии»);
  2. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. М.: 1985;
  3. «Внешняя среда и психическое развитие ребенка» под ред. Р. В.Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999, 358 с.;
  4. «Возрастная и педагогическая психология»: Учеб.пособие для студентов пед. институтов «Педагогика и методика нач. обучения» / Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина. Н.Ф. и др./; Под ред. Гамезо М. В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.;
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 536 с.;
  6. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников, 1974;
  7. Карандышев Ю. Н. Как дети понимают взрослых. Минск, 1981;
  8. Ковалева Л. Е. Микроклимат в семье. – М., 1999, 295 с.;
  1. Ковальчук Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985 г, 168 с.;
  1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. 162-205 с.;
  2. Лисина М. И., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. – Алма-Ата, 1989. – 71-72 с.;
  3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общении. М., 1986;
  4. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей. – В кн.: Принцип развития в психологии. Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М., 1978, 268-295 с.;
  5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г, 134 с.;
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд.– М.: «Академия», 1999.;
  1. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с.;
  1. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981;
  2. Петровский А. В. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада / Петровский А. В., Виноградова A. M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П., Поливанова К. Н., Цукерман Г. А./ – М.: Просвещение, 1993.
  3. Психологические тесты. Ред. Карелин А. А.- М., 2001, Т.2., 144-152 с.;
  4. «Психология дошкольника»: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Сост. Г. А. Урунтаева/ – 2-е изд., перераб. и доп – М.: Академия, 2000. – 408с.; 22см. – (Педагогическое образование);
  5. «Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений»: Сборник научных трудов /Сост. Соловьёва В. А. / – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. вып 1. 102 – 120 с.;
  6. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 160с.;
  7. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебник / Столяренко Л. Д., В.Е.Столяренко/ – 2-е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 – 511с.;
  8. Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения .– М.,1988;
  9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – 193 с.;
  10. Шинина Т. В. Влияние психолого-педагогической культуры родителей на уровень психического развития и социализацию детей //Актуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2003.–  171–174 с.;
  11. Шнeйдep Л. Б. Пcихoлoгия ceмeйныx oтнoшeний.– M.,2000.;
  12. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека //Вопросы психологии. 1984, №3;
  13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.– М.: 1989;
  14. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. /Ред.-сост. Эльконин Д. Б.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 384 с.

Информация о работе Условия развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста