Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 21:16, аттестационная работа
Конкретное содержание образовательных областей должно реализовываться в различных видах деятельности детей. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
В концепциях личностно-ориентированного образования, в рамках деятельностного подхода, образовательный процесс строится с 
учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких во ФГОС ДО выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства. Организация этих видов детской деятельности — первоочередная задача работы педагогов по освоению детьми содержания всех образовательных областей.
Содержание	2
Введение	3
Теоретическое обоснование актуальности темы	5
План  выполнения заданий производственной  практики	9
Организация исследования	11
Перспективный план работы	12
Программа формирующего эксперимента	14
Консультация для родителей “Как сделать ребёнку портфолио”	25
Пример содержания портфолио ребёнка в разных возрастных группах	31
Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио дошкольника	39
Заключение	40
Список литературы	42
 
Конкретное содержание образовательных областей должно реализовываться в различных видах деятельности детей. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
В концепциях личностно-ориентированного 
образования, в рамках деятельностного подхода, образовательный 
процесс строится с 
учетом принципа включения личности в 
значимую деятельность. Среди таких во 
ФГОС ДО выделены три (общение, игра, познавательно-
Педагогическая практика студента является составной частью учебного плана и одним из важнейших условий по подготовке высококлассных специалистов. Прохождение практики позволяет полнее раскрыть свой творческий потенциал, осуществить осознанный выбор деятельности в одной из сфер педагогической работы, реально представить себе личные и деловые качества, необходимые для преподавания в условиях ДОУ.
Цель практики – формирование у студентов профессиональных прикладных умений и профессионально значимых качеств личности воспитателя.
Задачи практики:
Современные дошкольные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития.
В настоящее время актуальным стало применение проектного метода в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и дошкольных.
Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Примером проектной деятельности в детском саду является портфолио. Использование данного метода является инновационным в дошкольном образовании, но уже приобрело популярность.
 
Для изучения темы «Педагогическая ценность портфолио как инструмента оценивания старших дошкольников в социально – коммуникативной деятельности» в общем, нужно выделить важные составляющие вопроса.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, обучаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным [3].
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими социальное развитие ребенка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания.
Таким образом, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенка – взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и получения. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно-ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берут на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками в процессе игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовывать свои действия для достижения общей цели.
Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребенка. От рождения до семи лет взаимодействие со сверстниками проходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельности, а также значением в психическом развитии ребенка [1].
С четырех лет дошкольник предпочитает общаться со сверстниками. Ведущей деятельностью детей этого возраста является сюжетно-ролевая игра, которая становится развернутой, с четким сюжетом. Это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходит разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго складываются реальные отношения между детьми в группе. Ребенку необходимы внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Сотрудничество характеризуется тем, что у детей проявляется общая цель, ради достижения которой они стараются согласовывать свои действия. Дети обращаются друг к другу по поводу предметов и действий в конкретных ситуациях игры, занятий или режимных моментов. Такое общение психологи называют ситуативно-деловым. Оно способствует развитию самосознания, инициативы, любознательности, творческого начала, социальной сферы ребенка. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативным эмоциональным состояниям: дети становятся пассивными, замкнутыми, или, наоборот, агрессивными. И в том и в другом случае те, кого «не принимают» в игру, тяжело переживают свою отверженность, так как не могут реализовать основную потребность, характерную для данного возрастного этапа – потребность в совместной игре со сверстниками.
К шести-семи годам у некоторых детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Ребенок также испытывает потребность в сотрудничестве, которое развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра из развернутых сюжетно-ролевых форм трансформируется в игры с правилами. Игры с правилами способствуют осознанию детьми своих обязанностей, пониманию норм морали, требований справедливости, формирование чувства долга и т.п. Несмотря на то, что дети контактируют в игре, обращаются друг к другу по деловым поводам, уменьшается ситуативность их общения. Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии.
Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в России.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания. «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
По мнению Г. Быстровой [2] портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я. А именно: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю и родителям целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу [1].
Сейчас большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способностей - способна технология «Портфолио». Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Благодаря портфолио, устанавливается более теплая, тесная взаимосвязь между ребёнком, педагогами и родителями. Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуальный подход буквально к каждому ребенку.
Портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям.
Каждый ребенок, без сомнения, талантлив и уникален. Но раскрытие детского потенциала и скрытых талантов – задача не из легких. Это и в самом деле вопрос актуальный, ведь правильно увидеть таланты, возможности и желания ребёнка - это уже половина успеха в его дальнейшем развитии и успешном освоение школьной программы.
Увидеть в ребёнке скрытые возможности – это задача, в первую очередь, родителей и педагогов. В этом им поможет портфолио дошкольника.
Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы исследования.
 
№  | 
  Содержание заданий  | 
  Срок выполнения  | 
  Отметка о выполнении  | 
                                | |||
1  | 
  Сформулировать цель, задачи, сроки проведения формирующего этапа эксперимента в том дошкольном учреждении, где результаты констатирующего этапа были более низкие.  | 
  28.09.15  | 
  Выполнено  | 
2  | 
  Изучить методическую литературу и материалы периодических изданий за 2015 год по теме «Планирование работы по развитию социально-коммуникативной образовательной области»; внести дополнения в список используемой литературы.  | 
  29.09.15  | 
  Выполнено  | 
3  | 
  Определить формы работы с детьми, наиболее адекватные для решения задач социально-коммуникативной области развития; - обосновать, каким образом указанные 
  формы будут использованы в 
  образовательно-воспитательной   | 
  30.09.15  | 
  Выполнено  | 
4  | 
  Приступить к составлению перспективного плана образовательно-воспитательной работы в социально-коммуникативной области с детьми экспериментальной группы  | 
  01.10.15  | 
  Выполнено  | 
2 неделя практики 5.10.-10.10.15 г.  | |||
5  | 
  Изучить, в каких формах осуществляется реализация социально-коммуникативной образовательной области в контрольной группе. Указать методические источники, какими пользуются педагоги при планировании образовательно-воспитательной работы. Сформулировать выводы о систематичности данной работы.  | 
  05.10.15  | 
  Выполнено  | 
6  | 
  Подобрать варианты страниц детского портфолио в соответствии с задачами социально-коммуникативной области.  | 
  06.10.15  | 
  Выполнено  | 
7  | 
  Определить, какие из страниц портфолио будут заполняться родителями и воспитателем.  | 
  07.10.15  | 
  Выполнено  | 
8  | 
  Составить перспективный план  
  образовательно-воспитательной работы 
  в социально-коммуникативной области 
  с детьми экспериментальной группы. Показать  
  посредством планирования сквозной механизм  
  формирования социально-коммуникативных 
  компетенций в образовательной деятельности 
  разных видов, но, прежде всего в общении, 
  игре, познавательно-  | 
  08.10.15  | 
  Выполнено  | 
9  | 
  Разработка вариантов заданий для страниц детского портфолио.  | 
  09.10.15  | 
  Выполнено  | 
10  | 
  Утвердить программу формирующего этапа эксперимента (научным руководителем)  | 
  09.10.15  | 
  Выполнено  | 
                                | |||
11  | 
  Определить частоту анализа воспитателем заполненных страниц детского портфолио. Разработать форму заполнения воспитателем протокола по трем позициям: - когнитивный компонент (для фиксации знаний детей) -эмоциональный компонент (побуждения детей) - деятельностный компонент ( умения детей)  | 
  12.10.15  | 
  Выполнено  | 
12  | 
  Оформить тетради для ведения портфолио по количеству детей в экспериментальной группе.  | 
  13.10.15  | 
  Выполнено  | 
13  | 
  Приступить к реализации перспективного плана в работе с детьми.  | 
  14.10.15  | 
  Выполнено  | 
14  | 
  Выполнить анализ выполненного детьми первого задания по трем позициям.  | 
  15.10.15  | 
  Выполнено  | 
15  | 
  Подготовка аналитической справки по установленной структуре  | 
  16.10.15  | 
  Выполнено  | 
16  | 
  Разработка текста выступления и презентации на отчетной конференции  | 
  16.10.15  | 
  Выполнено  | 
 
Изучение и апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками базировалось на разработанной программе исследования.
В основе программы – главные теоретические положения, изложенные в обосновании актуальности темы.
Цель формирующего этапа эксперимента – теоретически изучить, спланировать и апробировать модели портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы.
Реализация программы формирующего эксперимента предусматривала решение следующих задач:
Сроки проведения формирующего эксперимента – с 28 сентября 2015 г. по 18 октября 2015 г.
В связи с поставленными задачами для исследования был подобран комплекс методик, методических материалов для апробации моделей портфолио с детьми экспериментальной группы.
 
Тема  | 
До свидания, лето, здравствуй, детский сад! люди  | 
Осень природа  | 
Я и моя семья люди  | 
Мой дом, мой город культура  | 
Новогодний праздник культура  | 
Зима природа  | 
День Защитника Отечества люди  | 
8 марта люди  | 
Знакомство с народной культурой и традициями  | 
Весна пртрода  | 
Лето  | 
 
 
Задачи социально-коммуникативного развития  | 
  Внешние достижения (освоение программы; продукты деятельности)  | 
  Внутренние достижения (положительная динамика личностного роста; развитие коммуникативной культуры)  | 
  Заполнение страничек портфолио  | |||||||
Самостоятельно в дошкольном учреждении  | 
  Дома, совместно с родителями  | |||||||||
Лексическая тема недели: Моя семья  | ||||||||||
 Формирование уважительного   | 
  Оценивание качества изображения людей (изобразительная деятельность) Описательный рассказ о семье (речевое развитие)  | 
  Индивидуальная беседа с каждым ребенком (под запись). Вопросы детям: 1. Количество членов семьи. 2. Кто входит в твою семью 3. Кем ты гордишься в своей семье  | 
  Рисование коллективного портрета членов семьи  | 
  Подписи имен родственников  | ||||||
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  | 
  Оценивание качества выполнения штриховки (во время мини - занятия «Подготовка руки к письму)  | 
  Рассказ о любимом занятии дома и в детском саду (на специальном ) занятии  | 
  Обведение ребенком контура собственных ладошек  | 
  Заполнение странички: что мой ребенок умеет делать хорошо  | ||||||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества  | 
  Оценивание качества работы дежурных  | 
  Взаимоотношения ребенка во время выполнения обязанностей дежурного (по столовой, по уголку природы)  | 
  Заполнение матрицы «Мои обязанности в семье»  | 
  -  | ||||||
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  | 
  Оценивание знаний о безопасности в быту  | 
  Соблюдение ребенком правил безопасности в быту  | 
  Заполнение матрицы «Правила безопасности»  | 
  -  | ||||||