Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:29, контрольная работа
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Введение………………………………………………………………..
3
1.
ДОУ как открытая развивающаяся система…………………………
4
1.1.
ДОУ как система………………………………………………………
4
1.2.
Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы…………………………………..
5
1.3.
ДОУ в режиме развития………………………………………………
7
1.4.
Современные тенденции развития дошкольного образования…….
9
2.
Инновационная деятельность в дошкольном образовании………...
14
2.1.
Предпосылки становления инновационной деятельности………….
14
2.2.
Основные понятия инноватики……………………………………….
15
2.3.
Источники инноваций в ДОУ………………………………………...
22
2.4.
Закономерности протекания инновационных процессов…………...
24
 	
Заключение…………………………………………………………….
29
 	
Список литературы…………………………………
Министерство по образованию и науки РФ
Сочинский государственный университет
Социально - педагогический факультет
Кафедра общей и профессиональной педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Инновационная деятельность в ДОУ»
тема: «Актуальные направления инновационной деятельности в современном ДОУ»
                               Студентка 3 курса, Спец.050707, ЗФО, 10-ЗДП Власова Юлия Юрьевна                                Старший преподаватель кафедры педагогики Слабченко Людмила Николаевна  | 
Сочи
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.  | ||
Введение…………………………………………………………  | 
  3  | |
1.  | 
  ДОУ как открытая развивающаяся система…………………………  | 
  4  | 
1.1.  | 
  ДОУ как система………………………………………………………  | 
  4  | 
1.2.  | 
  Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы…………………………………..  | 
  5  | 
1.3.  | 
  ДОУ в режиме развития………………………………………………  | 
  7  | 
1.4.  | 
  Современные тенденции развития дошкольного образования…….  | 
  9  | 
2.  | 
  Инновационная деятельность в дошкольном образовании………...  | 
  14  | 
2.1.  | 
  Предпосылки становления инновационной деятельности………….  | 
  14  | 
2.2.  | 
  Основные понятия инноватики……………………………………….  | 
  15  | 
2.3.  | 
  Источники инноваций в ДОУ………………………………………...  | 
  22  | 
2.4.  | 
  Закономерности протекания инновационных процессов…………...  | 
  24  | 
Заключение……………………………………………………  | 
  29  | |
Список литературы……………………………………………………  | 
  30  | |
Введение
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Исследования нововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, , Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
В данной контрольной работе я рассмотрела сущность явления инноватики в дошкольном образовании, её классификацию, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.
 
1. ДОУ КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 ДОУ как система
ДОУ как система - сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.
Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.
Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.
Функциональные компоненты 
определяются назначением управленческих 
функций в ДОУ (аналитико-диагностической, 
мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, 
организационно-
Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ - медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.
Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.
Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности.
Выделенные пространства необходимы и на сегодняшний день, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ.
Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Рассматривая специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ:
- кадровое, информационное обеспечение;
- материально-техническая база, ресурсы;
- управляющая система.
Пространство развития родителей:
- включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);
- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
- взаимоотношение родителей в семье;
- стиль воспитания в семье;
- родительское сообщество.
Пространство развития педагогов:
- система стимулирования и мотивации;
- мастерство и профессионализм;
- сотрудничество, сотворчество;
- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).
Пространство развития ребенка:
- предметно-развивающая среда;
- образовательное пространство;
- дополнительное образовательное пространство;
- социальная ситуация развития;
- медико-
- детское сообщество.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
-смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
1.3 ДОУ в режиме развития
Режим развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.
Режим функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.
В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.
Таблица 1.1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ
Показатели  | 
  Режимы  | |
Функционирование  | 
  Развитие  | |
Тип/вид ДОУ  | 
  Традиционный, типовой  | 
  Инновационный  | 
Цели и задачи управления  | 
  Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала  | 
  Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности  | 
Субъект управления  | 
  Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью  | 
  Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.  | 
Научные концепции управления, подходы  | 
  Эмпирический, основанный на личном опыте  | 
  Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития  | 
Мотивационное обеспечение  | 
  Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы  | 
  Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов  | 
Воспитательно-образовательный процесс  | 
  Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях  | 
  Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях  | 
Содержание образования  | 
  Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ  | 
  Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств  | 
Технологии  | 
  Обеспечивают стабильные результаты  | 
  Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов  | 
Организация воспитательно-образовательного процесса  | 
  Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения  | 
  Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ -школа - ВУЗ  | 
Нормативно-правовое обеспечение  | 
  Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу  | 
  Типовые документы становятся основой для разработки собственных  | 
Кадровое обеспечение  | 
  Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения  | 
  Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов  | 
Научно-методическое обеспечение  | 
  Традиционные учебные программы и планы  | 
  Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов  | 
Финансовое обеспечение  | 
  Бюджетное  | 
  Бюджетное и внебюджетное  | 
Материально-техническое обеспечение  | 
  Организация базового процесса на имеющихся материалах  | 
  Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития  | 
Информация о работе Актуальные направления инновационной деятельности в современном ДОУ