Актуальные направления инновационной деятельности в современном ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
3
1.
ДОУ как открытая развивающаяся система…………………………
4
1.1.
ДОУ как система………………………………………………………
4
1.2.
Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы…………………………………..
5
1.3.
ДОУ в режиме развития………………………………………………
7
1.4.
Современные тенденции развития дошкольного образования…….
9
2.
Инновационная деятельность в дошкольном образовании………...
14
2.1.
Предпосылки становления инновационной деятельности………….
14
2.2.
Основные понятия инноватики……………………………………….
15
2.3.
Источники инноваций в ДОУ………………………………………...
22
2.4.
Закономерности протекания инновационных процессов…………...
24

Заключение…………………………………………………………….
29

Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальные направления инновационной деятельности в современном ДОУ.rtf

— 450.96 Кб (Скачать файл)

- обновление, изменение;

- введение чего-либо нового;

- процесс освоения новшества.

В.И.Сластенин и Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам .

Инновационный процесс - инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация - содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).

А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого - удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности).

А вот ещё несколько значений нововведения:

 - механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);

- динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса), так и закономерным развитием во времени её взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл новшеств).

К нововведениям в сфере образования относят изменения:

- в общественном положении образования и уровне финансирования системы;

- в структуре системы образования;

- в содержании образования;

- во внутренней организации образовательного учреждения;

- в методах обучения;

- в оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;

- в строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение - замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону - это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы - это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации:

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность - влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

- педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;

- объект воздействия и предмет деятельности - развивающаяся личность;

- на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

- необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

- существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

- наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;

- целостный характер целей инновации;

- существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;

- сложность определения результатов инновации.

Требования к новшествам:

- сбалансированность целей с целями ДОУ;

- стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

  1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) [4]:
  • построение известного в другом виде - формальная новизна (фактическое отсутствие нового) - условная новизна;
  • повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;
  • уточнение, конкретизация уже известного;
  • дополнение известного существенными элементами;
  • создание качественно нового объекта.
  1. По массовости:
  • единичные;
  • массовые.
  1. По масштабу:
  • частные;
  • модульные;
  • системные.
  1. По новизне:
  • абсолютно новые;
  • относительно (субъективно) новые.
  1. По типу возникновения:
  • стихийные;
  • целенаправленные.
  1. По типу новшества:
  • материально-технические;
  • социальные (педагогические).
  1. По характеру возникновения:
  • внешние (заимствования, инициируемые органами управления);
  • внутренние (ноу-хау).
  1. По инновационному потенциалу:
    • модификационные (изменение существующего);
    • комбинаторные (сочетание элементов прежнего);
    • радикальные (принципиально новые).
  1. По характеру нацеленности на будущее:
  • оперативные;
  • стратегические.
  1. По отношению к существующему:
  • замещающие;
  • открывающие;
  • отменяющие;
  • ретровведение.
  1. По характеру получаемых результатов:
  • ожидаемые (плановые);
  • случайные (неплановые).
  1. По своевременности:
  • своевременные;
  • несвоевременные;
  • актуальные;
  • нацеленные на будущее.
  1. По завершенности:
  • завершенные;
  • незавершенные.
  1. По процессу освоения:
  • легко осваиваемые;
  • трудно осваиваемые.

Такое обилие классификационных оснований затрудняет целостное восприятий новшества. Большинство классификаций появилось в процессе обобщения практики и теоретического осмысления проблемы. Тем не менее, необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

  1. управление учреждением;
  2. структура воспитательно-образовательного и процесса;
  3. содержание воспитательно-образовательного процесса.

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств:

  • цели;
  • содержание;
  • формы;
  • методы;
  • структура.

Масштаб изменений:

  • частные;
  • модульные;
  • системные.

Потенциал:

  • модификационный;
  • комбинаторный;
  • радикальный.

Характер возникновения:

  • внутренний;
  • внешний.

Способы возникновения:

  • плановые;
  • стихийные.

Область системы управления:

  • ценностные ориентации;
  • образ желаемой системы управления;
  • состав, строение коллективного субъекта управления;
  • содержание новшества;
  • изменения в ресурсном обеспечении;
  • изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

  • новое в управлении ступенями образования;
  • в управлении процессами основного и дополнительного образования;
  • межпредметными связями;
  • функциями ДОУ;
  • внешними связями;
  • педагогическими коллективами;
  • технологиями обучения и воспитания.

 

 

2.3 Источники инновации в ДОУ

Источниками инновационной работы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения и целеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем.

В целеполагании:

  • несбалансированность целей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторских программах, у педагогов дошкольного образования, реализующих разные методики для любого возраста и работающих с детьми определенной возрастной группы и т.д.);
  • несогласованность целей субъектов дошкольного образования (педагогов, родителей, детей);
  • отсутствие измеряемых целей в силу их неоперационализированности;
  • отсутствие единой программы цели, разделяемой, понимаемой и принимаемой всеми субъектами дошкольного образования.

Информация о работе Актуальные направления инновационной деятельности в современном ДОУ