Шпаргалки по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:23, шпаргалка

Краткое описание

Менеджмент (М.) – это управление в социально-эк-ких системах (фирмах, предприятиях), это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличение прибыли и т.д.).
Менеджмент – это наука, рациональной организации и управления предприятием, нацеленная на предпринимательский успех.Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1. Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

Вложенные файлы: 1 файл

menedzhment.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

1. Сущность и понятие  менеджмента.

Менеджмент (М.) – это управление в социально-эк-ких системах (фирмах, предприятиях), это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличение прибыли и т.д.).

Менеджмент – это наука, рациональной организации и управления предприятием, нацеленная на предпринимательский успех.Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

1.  Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

2. Гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без:

  • ориентации на человеческий фактор,
  • высокого профессионализма,
  • творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как  взаимозаменяемые понятия.Выполнение функций менеджмента (прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ) предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через последовательность действий по преобразованию ресурсов в результаты.  

Менеджмент нередко  отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры  играют в организации ряд ролей, среди них:

1. Роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;

2. Информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;

3. Межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как

  • высокое чувство долга и преданностью делу;
  • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  • умение выражать свои мысли и убеждать;
  • уважительное отношение к персоналу;
  • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может  быть различным, но каждый менеджер при  этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией на основе принятого решения, взаимодействуя с персоналом. 

Любая организация  рассматривается как открытая система, которая состоит из:

1. Внутренней среды  организации

2. Внешней среды  прямого воздействия

3. Внешней среды  косвенного воздействия

Внутренняя  среда состоит из 1) средств пр-ва (машины, оборудование), 2) предметов труда (материалы и т.д.); 3) трудовых (человеческих) рес-сов.

Внешняя среда прямого  воздействия включает: акционеров (собственный капитал), заёмные, привлечённые средства (финансовые посредники), поставщиков, конкурентов, потребителей, местные органы, правительственные организации.

Внешняя среда косвенного воздействия это: политика; право; эк-ка; технология; социально-культурные, организационно-технические и географические условия. 
 

2. Научные подходы  к изучению организации  (системный, процессный, ситуационный).

Подходы к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

 

  Менеджменту  присущи следующие подходы:

Системный подход

Рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из взаимосвязанных частей (см. рис.). На входе организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Внутренняя среда, как структура пр-ва обрабатывает эти входные параметры, преобразует их в продукцию или в выходные параметры. Любая организация будет работать эффективно только тогда, когда результаты больше, чем затраты. Эффективные выходы – прибыль, увеличение доли рынка, увеличение V продаж и т.д. 

Огромный вклад  в это научное направление  сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др. 

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое  решение (действие) имеет последствия  для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение  в одной области превращается в проблему для другой. 

Процессный  подход

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть  взаимосвязь и взаимозависимость  функций управления. 

Процесс менеджмента  отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление  многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению  функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и  процесс принятия решений.

В организации протекает  множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая  базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить  дополнительный вклад по отношению  к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

  • основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
  • обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
  • управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные  процессы взаимосвязаны между собой  и образуют единую систему.

Ситуационный  подход к управлению

 Решения принимаются на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.  

Системный под ход  к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным  строением и в одной и той  же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие  свою продукцию на одних и тех  же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования. 

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством  увязывания различных приемов и  концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для  достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями  и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность  деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения  проблемы гибкости и адаптивности к  внешней среде. 

3. Миссия организации

   Сформулировать  миссию, значит ответить на следующие  вопросы:

1. В чём состоит  наш бизнес?

2. Кто наши клиенты?

3. Какие потребности  клиентов мы можем удовлетворить? 

   Предназначение  предприятия в условиях постоянно  меняющейся внешней среды явл-ся  миссией организации. Она определяется высшим руководством и реализуется ч/з её стратегию. Она формируется годами, учитывает микро культуру предприятия, его традиции. 

   На её формирование  влияют собственники предприятия,  сотрудники, покупатели, деловые партнёры  и т.д. Миссия – это неконкретное  указание о том, что в какие  сроки сделано. Она формирует  лишь направление движения организации  с учётом её внешних и внутренних  условий. 
 

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее  представление о том, что из себя представляет организация, к чему она  стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она  способствует формированию или закреплению  определенного имиджа организации  в представлении субъектов внешней  среды.

Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется  в следующем:

  • миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;
  • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;
  • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как, в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

В-третьих, миссия создает  возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

  • является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;
  • дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования;
  • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в  какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления  движения организации и отношение  организации к процессам и  явлениям, протекающим внутри и вовне  ее.

Очень важно, чтобы  миссия была сформулирована предельно  ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с  организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность  неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для  творческого и гибкого развития организации.

Организация обретает миссию тогда, когда члены организации  согласны с ней и следуют в  своей деятельности ее положениям.

Существует широкое  и узкое понимание миссии.

В широком понимании  миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации.

Философия организации  определяет ценности, убеждения и  принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия  организации редко меняется. Что  касается второй части миссии, то она  Может меняться в зависимости  от глубины возможных изменений  в организации и в среде  ее функционирования. 

В узком понимании  миссия - это сформулированное утверждение  относительно того, для чего или  по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования  организации, в котором проявляется  отличие данной организации от ей подобных. 

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий  философский смысл, тем не менее  обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем  роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.  

Информация о работе Шпаргалки по менеджменту