Особенности формирования приемов мыслительных операций у детей с тяжёлыми нарушениями речи при изучении состава чисел в пределах десятк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:33, реферат

Краткое описание

Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, рассматривается их состав, вводятся действия сложения и вычитания, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Содержание

1.Общие представления – 3
2.Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в первом классе – 4
3.Получение чисел – 5
4.Обозначение числа цифрой и письмо цифр – 6
5.Соотношение количества, числа и цифры – 7
6.Место числа в числовом ряду – 8
7.Счёт в прямой и обратной последовательности – 9
8.Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел – 12
9.Обучение сложению и вычитанию в пределах десяти – 14
10.Список использованной литературы - 19

Вложенные файлы: 1 файл

! реферат по методике преподавания математики.docx

— 58.38 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Московский психолого - социальный университет»

Факультет логопедии

 

 

Реферат

  по методике преподавания математики (спец.)

«Особенности формирования приемов мыслительных операций у детей с тяжёлыми нарушениями речи при изучении  состава чисел в пределах десятка»

 

 

 

                                                                                           Выполнила: 

                                                                                           Студентка 3 курса

                                                                                           Группы 210 ЛЗВу-1

                                                                                           Морозова А. Г. 

                                                                                           Научный руководитель:

                                                                                           Хлебникова В. А.

                                                                                     

 

Москва

2012

 

 

Содержание:

    1. Общие представления – 3
    2. Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в первом классе – 4
    3. Получение чисел – 5
    4. Обозначение числа цифрой и письмо цифр – 6
    5. Соотношение количества, числа и цифры – 7
    6. Место числа в числовом ряду – 8
    7. Счёт в прямой и обратной последовательности – 9
    8. Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел – 12
    9. Обучение сложению и вычитанию в пределах десяти – 14
    10. Список использованной литературы - 19

 

Общие представления

Числа первого десятка и действия с  ними изучаются в течение первого  года обучения. Учащиеся знакомятся с  каждым числом первого десятка в  отдельности. Изучается образование  каждого числа, обозначение его  цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, рассматривается их состав, вводятся действия сложения и вычитания, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Сформировать представления числа, счета и дать некоторые первоначальные свойства натурального ряда чисел у умственно отсталых первоклассников — задача чрезвычайно сложная. Ее решениее возможно лишь при широком использовании средств наглядностии, учете индивидуальных возможностей каждого ребенка, его иного опыта, тех общих и индивидуальных трудностей, которые возникают у учащихся при изучении чисел первого десятка. Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблюдаемых явлений приводят к тому, что у школьников с нарушением интеллекта очень медленно формируются знание о числах, практические умения счета.

  Учащиеся, пришедшие в 1-й класс  коррекционной школы, как правило,  знают названия количественных  числительных в определенном  порядке в разных пределах, но  называние числительных часто  не совпадает с показом предметов:  называние числительных отстает  или опережает показ предметов.  Например, называют пять, а показывают  шестой предмет или третий.

Учащиеся  с нарушением интеллекта 1-го класса нередко отказываются считать или  допускают много ошибок при счете  предметов, которые ранее не использовались в их опыте в качестве объектов счета, особенно если объекты счета  даны в непривычном для учащихся положении в пространстве или на плоскости (например, расположены вертикально, наклонно, вразброс).

Ученики не знают, откуда надо начать счет. Многие умственно отсталые ученики полагают, что считать предметы в горизонтальном ряду можно только слева направо. Если их просят пересчитать предметы справа налево, то они их не считают, а просто произносят все числа  от 10 до 1. Это свидетельствует о  стереотипно заученном ряде числительных без понимания сущности счета. Следствием этого является и неумение считать  от любого заданного числа. Как правило, умственно отсталые ученики, если их не обучить вариантам счета, могут  считать только от единицы. Учащиеся с нарушением интеллекта, пришедшие  в 1-й класс вспомогательной школы, затрудняются ответить на вопрос «Сколько?». Они каждый раз начинают пересчитывать предметы снова и снова, но не могут назвать и показать результат счета.

Большие затруднения испытывают учащиеся при  определении общего количества разнородных  предметов. Они отдельно пересчитывают  каждую группу однородных предметов, не объединив их в общую совокупность. Даже различие по цвету и размеру  служит препятствием на пути объединения  их в одну совокупность. В коробке  лежат пуговицы, наперстки, крючки. «Сколь всего вещей в коробке?»  — спрашивает учитель. Ученик откладывает  отдельно пуговицы, крючки, наперстки, раскладывает предметы в три ряда (в каждом из рядов только однородные предметы), отдельно их пересчитывает, но на вопрос не отвечает. Это свидетельствует  о том, что у ребенка еще  не сформировано понятие числа и  счета.

У большинства учащихся нет различия между количественным и порядковым счетом: в ответ на задание показать 5 предметов ученик показывает пятый  по счету предмет.

 

 

 

 

Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка  в 1-м классе

1. Предметные пособия:

а) предметы окружающей действительности: классная мебель, учебные принадлежности, природные материалы, фрукты, овощи, пуговицы, крючки, наперстки, игрушки (пуговицы и другие мелкие предметы объединяются в цепочки, нашиваются на картон);

б) специально изготовленные предметы для счета: палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, счетные подставки с вертикальными  проволочками, рама с подвешенными на шнурках шариками (таких шнурков  с шариками 10);

в) геометрические фигуры;

г) трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т. д.

2. Иллюстративные пособия:

а) набор предметных картинок с изображением овощей, фруктов, зверей, самолетов, машин;

б) изображения предметов от 1 до 10;

в) картины с изображением как однородных, так и разнородных предметов, объединенных каким-нибудь сюжетом;

г) таблица «Числовая лесенка»;

д) набор подвижных цифр и знаков (демонстрационные и индивидуальные), фланелевые и наждачные цифры; резиновые  штампы цифр; таблицы правильного  начертания цифр; монетные кассы с  набором монет в 1, 5, 10 к., 1, 5, 10 р.; серия  таблиц по теме «Нумерация чисел первого десятка» (серии М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. А. Янковская). Для демонстрации пособий используются песочный ящик, демонстрационный стол, магнитные и фланелеграфные доски, экран и иллюстративные ленты с изображением объектов для счета.

Учитель школы VIII вида должен постоянно помнить, что только демонстрация наглядных  пособий не может обеспечить сознательного  усвоения математических знаний. Необходимо использование материала в предметно-практической деятельности.

Изучение  каждого числа первого десятка  происходит в следующей последовательности.

На  первом уроке дается понятие о  числе и цифре. Цель этого урока  — познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной  единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место  числа в числовом ряду, познакомить  с соотношением количества элементов  предметной совокупности, числа и  цифры, рассмотреть количественные и порядковые отношения уже известного учащимся отрезка натурального ряда.

На  втором уроке учащиеся закрепляют место  данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе  образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы  от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов предметных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства  и неравенства между предметными  совокупностями и числами (больше, меньше, равно).

На  последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и  вычитания в пределах данного  числа. Количество таких уроков зависит  от величины изучаемого числа и состава  класса.

Рассмотрим  подробно каждый этап работы над любым  из чисел первого десятка.

 

Получение чисел

Покажем, например, получение числа 4. Учитель  предлагает сосчитать листья. «Сколько здесь желтых листьев?» — спрашивает учитель, указывая на 3 листочка. Ученики  пересчитывают, отвечают: «Здесь 3 листочка». «С дерева упал еще 1 красный лист. Посчитаем, сколько всего листьев стало. Сколько желтых листочков лежало? Сколько упало красных листочков? Сколько же стало листочков?» Затем рассматривается получение числа 4 на других пособиях (счетных поделках, счетах и т. д.). «Так как же получить число 4? К какому числу нужно прибавить единицу?» — этими вопросами учитель подводит учащихся на основе рассмотрения конкретных случаях получения числа 4 к обобщению: «Число 4 получится, если к трем прибавить один». Такой вывод могут сделать самостоятельно все ученики 1-го класса, но некоторым он уже доступен. Затем учитель показывает, что если из четырех листочков «улетит» один листочек, то останется 3 листочка. Учащиеся убедились в новом способе получения числа 3.

При изучении числа 5 учитель знакомит учащихся и с получением числа 4 вторым способом: вычитанием из числа 5 одной  единицы.

К концу 1-го класса учащиеся должны понимать, что каждое число первого десятка  образуется из предшествующего путем  прибавления одной единицы, а  если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Получение числа закрепляется различными упражнениями. Примерные виды заданий: «Отложите  на счетах 3 красные косточки. Прибавьте  столько желтых косточек, чтобы получилось 4. Наклейте или раскрасьте 3 синих  круга и 1 красный. Сколько всего  кругов получилось? Обведите 3 клеточки синим карандашом. Сколько клеточек надо еще обвести, чтобы их стало 4? Положите 3 копейки. Сколько денег  надо прибавить, чтобы получилось 4 копейки?»

Учитель раздает каждому по 3 шарика: «Сосчитайте  шарики и вылепите еще столько  шариков, чтобы их стало 4». Учащимся, которые сами не справляются с  таким заданием, учитель оказывает  помощь.

Далее учащиеся учатся считать элементы предметных совокупностей из 4 элементов.

Учащиеся  должны понимать, что числа получаются не только в результате счета, но и  в результате измерения. Поэтому  при получении чисел полезны  и упражнения на задавание мерки в полоске или отрезке и подсчет числа мерок в полоске (рис.), а затем в мерной (масштабной) линейке с нанесенной на ней сантиметровой шкалой. Она является наглядным пособием при рассмотрении вопросов нумерации (в частности, получения чисел).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение числа цифрой и письмо цифр

После знакомства с получением числа учитель учит обозначать число цифрой, как печатной, так и рукописной. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы учащиеся лучше запомнили образ цифры, не смешивали его с другими цифрами (например, цифра 8 — это две баранки; цифра 1 — палочка и крючок).

Учитель ставит цифру под соответствующим  количеством предметов или под  картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре.

Далее надо обучить ребят письму цифр. Это довольно сложный процесс. В  пропедевтический период учитель должен хорошо выяснить возможности и особенности  написания цифр каждым учеником класса! Для учащихся, у которых процесс  письма по тем или иным причинам затруднен, необходимо заранее приготовить  дополнительные пособия (фанерные или  пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями — в них  можно вставить карандаш и писать цифры, обводя прорези).

Последовательность  знакомства с написанием цифр:

1.      показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры;

2.      показ учителем письма цифры на доске (при этом обращается внимание на направление движения мела);

3.      обводка (пальцем, указкой) модели цифры;

4.      письмо цифры в воздухе;

5.      письмо цифры на доске несколькими учениками;

6.      письмо цифр в тетрадях по образцу. Предварительно учитель готовит тетрадь, в которой ученикам предстоит писать цифры. Для всех учащихся дается образец: записываются 2— 3 цифры.

Для отдельных учащихся учитель пунктиром  или тонкими линиями пишет  цифры, а они лишь обводят их. Некоторым  ученикам необходимо поставить лишь две-три опорные точки. Если у ученика значительные нарушения моторики, мелкие движения пальцев рук затруднены, то они не смогут писать цифры в одну клеточку. Таким учащимся разрешается писать цифры в две клеточки, а то и крупнее (в клетках, специально разграфленных для этого учителем).

Учащимся, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек при  написании цифр, необходимо выделять (проводить) строчки синим карандашом.

Отдельным учащимся доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафаретам, письмо вместе с учителем.

Перед письмом цифр учащимся предлагается обвести цифры из наждачной бумаги или фланели, наклеенные на карточках. Ребенок водит пальцем по цифре, как бы вычерчивая ее, затем повторяет  ее название. Письмо цифр сочетается с  их проговариванием, а также счетом (написать одну, две, три, четыре цифры).

Учитель добивается от каждого ученика правильного, четкого написания цифр, что является залогом правильных вычислений при  решении примеров и задач.

Информация о работе Особенности формирования приемов мыслительных операций у детей с тяжёлыми нарушениями речи при изучении состава чисел в пределах десятк