Особенности формирования приемов мыслительных операций у детей с тяжёлыми нарушениями речи при изучении состава чисел в пределах десятк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:33, реферат

Краткое описание

Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, рассматривается их состав, вводятся действия сложения и вычитания, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Содержание

1.Общие представления – 3
2.Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в первом классе – 4
3.Получение чисел – 5
4.Обозначение числа цифрой и письмо цифр – 6
5.Соотношение количества, числа и цифры – 7
6.Место числа в числовом ряду – 8
7.Счёт в прямой и обратной последовательности – 9
8.Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел – 12
9.Обучение сложению и вычитанию в пределах десяти – 14
10.Список использованной литературы - 19

Вложенные файлы: 1 файл

! реферат по методике преподавания математики.docx

— 58.38 Кб (Скачать файл)

Запишем 1 — 1=0 (отсутствие предметов обозначают цифрой 0). Решаются еще примеры, когда  разность равна 0.

Нуль  сравнивается с единицей. Устанавливается, что нуль меньше единицы, а единица  больше нуля, поэтому нуль должен стоять перед единицей. Однако учитель должен помнить, что нуль не относится к  натуральным числам. Поэтому ряд  натуральных чисел должен начинаться с единицы.

Вводить число нуль (0) в качестве вычитаемого, а потом и слагаемого следует  на большом числе упражнений. Смысл  действий с нулем будет лучше  понят учащимися, если нуль в качестве вычитаемого и нуль в качестве слагаемого будет вводиться неодновременно. Затем проводятся упражнения на дифференциацию примеров, в которых нуль будет  слагаемым и вычитаемым.

Упражнения  на дифференциацию должны включать все  возможные сочетания, например: 1 — 1, 2—2, 5—5, 1—0, 2—0, 3—0, 1+0, 0+3, 0+0, 0-0 и т. д.

В 1-м классе после знакомства с  числами от 1 до 5 учитель использует в своей речи названия компонентов  и результата действия сложения.

Закреплению действий сложения и вычитания способствуют составление примеров с данным ответом на сложение и вычитание (например +=6, -=6) разложение любого числа на два слагаемых (например, 8=... + ..., 10=... + ...); дополнение любого однозначного числа до данного числа или до 10.

Полезно показать учащимся и зависимость изменения суммы от изменения слагаемых, а также изменения остатка от изменении уменьшаемого.

Учитель должен обращать внимание учащихся на то, что сумма всегда больше каждого  из слагаемых (или равна ему), а  остаток всегда меньше уменьшаемого (или равен ему). Уменьшаемое больше или равно вычитаемому, в противном  случае вычитание произвести нельзя.

Примеры с тремя компонентами следует  сопоставлять с примерами, имеющими два компонента, выявлять их различие. Учителю следует помнить о  том, что умственно отсталые первоклассники примеры с тремя компонентами часто решают так же, как с двумя, т. е. выполняют одно действие и сразу  записывают ответ, считая, что решение  примера закончено, например: 4+2—3=6. Предупреждению подобных ошибок способствует приучение учащихся к планированию предстоящей деятельности. Этому  способствует постановка перед выполнением  арифметических действий вопросов вида: «Прочитай пример. Сколько действий надо выполнить? Какое 1-е действие? Какое 2-е действие?» Затем требовалось  от учащихся рассказать последовательность предстоящих операций. Например: «В примере надо сложить (прибавить) и  вычесть. Сначала я буду складывать (прибавлять), потом вычитать, запишу ответ». Можно разрешить на первых порах писать результат первого  действия над знаком действия, например: 5+4—2 =7. Это один из приемов самоконтроля, к которому следует готовить учащихся с 1-го класса. Они должны приучаться к проверке правильности решения примеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Перова М.Н. «Методика преподавания математики в коррекционной школе», изд. «ВЛАДОС», 1999г.

 


Информация о работе Особенности формирования приемов мыслительных операций у детей с тяжёлыми нарушениями речи при изучении состава чисел в пределах десятк