Особенности формирования приемов мыслительных операций у детей с тяжёлыми нарушениями речи при изучении состава чисел в пределах десятк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:33, реферат

Краткое описание

Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, рассматривается их состав, вводятся действия сложения и вычитания, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Содержание

1.Общие представления – 3
2.Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в первом классе – 4
3.Получение чисел – 5
4.Обозначение числа цифрой и письмо цифр – 6
5.Соотношение количества, числа и цифры – 7
6.Место числа в числовом ряду – 8
7.Счёт в прямой и обратной последовательности – 9
8.Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел – 12
9.Обучение сложению и вычитанию в пределах десяти – 14
10.Список использованной литературы - 19

Вложенные файлы: 1 файл

! реферат по методике преподавания математики.docx

— 58.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Соотношение количества, числа и  цифры

Учащиеся  школы VIII вида вначале не связывают  число с цифрой. Осознание такого соотношения требует многочисленных упражнений разнообразного характера, например:

1. К заданному количеству предметов  подобрать нужную цифру. Учитель  говорит: «Мама купила 4 апельсина.  Покажите цифрой, сколько апельсинов  купила мама. Проверим. Посчитаем  вместе, хором, и прикрепим цифру  4».

2. К цифре подобрать соответствующее  количество предметов. «Эта кукла  не умеет говорить, но знает  цифры. Смотрите, какую цифру она  показала (3). Это она просит конфеты.  Сколько конфет она просит? Дадим  кукле 3 конфеты».

3. Игра «Найди нужные картинки».  Ученики получают коробочки с  набором картинок (5—6 картинок) и  цифру. К цифре они должны  подобрать все картинки с соответствующим количеством предметов.

Затем к каждой картинке ученик подбирает  нужную цифру.

4. На полоске отложить мерку  4 раза. Какое число получись? Измерить  воду в банке стаканами. Отсыпать из пачки 4 ложки соли, написать цифрой. Сколько соли отсыпали? И т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место числа в числовом ряду

Работу  следует начать с числовой лестницы. Одну ступеньку обозначаем числом 1, две ступеньки — числом 2, три ступеньки — числом 3, четыре ступеньки — числом 4. Дети «поднимаются» и «опускаются» по «лесенке» (ведут счет).

Затем определяется место числа в числовом ряду. Например, цифра 4 стоит после  цифры 3, так как число 4 идет после числа 3 при счете. Учащиеся в своем наборном полотне находят цифру 4 и расставляют все известные им цифры по порядку, т. е. в порядке последовательности числового ряда. Учащиеся должны знать, что число 4 стоит после числа 3 и перед числом 5. «Соседи» числа 3 — числа 2 и 4. Между числами 3 и 5 стоит число 4. На этом этапе полезна работа с иллюстрацией чисел и соответствующим количеством предметов;

Наряду  с составлением числового ряда с  опорой на предметное и иллюстративное его изображение все чаще следует  воспроизводить ряд без опоры  на наглядно-образное восприятие: записать числа по порядку от 1 до 4; записать числа от 4 до 1; заполнить числовой ряд 1, 3; вставить пропущенные числа (или закрыть «форточкой»); найти соседей числа 2.

Учитель коррекционной школы для закрепления  последовательности числового ряда широко использует разнообразные игры, как дидактические, так и подвижные, занимательные упражнения. Особенно любят дети игры «Живые цифры», «Найди свое место», «Угадай, сколько здесь  грибочков» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет в прямой и обратной последовательности

Обучение  счету в пределах данного числа  происходит после знакомства учащихся с его образованием. Если учащиеся пришли в 1-й класс школы VIII вида, умея считать в пределах 10, то этот счет необходимо закреплять и совершенствовать.

Прежде  всего учитель учит брать предмет  в руку и откладывать его в  сторону, затем отодвигать. Потом  ученики считают, дотрагиваясь пальцем  до каждого предмета, затем только показывают предметы, не дотрагиваясь до них. После этого они считаю; «глазками», т. е. смотрят на предметы. Во всех этих упражнениях ученики считают вслух. И только тогда учитель просит пересчитать предметы про себя.

Каждый  раз после пересчета предметов учитель задает вопрос: «Сколько?» Например: «Сколько здесь карандашей, посчитай». После пересчета учитель опять спрашивает: «Здесь 7 карандашей?» (Карандаши можно собрать в одну руку.)

Первые  предметы, которые пересчитывают  учащиеся, должны быть хорошо им известны, не надо отвлекать учащихся новизной, излишней красочностью. Все внимание должно быть сосредоточено на счете.

Для счета сначала выбирают одинаковые предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся размером, цветом, материалом. Учащиеся пересчитывают  предметы, объединяя в одну совокупность множество синих и красных  карандашей, больших и маленьких  шаров, деревянных и пластмассовых  палочек различной окраски.

Наконец, они пересчитывают и разнородные  предметы: «Сколько деревьев (берез  и елей) стоит в ряду?», «Сколько игрушек?».

Счет  ведется как слева направо, так  и справа налево, сверху вниз, снизу  вверх. При пересчитывании важно, чтобы  ученик не только называл результат  счета: «Здесь 5 игрушек», «Стоят 7 деревьев», но и правильно показывал все  множество сосчитанных предметов.

Когда учащиеся научились пересчитывать  предметы в горизонтальном ряду, надо варьировать расположение предметов, предъявляя их в вертикальном, наклонном  рядах, в сложной группе (вразброс). Это необходимо делать потому, что  в силу стереотипности мышления первоклассники не могут использовать свой опыт счета  горизонтально расположенных предметов  при счете предметов, данных в  ином положении. Только разнообразные  упражнения в счете разных предметов, различно расположенных в пространстве и на плоскости, помогают сформировать у учащихся навыки счета.

Отвечая на вопрос: «Сколько?», учащиеся учатся считать отдельные предметы, предметы, объединенные в цепочки (ребенок  может дотронуться, отодвинуть предмет при счете, но не может взять его в руки), изображения предметов на картинках, таблицах, числовых фигурах (ребенок может дотронуться до предметов, (не может отодвинуть их, взять в руки). Счет в двух последующих случаях более труден.

Сначала дети учатся присчитывать по одному предмету, а потом отсчитывать, затем считать и равными числовыми группами — по 2, 5, 3, 4.

Счет  в обратном порядке более труден для учащихся, поэтому он должен быть связан с отсчитыванием сначала  конкретных предметов, которые ученик мог бы взять в руки, отодвинуть. Например: «Сосчитаем карандаши». Ученик сосчитал: «Всего 5 карандашей». «Уберем 1 карандаш в коробку. Осталось 4 карандаша. Уберем еще 1 карандаш. Осталось 3 карандаша» и т. д. Затем отрабатывается обратный счет на цепочках, счетах и, наконец, отвлеченно.

В период обучения даются не только задания  на пересчитывание предметов, но и задания практического характера, например: «Леня, сосчитай, сколько учеников в нашем классе сидит у окна»; «Каждому ученику нужно дать по 1 тетради. Сколько тетрадей нужно отсчитать?»; «Отсчитай, Катя, 7 тетрадей»; «Алеша, дай мне 3 карандаша».

Усвоение  счета, восприятие определенного количества и соответствующего числа значительно  облегчается, если в упражнения; включаются различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный. Можно пользоваться такими приемами: хлопать ладошками, звонить колокольчиком, постукивать  о парту, ударять по клавишам пианино, прыгать, топать, ударять мячом об пол и т. д. При этом учитель  постоянно указывает на число  тех или иных движений, звуков, которые  нужно произвести («Попрыгай на одной  ноге 4 раза, похлопай ладошками 3 раза»), просит определить их количество («Сколько раз я ударила палочкой о стол? Сколько раз я дернула шнурок с шариком?»).

Нередко непривычность задания отвлекает  ребенка своей новой формой, а  быстрая отвлекаемость, неумение сосредоточить  внимание на решении основной задачи приводит к тому, что ребенок забывает об основном задании: «Подпрыгни 3 раза». Ученик прыгает и забывает о счете. «Хлопни 5 раз», — говорит учитель. Ученик хлопает, пока его не остановят. Чтобы избежать этого, учитель должен сосредоточить внимание ученика  на второй части задания: «Сколько раз  нужно хлопнуть? Прыгай и считай. Когда ты остановишься?»

Многократная  повторяемость подобных упражнений привод к тому, что форма задания  не отвлекает учеников и внимание сосредоточивается на счете.

Учащиеся  выполняют практические задания: обводку, лепку аппликацию, раскрашивание, связывая эту работу со счетом. Учитель просит обвести три кружка, раскрасить два гриба, наклеить три листочка дуба, вылепить четыре шарика.

Уроки математики должны быть тесно связаны  с уроками ручного труда, рисования: учащиеся лепят большие и маленькие  шарики, пересчитывают их, лепят  грибы, овощи, фрукты и они становятся предметом счета на уроках математики.

Следует учить учащихся счету предметов  и отвлеченному счету не только от единицы, но и от любого числа до заданного: «Посчитай от 3 и дальше»; «Посчитай от 4 до 8»; «Посчитай (обратно) от 10 до 5»; «Посчитай от 7 до 3»; «В корзине 5 яблок, клади туда еще яблоки и  считай, сколько всего яблок будет  в корзине»; «В корзине 5 яблок, отсчитай (возьми) 2 яблока. Сколько яблок останется  в корзине?» (Отсчитывать надо так:«Там 5, возьму 1 яблоко, осталось 4, возьму еще 1, осталось 3».)

При изучении каждого из чисел учащиеся учатся не только пересчитывать предметы и отвечать на вопрос «Сколько?», но и определять порядковый номер того или иного предмета (в зависимости  от порядка, в котором проводится счет).

Определение порядкового номера пересчитываемых  предметов имеет большое значение для развития пространственных представлений, так как ученики знакомятся с  порядковым отношением, местом предмета в ряду других: перед, между, за, около  — это слова, которые указывают  на пространственное положение предмета.

Начинать  работу следует в подготовительный период. Лучше всего знакомство с  этими понятиями проводить как  бы исподволь, обращая внимание учащихся на отношения между предметами в  окружающей среде: «Кто сидит рядом  с тобой, Юра? Кто сидит перед (за) тобой, Наташа? К доске выйдут Саша и Миша. Соня, встань между ними. Ребята, кто стоит первым слева? Кто второй, третий? Кто стоит первым справа? Кто второй? Кто третий? Сейчас мы пойдем завтракать. Постройтесь в  два ряда — девочки и мальчики. Пересчитайтесь по порядку сначала  мальчики. Начинай счет слева». Мальчики считают: «Первый, второй...» Девочки считают: «Первая, вторая...»

Трудности у учащихся вызывает изменение порядковых числительных по родам, поэтому закрепляющих это упражнений должно быть достаточно много. Учащиеся должны понять, что первым может быть предмет, расположенный слева, справа, сверху, внизу, что один и тот же предмет в зависимости от направления счета может быть и первым, и последним.

Необходимо  показать учащимся, что для ответа на вопрос «Сколько?» им нужно определить общее число пересчитываемых  предметов, а при ответе на вопрос «Который?» — назвать номер  предмета по порядку. Например, учитель  просит выйти к столу нескольких учеников и построиться в ряд. «Посчитаем, сколько учеников стоит  у доски», — говорит учитель. Учащиеся хором считают: «5 учеников». «Сколько всего учеников? Покажите 5 учеников. Кто стоит первым слева в ряду? Который по счету Сережа? Пересчитайтесь по порядку номеров. Кто пятый  в ряду? Покажите пятого ученика». Учащиеся должны понять, что 5 — это общее  количество, а пятый — это один ученик, стоящий пятым по порядку.

Очень важно учащихся 1-го класса учить  изменению числительных по родам  при счете предметов. Эта задача трудна для умственно отсталых учащихся. Поэтому полезно подбирать для  счета предметы, при пересчете  которых необходимо употреблять  числительные разного рода: карандаш — один, два, три...; тетрадь — одна, две, три...; яблоко — одно, два, три... Особое внимание следует уделять счету предметов, обозначаемых числительными среднего рода, так как они чаще всего неправильно употребляются учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел

По  мере изучения чисел первого десятка  учитель не только знакомит учащихся с местом данного числа в натуральном  ряду чисел, но и учит сравнивать это  число с числами, стоящими рядом, а также другими числами. Например, уже при изучении числа 2 учитель  показывает учащимся, что 2 больше 1. Вначале  это сравнение проходит на предметных множествах: «В верхнем ряду 1 круг, а в нижнем — 2 круга. Где кругов больше? Где меньше? Почему? В каком  ряду лишний круг? В каком ряду не хватает кругов?» Аналогичные  упражнения проводятся и на других множествах: «Какую цифру поставим около одного круга! Какую цифру  поставим около двух кругов? Какое  число больше 2 или 1? Какое число  меньше: 2 или 1? Почему 2 больше, чем 1? Покажи сначала на кругах, а потом на яблоках».

Далее учитель просит уравнять количество кругов в верхнем и нижнем рядах: «Что нужно сделать, чтобы в верхнем ряду было столько же кругов, сколько в нижнем?» (Добавить 1 круг.) «Что нужно сделать, чтобы в нижнем ряду кругов было столько же, сколько в верхнем?» (Убрать 1 лишний круг.)

Учащиеся  работают в этот период в основном с множеством предметов, устанавливая взаимно однозначное соответствие между элементами множеств: они не только выясняют, где предметов больше (меньше), но и определяют, сколько  лишних предметов в большем множестве  и сколько их недостает в меньшем. Одновременно они сравнивают и числа, которые являются характеристикой  этих множеств. Сначала сравниваются два рядом стоящих числа, например 3 и 4, а затем и любые два  числа.

Например, сравниваются множества яблок и  груш (яблок 3, а груш 4). Ученики раскладывают груши в ряд, а под каждой грушей кладут яблоко, т. е. устанавливают взаимно  однозначное соответствие. Одна груша  лишняя — груш больше. Одного яблока недостает — яблок меньше. Значит, 4 больше, чем 3, а 3 меньше, чем 4. Полезны  и такие вопросы:

«Сколько  надо добавить яблок, чтобы их стало  столько же, сколько груш?»

«Сколько  надо отнять груш, чтобы их стало  столько же, сколько яблок?»

Информация о работе Особенности формирования приемов мыслительных операций у детей с тяжёлыми нарушениями речи при изучении состава чисел в пределах десятк